Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Конспект урока психологии в 1-2 классах

Автор: Муратова Елена Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель центра развития и психологической поддержки «Стимул» г. Омск

Описание: урок психологии «Мальчишки и девчонки» разработан для учащихся 1-2 класса. Конспект урока будет полезен для педагогов-психологов, а также классных руководителей средней общеобразовательной школы. Данный материал прошел апробацию на базе НОУ «Школа «Альфа и Омега» г. Омска, результатом которой стало формирование адекватной гендерной позиции учащихся, а также положительные отзывы педагогов и родителей, что послужило разработке ряда подобных занятий с учащимися.

Цель: Формирование гендерных установок учащихся 1 класса.

Задачи:

1. Оказать помощь в осознании содержания своей гендерной роли.

2. Оказать помощь при формировании эмоционально-положительного отношения к своей гендерной роли.

3. Оказать помощь в регуляции поведения в рамках гендерной роли.

Раздаточный материал: картонные фигурки (разрезанные) силуэтов  мальчика и девочки, рисунок на листе А3 чемоданчика (мужского), рисунок на листе А3 сумочки (женской), вырезки из журналов женских и мужских предметов.

Методические приемы: дидактическая игра, активизирующая игра, беседа, опрос, работа в группах, анализ, классификация, обобщение, сравнение, техники невербального общения.

Ход занятия.

Введение: здравствуйте, мальчики и девчонки! Сегодня мы с Вами будем обсуждать очень интересную тему, а какую, - не скажу, потому, что вы сами должны будете догадаться! Я дам вам лишь несколько подсказок, а пока предлагаю поиграть.

Игра «Молекулы».

Психолог: Итак, внимательно слушайте правила игры: все вы, наверное, знаете, что мы с вами, а также все, что нас окружает, состоит из частичек, которые называются «молекулами», представьте себе, что вы и есть те самые молекулы, которые по моей команде начнут передвигаться в разных направлениях. Но как только вы услышите мой хлопок и цифру, вам нужно будет встать за руки в круг с количеством человек, соответствующим названной мной цифре. Кому не хватит места в кругу, объединяется со мной. Начали…

(психолог играет до тех пор, пока при помощи названной им цифры не будет образовано 2 команды с равным числом участников).

Упражнение  «Кто это?».

(Группа делится на 2 команды с помощью игры «Молекулы».

Психолог: А теперь каждая команда получает набор фигур, из которых нужно составить картинки.

(силуэт девочки (1 группа) и силуэт мальчика (2 группа); после предъявления задания называется тема занятия).

Психолог: кто может сказать, как называется тема нашего урока?

(Выслушивает ответы детей).

Психолог: Правильно, тема нашего с вами занятия «Мальчики и девочки».

Игра — разминка «Я знаю много имен».

(Психолог кидает мяч детям, которые сначала называют имена девочек, затем — мальчиков).

Загадки про маму и папу.

1.

Кто взял в руки молоток,

Вырыл яму он лопатой?

Кто смотрел со мной хоккей?

Это мой любимый...(дети хором - папа).

2.

Кто красивей всех вокруг,

Кто готовит, моет раму?

Кто мой нежный, добрый друг?

Это всё родная...(дети хором - мама).

Упражнения «Качества мальчиков и девочек».

Психолог: мамы когда-то были девочками, папы когда-то были мальчиками! Нам с самого детства понятно, что мальчики и девочки отличаются друг от друга, а чем?

а) небольшая беседа с детьми (психолог кидает мяч, тот у кого он оказался отвечает на вопрос: чем отличаются мальчики и девочки.

б) упражнение «Чьи качества?»

Психолог: Сейчас я буду называть качества мужчины, если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками.

* Мужчина: сильный, ответственный, женственный, мужественный, настойчивый, мягкий, трудолюбивый, домашний, умный, застенчивый, решительный.

Психолог: А теперь я буду называть качества мужчины, если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками.

* Женщина: добрая, скромная, мужественная, грубая, мягкая, женственная, обаятельная, понимающая, ласковая, жесткая, хозяйственная.

Упражнение «Чемодан и сумочка».

(На доске вывешиваются 2 плаката с рисунками мужского чемодана и женской сумочки, перед детьми выкладываются вырезки из журналов женских и мужских предметов).

