Внеклассное мероприятие по биологии в колледже на тему «Угадай растение»

Сценарий конкурсной программы по биологии для старшеклассников, студентов колледжа и техникума

Конспект внеклассного мероприятия (конкурса) по биологии на тему «Угадай растение»

Автор: Мещерякова Раиса Дмитриевна, преподаватель ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж», г. Пенза

Описание материала: В данной разработке представлен сценарий проведения внеклассного мероприятия по биологии в форме конкурса по теме «Угадай растение». Это мероприятие направлено на обобщение, систематизацию и закрепление знаний о растительном мире, полученных на уроках биологии. Материал предназначен для обучающихся 16-17 лет (учащихся старших классов, студентов начальных курсов техникумов и колледжей).

Цель: продолжить формирование представлений о многообразии растительного мира.

Задачи:

Образовательные: повторить полученные знания по систематике растений; научить применять их в практической деятельности; проверить степень усвоения дисциплины «Биология».

Развивающие: развитие творческой активности; дальнейшее формирование способности логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, выделять главную мысль, работать с различными источниками информации.

Воспитательные: воспитать интерес к биологии, любознательность, чувство бережного отношения к природе; показать тесную связь теоретических знаний с практикой.

Демонстрационный материал: гербарный материал, муляжи плодов растений.

Методические приёмы: игровая ситуация, соревнование, беседа.

Организация мероприятия (конкурса)

Конкурс «Угадай растение» проводится в пять туров, принимают участие восемь обучающихся, а остальные присутствуют в качестве болельщиков. Можно конкурс начать со всеми обучающимися, но по мере потери баллов они отсеиваются.

Первый тур - разминочный.

Во втором туре принимают участие все участники (обучающиеся, набравшие наименьшее количество баллов, выбывают из всех туров).

В третьем туре участвуют шесть студентов.

На пятый тур остаются два студента. Игра идет до трех баллов.

Проведение конкурса и его оценка:

1 тур – «Во саду ли, в огороде».

2 тур – «Угадайте растение по морфологическим признакам».

3 тур – «Определите название плода растений».

4 тур – «Угадайте растение по гербарному материалу».

5 тур – «Торг за право отгадывания растения по вегетативным и генеративным органам».

Ход мероприятия

Первый тур «Во саду ли, в огороде!»

Обучающиеся должны отгадать загадки. За каждое отгаданное растение присуждается пять баллов.

Подскажите-ка, ребятки,

Что растет на этой грядке?

Полосатый карапуз

С длинными усами

Называется…

Как? Скажите сами.

(арбуз)

Ровным строем у забора

Розовеют ...

(помидоры)

Дальше наш зеленый друг,

Называется он ...

(лук)

Здесь внимательно гляди-ка,

Что краснеет?..

(земляника)

Вам, наверное, обидно,

Что ее совсем не видно:

От забора до дорожки

Здесь насажена ...

(картошка)

Наклонись над грядкой низко –

Кто сидит в земле?

(редиска)

Потянулась с громким хрустом

Тугобокая...

(капуста)

Ну, теперь узнали вроде,

Что растет на огороде.

Второй тур «Угадайте растение по морфологическим признакам»

Преподаватель читает морфологическую и биологическую характеристику и назначение определенного растения, обучающиеся должны угадать, что это за растение. Кто догадался, сразу поднимает руку и называет. Если ответ правильный, присуждается 10 баллов. Если ответ неправильный, то читается дальше. А тот, кто назвал растение неправильно, теряет права участия. По итогам второго тура два участника, набравшие меньшее количество баллов, выбывают из конкурса. А остальные продолжают играть в третьем туре конкурса.

Задания второго тура:

1. Этим растениям принадлежит большая роль в сложении растительности Севера, особенно болот. У них нет корней. Они образуют многочисленные боковые ветви, отстающие и прилегающие к главной оси, густо покрытые листьями. Листья состоят из одного слоя живых хлорофиллоносных клеток и чередующихся с ними мертвых клеток, способных накапливать и удерживать воду. Ризоидов нет, и вода поступает по стебельку. Коробочка со спорами имеет крышечку.

