Конкурсы

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук и буква В

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Звуки [в], [в']. Буква В, в.»

Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»

Прогнозируемые результаты:

• дети продолжат знакомство со звонкими согласными звуками [в], [в’];

• познакомятся с буквами русского алфавита В и в;

• уточнят понятие «слог», узнают о слогообразующей роли гласных, научатся произносить по слогам двусложные и трёхсложные слова, научатся делить слова на слоги;

• повторят правописание имён, отчеств и фамилий людей, кличек животных;

• расширят кругозор о спорте.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: Маленькое дело лучше большого безделья. Объясните, как вы её понимаете. (В ней говорится о трудолюбии и лени. Любое, даже маленькое дело, надо делать хорошо, старательно. Лень человека не красит. Бездельников не любят. Лентяю жить тяжело.)

Какой звук мы повторили? [л], [л']. Какие это звуки?

Пословица: Не тараторь языком — торопись делом. Как вы её понимаете? (Иногда люди много болтают. Спешат рассказать о каком- либо деле. В это время дело стоит на месте. Нужно поступать наоборот: быстро выполнять порученное дело или просто домашнее задание, меньше говорить, не хвастаться.)

Какой звук мы услышали? [р], [p'].

Сегодня мы познакомимся с новыми согласными звуками. А вот к какой группе согласных они будут относиться, узнаем в процессе урока.

2. Мотивация учебной деятельности

— Игра «Кто составит больше слов» из изученных букв.

На доске все изученные буквы в бусинках-кружочках — а, о, у, ы, и, н, л, р, к, т, с.

— Составьте и запишите слова в тетрадь для печатания. (Кот, рот, торт, сыт, рыл, лис, тир, кар, лук, сараи, кино, клин и т.д.)

3. Работа по теме урока

— Отгадайте ребусы.

Работа проводится устно, так как отдельные буквы дети не проходили.

— Возьмите два последних рисунка из тех предметов, которые вы отгадали в ребусах.

Появляется «Паровозик из Ромашково» и «голубой вагон», веточка вербы.

— Из какого состава этот вагончик? (Вагон отцепился от паровозика из Ромашково.)

Произнесите слово вагон. Какой звук вы слышите в начале слова?

(Звук [в].)

— Какой это звук? Произнесите первый слог? Какие звуки слышим? (Звуки [в] и [а].)

Как произносится новый звук? (Звук [в] произносится твёрдо.)

Произнесите второе слово. (Верба.)

Произнесите первый слог. Какой звук мы слышим первым? Какой это звук?

Произнесите первый звук из первого слова, а затем первый звук из второго слова. Сравните их звучание.

Дети чётко произносят [в] и [в'].

— Итак, с какими новыми звуками мы познакомились? (Это звонкие согласные звуки [в] и [в']. Звук [в] может быть твёрдым и мягким.)

Рассмотрите предметы, произнесите их названия, найдите в словах новые звуки, укажите их место и расскажите о них всё, что знаете: вагон, вагончик, паровоз, паровозик, Ромашково, ветер, верба, веточка, ветка, дерево, цветы, веник, боровик, трава, травинка, василёк.

Как на письме обозначаются звуки [в] и [в'].? (Буквами В, в.)

На что похожи буквы В, в?

Дети читают стихи.

Вот буква В видна вдали                        К единице три приставили.

Красивая, витая.                                      Что за букву мы составили?

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая. (С. Маршак)

— Напечатайте букву В, в в тетради для печатания. Отгадайте загадку и узнаете, как называется этот цветок.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый... (Василёк)

 

Возле школьного крыльца

Посадили деревца:

Вера — вербу,

Ясень — ... (Вася)

Кто же посадил ясень? (Вася.)

Как изменится имя мальчика по мере того, как он растёт? (Василёк, Васенька, Вася, Василий.)

Как из цветка получилось имя мальчика, отчество, фамилия? (Название цветка пишется с маленькой буквы, имя Вася — с заглавной буквы, отчество Васильевич, фамилия Васильев.)

Из кассы возьмите буквы В, в. Какие буквы подойдут к имени, к названию полевого цветка? Какие слова мы пишем с заглавной буквы?

Выберите несколько картинок, назовите предметы. (Вагон, трава, веник, боровик, дерево.)

Произнесите слова по слогам. (Ва-гон — 2 части, тра-ва — 2, ве-ник — 2, бо-ро-вик — 3, де-ре-во — 3.)