Психолог: сейчас каждый по очереди выберет себе предмет, если это мальчик, то он выбирает мужской предмет, если девочка, то женский предмет и отнесет его либо в мужской чемодан, либо в дамскую сумочку.

(Каждый участник по очереди выбирает предмет и кладет в чемодан или в сумочку, в зависимости от своего пола.

Упражнение «Угадай кто я?»

(Психолог изображает жестами мужские и женские роли, дети отгадывают (Пример: Силач, забивание гвоздей, выполнение макияжа, женская походка и т. д.)

Музыкальная пауза

(Очень хорошо, если психолог с детьми споет песенки, где бы показывались отношения девочек и мальчиков).

Например: «А ты меня любишь?», «Алые паруса».

Игра - активизация «Хлопушки».

Психолог: покажите мне левую ладошку. А теперь положите на нее указательный палец и постучите им, а теперь – средний, а теперь – безымянный, мизинец, и большой палец, а теперь девочки хлопают мальчикам, а мальчики для девочкам.

Игра «Ладошки».

Психолог: а теперь девочки встают во внутренний круг спиной к центру, а мальчики во внешний лицом к девочкам.

Играем в ладошки, девочки протягиваю мальчикам ладошки, а мальчики кладут свои руки на ладошки девочек. Девочки должны быстро хлопнуть по внешней стороне ладошек мальчиков, а мальчики – быстро убрать ладошки. Потом можно поменяться.

По моему хлопку, внешний круг вращается и переходит к другому участнику, игра продолжается до тех пор, пока все мальчики поиграют в ладошки со всеми девочками.

Игра «Остановитесь девочки, остановитесь мальчики».

Психолог:  сейчас все мальчики и девочки будут передвигаться по классу в любых направлениях, но как только я говорю «остановитесь девочки» - девочки стоят, мальчики передвигаются, если же я говорю - «остановитесь мальчики» - мальчики стоят, девочки передвигаются, и т. д.

Заключение.

(Психолог делает небольшой вывод о проведенном уроке, еще раз обобщает основные качества мальчиков и девочек).

Ритуал прощания «Салют» - УРА!!!

Психолог: дорогие мальчишки и девчонки вы здорово поработали, а теперь также замечательно давайте попрощаемся с вами; встаем в круг, и когда я скажу слово «Салют», нужно всем громко крикнуть «Ура».

Домашнее задание: рассказать об уроке родителям, нарисовать автопортрет. 

Рекомендуем посмотреть:

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Психологический тренинг для педагогов

Тренинговое занятие «Успех публичных выступлений» с учащимися 10-11 классов.

