Диагностика эмоциональной сферы дошкольников

Диагностика эмоциональной сферы дошкольников

Диагностика эмоционального развития дошкольников

Цветовой тест эмоциональных состояний

Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера. Плохое настроение ребенка, сложные взаимоотношения с педагогом или сверстниками могут повлиять на успешность его деятельности.

Для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представленына рисунке.

Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.

Мы предлагаем вам интерпретацию цветовых выборов и цветовых ассоциаций. Безусловно, следует соотнести полученные результаты с вашими наблюдениями за ребенком во время занятий или наблюдениями педагога.

Синий цвет — этот цвет выбирают спокойные, чувствительные дети. Их настроение в целом положительно, хотя присутствует некоторая печаль. У ребенка существует потребность в глубоком, понимающем его собеседнике, в индивидуализированном общении. Занятия, где нет личного контакта с педагогом, им не комфортны, они замыкаются в себе, грустят.

Зеленый цвет — этот цвет выбирают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность быть первыми, потребность в похвале. Еще для них значимо уважительное к ним отношение со стороны педагога и сверстников, они любят, чтобы их ставили в пример другим.

Красный цвет — этот цвет предпочитают энергичные, активные дети. Им нравится пошуметь, пошалить, могут быть заводилами в играх. Цвет показывает, что на занятиях у ребенка хорошее, активное состояние.

Желтый цвет означает, что ребенок ожидает от занятий только хорошего, склонен слушаться педагога, выполнять его указания.

Фиолетовый цвет — цвет слишком детского поведения, потребность в опеке, похвале. Ребенок может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику. В целом настроение положительное.

Коричневый цвет — цвет тревоги, дискомфорта не только эмоционального, но и физического. У ребенка может болеть голова, живот, его может затошнить. Ребенок может переживать из-за того, что его достижения не соответствуют ожиданиям педагога или родителей.

Черный цвет — этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит на занятиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых. Это состояние открытого конфликта с педагогом или сверстниками, или с той деятельностью, которой им приходится заниматься.

Серый цвет — цвет пассивного неприятия. Серое настроение означает, что ребенок скучает на занятиях, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания педагога. Часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в занятиях, поскольку у него не получается выполнять требования.

Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько комфортны для него занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Эмоции и общение ребенка от 3-7 лет

