Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

Автор: Левинская Надежда Сергеевна, МБОУ МО город Краснодар СОШ №6, учитель начальных классов

Описание материала: данную методическую разработку урока можно использовать в 4 классе при изучении полезных ископаемых Краснодарского края. Некоторые материалы представленной разработки можно использовать при изучении полезных ископаемых на уроках окружающего мира в начальной школе. Это конспект урока, направленный на закрепление знаний детей о полезных ископаемых и, в частности, подробное рассмотрение полезных ископаемых родного края, воспитание патриотизма, любви к малой родине.

Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

Цели урока:

образовательные -  обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам  родного края, и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы.

Ход урока.

I. Организация начала урока

- Чтоб узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок кубановедения, вам нужно отгадать загадки:

Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

 

3. Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

 

4. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

 

5. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

 

7. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

 

10. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

- Как назвать все эти отгадки одним словом?  (Полезные ископаемые)

- Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».  В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

3. Где они применяются?

1. Работа по теме урока.

1. Вступительная беседа.

- Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

- На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.

2. Нефть, природный газ – горючие.

3. Железная руда – рудные ( металлические)

2. Работа по карте

- Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми  богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

 - Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

 -  В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? ( на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края  - на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

4. Беседа по прочитанному.

- О каких полезных  ископаемых, которые  мы ещё не искали на карте,  говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

- А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

Практическая работа. Песок и глина.

 - Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической  работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

 - Какое строение имеет песок? Глина?

 - Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

 - В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

 - В один стакан с водой  насыпьте песок, а в другой – глину.

Растворилась ли  глина  в воде? Растворился ли песок  в воде?

 - А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина.  (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

- Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

- Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Рассказ учителя:

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых час­тиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

- На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные по­лезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавли­вать земли на месте карьеров, потому что добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина- белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

- Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржа­веет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

II.  Закрепление

- Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

- Из чего образуется в природе песок и глина?

 - Где применяют глину и песок?

III.  Итог урока

 - Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.

- Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

IV.  Домашнее задание

- Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.

Рекомендуем посмотреть:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект интегрированного урока математики и природоведения в 4 классе для детей с ОВЗ (I и II вида)

Конспект урока литературного чтения в начальной школе

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока математики 1 класс по теме: Числа

Ольга Васильевна Кравченко # 13 января 2014 в 13:15 0
Спасибо педагогу за урок. Закрепляя знания детей о полезных ископаемых, дети узнают  полезные ископаемые родного края, тем самым ненавязчиво  воспитывается  патриотизм, любовь к малой родине.
Любовь Ивановна Ждан # 4 ноября 2014 в 21:59 0
Изучая полезные ископаемые, необходимо обращаться к исследованиям родного края. Но, где ученики записывали итоги практической работы? Не поняла.
Анастасия Сергеевна Протасова # 3 сентября 2015 в 06:25 0
Спасибо за конспект!