Каждая часть слова, которая произносится одним выдохом воздуха, называется слогом. Говорят так: «ва-гон» — в этом слове два слога. Первый слог ва-, второй слог -гон. Разделите на слоги следующие слова: ворота, двери, ставни, вратарь. Объясните значение слова ворота. (Это ворота во двор. Это ворота на футболе. Ворота в сказочный дворец. Ворота в море.)

Обратите внимание, как раньше писали букву в. Прочитайте слоги с буквой в. Какой слог выделяется среди всех слогов и не похож на остальные? (Это слог ви. Тут звук [в'] мягкий, а во всех остальных слогах звук [в] читается твёрдо.)

Прочитайте слова в столбиках (с. 69). Что вы можете сказать о словах первого столбика? (Это имена людей. Эти слова пишутся с заглавной буквы.)

Произнесите первое имя по слогам. (Во-ва.)

Сколько здесь гласных букв? (Две — о, а.)

Прочитайте первое слово во втором столбике. (Вот.)

Сколько слогов? Сколько гласных? Сделайте вывод о количестве слогов в словах. Есть ли какая-то закономерность? (Одинаково в словах число гласных и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Дети рассматривают рисунок на страницах 68-69.

— Кто играет в футбол? (Зайцы, лисёнок, медвежонок, бобр.)

Как называется игрок, который стоит в воротах? (Вратарь.)

Где мы слышим звук [в]? (Звук [в] слышим в первом слоге.)

— Дайте характеристику новому звуку. (Звук [в] — согласный, твёрдый.)

Как называются те, кто болеет за своих игроков? (Болельщики.)

Как ещё различаются игроки на поле? (Одни нападающие, другие защитники и полузащитники. Есть ещё судья.)

Прочитайте предложения (с. 69) «цепочкой». Можно ли эту группу предложений назвать связным текстом? (Это текст. Все предложения связаны между собой по смыслу.)

— Кто из мальчиков принимал участие в игре? Какую роль они выполняли в команде игроков? Мальчики играли в одной команде? Откуда это видно? Кто судит матч? (Судья.)

Кто кричит последние слова в тексте? (Болельщики.)

Один человек кричит эти слова? (Нет это разные люди. Болельщики есть у Славы и у Вовы. Это разные люди.)

Кто из вас любит смотреть футбол? За какую команду вы болеете? С кем вы посещаете футбол? Занятия спортом воспитывают выносливость, развивают ловкость. Особенно выделяется футбол. Что кричали болельщики Славе? (Слава, лови!)

Замените имена мальчиков на название игроков: нападающий, вратарь и т.д. Какую роль они выполняют в игре? Выделите новые звуки из слов вратарь и лови.

Дети дают характеристику новым звукам.

— Проведите слого-звуковой анализ слов в предложении: Вратарь, лови! Составьте его схему.

Что мы узнали о новых звуках? (Звук при произнесении встречает препятствия — значит это звук согласный. Произносится с голосом и шумом — значит это звонкий звук. Звук [е] может быть твёрдым и мягким.)

Возьмите синюю и зелёную карточки. Какой звук [в] слышится в названии этих предметов? Укажите карточкой.

Слова для работы: вилка, веник, варежки, иван-чай, вероника, дверь, вишня, Тверь, вьюнок, ваза, телевизор, ворона, вереск, зверобой, виноград, Волга, василёк.

— Разделите названия цветов и травянистых растений на слоги. Что же такое слог и сколько в слове бывает слогов? Послушайте стихотворение Тима Собакина «Цветы». Что произойдёт, если люди не будут беречь природу?

Учитель раздаёт детям листочки с текстом.

Цветы

Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвёшь цветок,

Если ВСЕ: и Я , и ТЫ —

Если МЫ сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только Я и ТЫ,

Если МЫ сорвём цветы.

О чём это стихотворение? Почему может произойти такая страшная беда? Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. Почему про некоторые растения говорят, что они занесены в Красную книгу? Почему их туда заносят?

Учитель может дать пояснение о значении Красной книги.

4. Рефлексия учебной деятельности

— Напечатайте под диктовку слоги и сделайте вывод о звуках [в], и буквах В и в.

Учитель читает слоги: ва, вав, во, ву, вув, вы, выв, ей, вив, ав, ов, ув, ыв, ив.

— Составьте из двух групп букв слова. Объясните сходство и различие схем слов.

Дети дают объяснение.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!