Современные подходы к дошкольному образованию

Развитие мелкой моторики у детей

Психологические особенности развития ребёнка от 5 до 7 лет

Как научить ребёнка считать

Клара Дильмухамедовна Маркова # 11 января 2014 в 20:44 +2
Добрый вечер , коллега !!! С интересом прочитала  Ваш материал ,так  как  работаю над проектом : " Формирование эмоциональной лексики у детей  с  общим недоразвитием  речи ". Формирование базовых эмоций  у старших дошкольников  идёт по следующим  цветовым эталонам : синий цвет ассоциируется  у  детей  с эмоцией  радости, салатовый - с грустью , красный - со злостью , оранжевый - со страхом , бирюзовый - с удивлением / по Измайлову/. Интересно ,  является ли  такая градация  в  восприятии цвета  общепринятой ?  С  уважением  Маркова Клара .
Ирина Анатольевна Барыленко # 12 января 2014 в 10:48 +1
Прочитала Ваш материал. Интересный, хочу взять в работу. Всегда интересно знать мнение детей на твою работу, ведь детки такие разные. Эмоции так важны на занятиях, но они должны нести положительный характер. Спасибо за работу, удачи Вам.
Мария Витальевна Москаленко # 20 января 2014 в 19:18 0
Понравился представленный материал тем, что достаточно прост в применении. Обязательно воспользуюсь в своей деятельности.
Александра Геннадьевна Фунтова # 24 января 2014 в 23:06 0
Добрый вечер , коллега ! Материал очень понравился. Очень полезно и воспитателям, и родителям знать каково эмоциональное состояние малыша, чтобы найти причины выявленного неблагополучия для оказания помощи  ребенку.Обязательно воспользуюсь сама и посоветую коллегам.
Асель Сагидолловна Калтумбасова # 7 февраля 2014 в 15:24 0
Очень хорошая диагностика,она позволяет изучить личные качества ребенка.Спасибо.
Екатерина Глинская # 20 февраля 2014 в 13:01 0
Большое спасибо за диагностику. Очень полезная информация. Думаю ввести в привычку ее использование на занятиях. Также попробую дома со своим ребенком. Замечала, что трехлетняя дочь иногда раскрашивает весь рисунок каким-то определенным цветом.
Светлана Владимировна Баяндина # 21 февраля 2014 в 21:05 0
Добрый вечер !!! С интересом прочитала диагностику очень хорошо дать родителям Спасибо.
Людмила Петровна Иващенко # 5 марта 2014 в 15:14 0
Очень интересно. Обязательно использую в родительском уголке.
Ирина Игоревна Константинова # 3 апреля 2014 в 00:18 0
Добрый вечер! Прочитала вашу статью - очень интересно и познавательно. Я тоже провожу цветовую диагностику музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике С.И Мерзляковой уже много лет. Очень нравится, сразу виден уровень музыкальных способностей детей.
Марина Вячаславовна Васильева # 9 мая 2014 в 07:32 0
Доброе утро! Прочитала Ваш материал и считаю, что в коррекционной и развивающей работе с ребятами он очень важен, так как используя эту диагностику мы можем увидеть настроение конкретного ребёнка и во время занятия, и во время общения с педагогом, со сверстником, дома, в детском саду, когда он общается с мамой. Анализируя данные педагог и специалисты детского сада смогут выстроить работу на перспективу как с детьми так и с их родителями в области эмоционального развития дошкольников. Большое спасибо за диагностику! Обязательно поделюсь с коллегами.
Любовь Александровна Антонова # 10 мая 2014 в 22:06 0
Интересный и полезный материал. Спасибо
Любовь Ивановна Митюхина # 19 июля 2014 в 17:55 0
Спасибо за предоставленный материал! на проведение занимаем мало времени. И для дошколят можно использовать применяя игровую форму проведения. Успехов! Примите мой голос!
Галина Васильевна Егорова # 22 октября 2014 в 12:29 0
Очень интересный материал! Сразу позвала свою дочь для выбора квадрата. Спросила, когда она дома, как ощущает цвет. Слава Богу, все в порядкеsmileИ быстро, и просто, и интересно. беру себе в закладки. Вам мой голос!
Чернова Марина # 6 ноября 2014 в 21:49 0
Работаю психологом, в приюте, с удовольствием применю эту диагностику в своей практике.
Екатерина # 13 ноября 2014 в 13:25 0
Насколько методика валидна?
Вера Кирилловна Кубышкина # 22 ноября 2014 в 06:25 0
В моей старшей группе есть два мальчика в рисунках которых преобладает черный цвет. Оба ребенка росли в неблагополучной семейной атмосфере-конфликты отцов и матерей. Последний год семейные проблемы разрешилась разводами. Жизнь вошла в положительное русло. Это заметно по детям, но преобладание черного цвета в рисунках сохранилось. Это что, любимый цвет?
Анна Дмитриевна Амоскова # 4 января 2015 в 20:22 0
Здравствуйте. Прочитала статью чисто из интереса, т.к. эта методика мне не в новинку. Просто хочу добавить,что интересно не просто посмотреть на то как ребенок реагирует на занятие (урок) и общение с педагогом, а я еще обычно прошу выбрать цвет в начале занятия и в конце. Очень приятно видеть, если сначала "цвет настроения" не особо хороший,а в конце его характеристика улучшается. Для себя в уме ставлю плюсик, значит смогла заинтересовать ребенка, увлечь его. Смена от хорошего настроения к плохому встречается редко, но зато сразу можно выяснить причину дополнительными вопросами, может ребенок устал, или не понял материал, из-за чего и расстроился, или возможна другая причина. Поэтому советую именно сравнительный аспект этой методики. Спасибо.
Анна Владимировна Леонтьева # 8 февраля 2015 в 19:05 0
Здравствуйте. Близко с данной методикой не была знакома. После вашей публикации взяла ее себе на заметку. Теперь успешно пользуемся ей вместе с детьми.
Ирина Николаевна Сысуева # 11 января 2016 в 21:50 0
Материал в коррекционной и развивающей работе с ребятами он очень важен, так как используя эту диагностику мы можем увидеть настроение конкретного ребёнка и во время занятия, и во время общения с педагогом, со сверстником, дома, в детском саду, когда он общается с мамой. Я смогу сама, как педагог выстроить работу на перспективу как с детьми так и с их родителями в области эмоционального развития дошкольников. Большое спасибо за диагностику.
Наталья Васильевнв # 22 января 2016 в 07:27 0
А для взрослых этот тест подходит?
Ольга Валерьевна Строкова # 17 февраля 2016 в 01:12 0
Я на занятиях использую "Разноцветные зонтики". Бывает в начале музыкального занятия ребенок хмурый, недовольный, капризный и выбирает себе темно-синий зонтик, а к концу занятия плохого настроения как не бывало. Он как и все бежит под желтый и смеется, радуется. Большое спасибо за диагностику. Я ее тоже возьму на вооружение.
Савченко Ольга Васильевна # 27 марта 2016 в 19:42 0
Здравствуйте коллега. Я как мама ребенка дошкольного возраста очень внимательно прочитала вашу статью и хочу Вас поблагодарить за этот материал. Работая воспитателем я не раз замечала если проблемы в семье- рисунок насыщен темными, или агрессивными красками; а где ребенок растет в строгости , но любви и уважении его как человека - краски светлые, радостные.
Мария Анатольевна Блинова # 3 ноября 2016 в 21:11 0
Понимать ближнего это важно,коммуникативные качества пригодятся каждому ребёнку, с помощью палитры красок мы тоже учимся общению.Спасибо.
Любовь Панфилова # 30 июля 2018 в 08:42 0
Сложнейшую методику Люшера используют просто не по назначению. Проще взять методику цветового восприятия Лутошкина- там все для педагога, с психологической стороны не подкопаешься. НО главное- автор предлагает сделать вывод на основе одного выбора! Непрофессионально! Хотя бы отметили, что на протяжении какого периода спрашивать и отмечать выбор ребенка, а затем сделать хотя бы скромненький анализ, статистику, сравнение. И поискать влившие на выбор факторы. В общем, успехов коллегам! И профессионализма.