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Мила Кузьмина # 29 августа 2013 в 23:47 +1
Спасибо за урок психологии. Для учеников начальной школы - это актуальная тема.
Очень важно проводить беседы о качествах мужчины и женщины. Какими вырастут наши мальчики и девочки зависит от нас взрослых.
Муратова Елена # 30 августа 2013 в 14:59 0
Спасибо и Вам за отзыв!
Оксана Георгиевна Проскуровская # 17 декабря 2013 в 17:18 +1
Когда увидела этот материал-удивилась.А что, есть психологи в школах? Лично в нашем городе такую должность упразднили.Я 7 лет отработала на коррекционных классах в тесном сотрудничестве с психологом.И у нас проводились такие уроки психологии.Они просто НЕОБХОДИМЫ!!! И не только для коррекционных школ и классов.Лично наблюдала изменения, происходящие с ребятами при систематических психологических занятиях.Спасибо.
Татьяна Петровна Лунегова # 27 января 2014 в 18:19 +1
Гендерное воспитание, везет школам, где есть психологи - это огромная помощь и родителям и классным руководителям. спасибо за материал, можно использовать на родительских собраниях
Наталья Рафаиловна Найденова # 14 февраля 2014 в 17:13 +1
Очень хорошие упражнения. Их можно проводить не только со школьниками, но и со старшими дошкольниками. Считаю, необходимо использовать гендерные технологии на более ранних этапах развития ребенка. Спасибо большое за ценный материал!
Елена # 2 марта 2014 в 08:58 0
Спасибо! Материал полезный. Кое-что можно взять для подростков.
Наталья # 4 марта 2014 в 09:36 +1
Спасибо, Елена.Сама веду кружок психологии в начальной школе и пришла к выводу, что учителя недостаточно внимания уделяют гендерному воспитанию детей. Считаю, что уже с младшего дошкольного возраста следует включать работу по гендерному воспитанию, ведь именно в возрасте от 3 до 7 лет происходит становление гендерной идентичности.
Мария Владимировна Морозова # 5 апреля 2014 в 19:27 +1
Интересный материал, актуальная тема. Гендерные роли меняются, детям сложно расти в обществе, в котором нет как таковых стандартов. Но с качествами, мне кажется, стоит осторожнее быть. Условно говоря, трудолюбивые и ответственные, в идеале, у ребенка оба родителя. Мамы могут актуально работать, папы неплохо еду готовить... важно, думаю, больше говорить о самих детях. Стихотворения очень выручают в таких случаях.
Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 20:30 +1
А мне пришлось столкнуться с отсутствием ПОЛОВОЙ идентификации девочек и мальчиков в возрасте 14-15 лет (8-9 КЛАСС). И очень тяжело "вводить" девочек в лоно женственности. Девчонки пытались меня убедить в том6 что сегодня просто не выжить, разделяя "жизнь" на роли. Девушка должна мочь все, и в том числе утвердиться как лидер в семье.
пришлось прибегнуть к помощи клуба семьи. Написала программу гендерного воспитания, к которой шли вместе с клубом семьи. Вопрос остается открытым. Консенсуса нет. Даже мужчины не согласны, что женщина женщиной будет. И претендуют на то, чтобы мочь стать мамой. Я имею ввиду секцию отцовскую секцию клуба семьи. Это папы, оставшиеся по разным причинам в роли единственного родителя.
Спасибо, что вы работаете с малышами! Это очень нужно! И если это возможно, идите к родителям! Давайте в этом будем едины!
Наталия Владимировна Ярмоленко # 29 июля 2014 в 12:50 0
В современном мире большинство прежних представлений о различии полов все больше поддаются сомнению и изменению, как в выборе причёсок, одежды, применения макияжа..., так и в выборе профессии, индивидуального стиля поведения... С одной стороны это способствует развитию и распостранению толерантности, а с другой, обостряет противостояние между поклонниками наиболее радикальных предпочтений. Информационное пространство, окружающее детей, перенасыщено противоречиями и екстремизмом, что может увлекать подростков. Мне кажется, что возраст детей, форма подачи очень удачны. А содержание предоставляет простор для творческого подхода в различных конкретных ситуациях. Спасибо!
Татьяна Юрьевна Анисимова # 26 октября 2014 в 20:50 0
Уважаема Елена Александровна! Спасибо за интересную публикацию. Мне понравилось, что в у данного урока психологии очень грамотная структура и хорошая подборка упражнений. В младших классах такие уроки проводить важно.
Муратова Елена Александровна # 19 ноября 2014 в 11:00 0
Спасибо, коллеги, за теплые слова!!!
Ирина Александровна Ашканова # 3 декабря 2014 в 12:58 0
Очень интересное мероприятие. Подборка упражнений очень понравилась. Взяла себе на заметку ряд элементов разработки.Спасибо!
Евгения Ивановна Орлова # 6 октября 2015 в 11:46 0
Спасибо за разработку мероприятия, понравилось! Цель занятия соответствует содержанию, можно добавить еще 1-2 творческих упражнения (рисуют, наклеивают и т.д.,) можно выполнить по подгруппам - мальчики и девочки.
Ксения Александровна Демченко # 8 апреля 2018 в 23:22 0
В дошкольных учреждениях все чаще возникают сложности с определением мужских и женских видов работы. Не секрет, что большое количество неполных семей, семей с неправильным стилем воспитания, накладываю свой отпечаток на формирование личностных качеств. Поэтому работа по гендерному развитию, конечно должна вестись.Спасибо за вариант проведения.
Марина Владимировна Валеева # 15 апреля 2018 в 12:59 0
Мальчики и девочки в данном в возрасте часто имеют конфликтные отношения. Данный материал может сплотить коллектив и сдружить ребят. Думаю учитель тоже может использовать элементы данного занятия или целиком.