(Мох сфагнум)

2. Растения являются первопоселенцами незаселенных пространств. Они способны переносить длительное обезвоживание, поглощать воду с минеральными веществами всем телом, размножаться спорами и вегетативно, образованы водорослью и грибами. На севере служат кормом для оленей.

(Ягель)

3. Это многолетнее растение с надземными и подземными побегами. Полый ребристый стебель, пропитанный кремнезёмом, состоит из члеников. Членики легко обламываются в местах, где, словно воротнички, окружают стебель чешуевидные бурые листья. Листья срастаются в трубку. От узлов наземных побегов отходят зелёные боковые ветви. Размножается спорами и вегетативно – корневищами, имеющими клубни. У него наземные побеги двух типов – спороносные, развивающиеся ранней весной и после спороношения отмирающие, и зелёные побеги, появляющиеся им на смену и отмирающие к зиме. Растёт как сорное растение на кислых почвах.

(Хвощ полевой)

4. Это растение из семейства сосновых, влаголюбивое и на бедных питательными веществами почвах не растёт, хвоинки четырехгранные, живут до пяти-семи лет. Весной на верхушках появляются торчащие вверх ярко-красные женские шишечки. Семена рассеиваются ветром к концу зимы. Его древесина – источник бумаги, кора – применяется при дублении кожи. На Новый год его приносят в дом в качестве украшения.

(Ель обыкновенная)

5. Это вечнозеленый кустарничек со стелющимися побегами из семейства брусничных, интересен его цветок: венчик розовый, колесовидной формы с отогнутыми вниз лопастями. Это, пожалуй, самая известная и почитаемая ягода сфагновых болот. Особенно она вкусна весной, когда её яркие ягоды освобождаются из-под снега.

(Клюква обыкновенная)

6. Этот сорняк с яркими синими лепестками знаком всем с детства. Растение однолетнее. Листья очерёдные, сидячие, как и стебель, покрыты шершавыми волосками. Цветочные корзинки снаружи покрыты обёрткой из черепитчатых прицветников. Краевые сине-лазуревые воронковидные цветки привлекают насекомых, в центре – трубчатые сине-фиолетовые цветки. Растение лекарственное, медоносное.

(Василек синий)

7. Это растение из семейства лютиковых. На лесных полянах ярко-жёлтые одиночные цветки затмевают все растения мая. Многолетние растения с хрупким корневищем и прямым стеблем. Листья пальчатораздельные. Прикорневые листья черешковые, стеблевые, сидячие. Плод – многолистовка, содержит чёрные овальные семена. Оно занесено в Красную книгу. Золотистый блеск цветков предупреждает животных – растение ядовито! Как декоративное растение широко используется в озеленении парков и садов.

(Купальница европейская)

8. Растение из семейства розановых. Растёт в светлых лесах, на опушках, вырубках, на лугах. От толстого короткого корневища отходят придаточные корни и розетки листьев с длинными побегами (усами). Побеги укореняются в узлах и дают начало новым растениям. Прикорневые листья тройчатые, листочки сидячие с крупными острыми зубчиками. Цветение начинается в мае и продолжается почти все лето. Цветки собраны в зонтиковидное соцветие. Висячий плод – ложная ягода. Выведено много гибридных сортов, которые обычно называют клубникой. Сухие ягоды заваривают и пьют при простуде.

(Земляника обыкновенная)

9. Это растение из семейства бобовых. В культуре возделывают как однолетнее растение. Стебель цепляющийся, имеет усики, плод – боб. Листья парноперистые. Цветок мотылькового типа. В культуре известны два вида - полевой и посевной.

(Горох)

10. Это двулетнее растение из семейства маревых. В первый год образует розетку прикорневых листьев и корнеплод, во второй год из корнеплода вырастает стебель, несущий соцветие тирс. Возделывают в больших промышленных масштабах для сахароварения как овощное и кормовое растение. Иногда дичает и растет как сорняк (особенно в Закавказье).

(Свекла)

11. Двулетнее растение из семейства крестоцветных. Из пазушных почек образуются маленькие кочанчики. Возделывают как овощное растение.

(Капуста)

12. Однолетнее растение с неветвистыми усиками из семейства тыквенных. Завязь цилиндрическая, шиповатая. Цветы раздельнополые. Плод – тыквина, однодольное или двудольное. Возделывают как овощное растение, в диком состоянии не обнаружено. Различают партенокарпические и пчёлоопыляемые сорта.

(Огурец)

Третий тур «Определите название плода растения»

Плод – орган, свойственный только для покрытосеменных, сочные плоды характеризуется наличием в околоплоднике растений сочных мясистых клеток. В сухих плодах все слои околоплодника высыхают.

По морфологической характеристике нужно определить, как называется данный плод растения. По итогам третьего тура ещё два участника выбывают из игры.

1. Сочный многосемянный плод. Наружный слой околоплодника – толстокожистый, богатый эфирными маслами, окрашенный, средний слой сухой, рыхлопористый, белый; внутренний слой состоит из сочных клеток - волосков на внутреннем кожистом слое околоплодника.

(Лимон)

2. Односемянный плод с сочным срединным слоем околоплодника; внутренний слой деревянистый и образует косточку, в которой находится семя. Бывает у вишни, сливы и др.

(Костянка)

3. Многосемянный сочный плод. Внутренний слой стенки плода хрящеватый и образует пять гнёзд, в которых находится по два семени; наружный - кожистый, срединный мясистый и сочный. Бывает у груши, яблони.

(Яблоко)

4. Это сухой плод. Вскрывается плод от вершины к основания двумя створками по брюшному и спинному швам. У гороха и фасоли.

(Боб)

5. Имеет твёрдый деревянистый околоплодник. Семя лежит свободно у лещины.

(Орех)

Четвёртый тур «Угадайте растения по гербарному материалу».

Предлагаются гербарии растений. Участники должны назвать род, семейство, порядок и класс. За каждый правильный полный ответ присуждается 10 баллов. По итогам четвертого тура еще два человека выбывают из игры.

Пятый тур «Торг за право отгадывания растения по вегетативным и генеративным признакам»

Участники торгуются за право отгадывания растения. Набравший большее количество баллов первым начинает торг.

Например:

Он говорит: «Я отгадаю это растение по листьям, стеблю, плоду и семени, цвету и корням».

Второй продолжает торг.

И так торг продолжается до тех пор, пока обучающиеся не назовут самое меньшее число органов растений. За каждое отгаданное растение присуждается один балл. Участник, набравший 3 балла, является победителем конкурса и набирает еще 50 баллов.

Подведение итогов и выставление оценок.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса

Конспект урока биологии в 8 классе

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

ольга исаева # 15 января 2014 в 09:20 +3
Спасибо автору за интересную внеклассную разработку. В каждой школе бывают предметные недели. Это внеклассное мероприятие как раз подходит. Детям также будет интересно участвовать в конкурсах. Многие вспомнят материал, а кто то узнает для себя что то новое.
Гульназ Изтлеуовна Мынжасарова # 28 мая 2014 в 23:32 0
Узнала многое.спосибо.
Ирина Михайловна Клаус # 16 сентября 2014 в 17:24 0
Спасибо за полезную и важную разработку. Доходчиво и интересно. Приглашаю вас зайти на мою страничку, оставить комментарий,мне важно. Спасибо С уважением..
Катаева Наталья Сергеевна # 26 сентября 2014 в 12:03 +1
Мероприятие хорошее, позволяет закрепить знания по определению растений по морфологическим признакам. Очень важна и работа с гербариями, ведь именно практическая работа нужна не только на уроках биологии, но и во внеурочное время.
Людмила Сергеевна Галкина # 27 сентября 2014 в 13:54 +1
Многое можно почерпнуть для проведения мероприятий на неделе предметов естественно-математического цикла, задания разного уровня сложности позволят вовлечь в работу все категории учащихся, некоторые из компонентов внесу в занятие экологического кружка.
Бахитжан Гомаровна Касенова # 18 октября 2014 в 20:46 0
Материал познавательный как для учащихся , так и для студентов, развивает познавательный интерес , способствует расширению кругозора особенно он необходим при проведении предметной недели
Наталья Сергеевна Катаева # 11 ноября 2014 в 10:03 -1
Мероприятие хорошее, позволяет закрепить знания по определению растений по морфологическим признакам. Очень важна и работа с гербариями, ведь именно практическая работа нужна не только на уроках биологии, но и во внеурочное время. Спасибо за разработку!
Наталья Борисовна Щипцова # 17 ноября 2014 в 11:59 +1
Данная конкурсная программа содержит разнообразные задания. Дети в процессе игры еще раз повторят изученное. а интересные задания расширят их кругозор. Мне очень понравился пятый тур где дети торгуются за право назвать растение.Поставленные учителем задачи были выполнены.обязательно воспользуюсь разработкой.Удачи.
Валентина Леонидовна Сухорукова # 28 ноября 2014 в 08:02 0
Я, конечно, не биолог. Но материал, который вы представили, надеюсь мне пригодится при работе с детьми.Спасибо вам!
Раиса Поликарповна Трефилова # 6 декабря 2014 в 15:27 +2
Раиса Дмитриевна, спасибо за интересную разработку!
Работа содержит задания, стимулирующие интерес учащихся к данной теме. В разработке задания репродуктивного характера чередуются с более сложными, при решении которых необходимо применить логические умозаключения и проявить эрудицию. Автор использует описания разных растений и их плодов, разнообразный гербарный материал, что в совокупности формирует представления учащихся о многообразии растительного мира, содействует реализации поставленных задач и цели мероприятия.
Татьяна Васильевна Кащенко # 20 декабря 2014 в 18:29 +2
я учитель химии и биологии , но представленная разработка мне очень понравилась, программа конкурсов продуманная и насыщенная, я думаю ваши воспитанники с удовольствием приняли участие в игре-соревновании. при создании интегрированного мероприятия для старшеклассников по химии и биологии я думаю использовать некоторые из понравившийся конкурсов. особенно конкурс с гербарием и угадай растение по морфологическим признакам. Спасибо за идею!
Лидия Витальевна Максимова # 20 декабря 2014 в 22:55 +1
Уважаемая Раиса Дмитриевна, с интересом познакомилась с вашей разработкой. Старшеклассники любят поиграть не меньше малышей, но, к сожалению, мы это часто забываем, всё время предлагая им серьезный научный материал. Обязательно проведу подобное мероприятия, используя Ваши формы работы. Думаю, ребятам понравится. желаю дальнейших творческих успехов!
Валентина Николаевна Лизина # 9 января 2015 в 22:53 0
Мне очень понравилась данная разработка,способствует расширению кругозора, и т.к. у нас ученики люди взрослые(вечерняя школа), то я с удовольствием буду пользоваться этим материалом. Спасибо Вам большое.
Светлана Николаевна Фролова # 24 февраля 2015 в 16:54 0
Уважаемая Лариса Дмитриевна! Ваша методическая разработка очень интересна и прекрасно подходит для проведения предметных недель по биологии.Дети так любят изучать новый материал в игровой форме, а у Вас познавательный материал преподнесен очень доступно. Идет описание и органов растения, и видов плодов, и систематических категорий. Спасибо Вам за работу!
Алла Ивановна Топчий # 28 апреля 2015 в 09:53 0
Добрый день, коллега. Мне понравилась ваша разработка. Материал ёмкий и компетентный. Интересны сами формы преподнесенных вами конкурсов. Считаю, что могу многое для себя почерпнуть из вашего опыта работы.
P.S. Задания в стихотворной форме достаточно просты для учеников 17 лет, но как вводный конкурс, в качестве определенного настроя на тему работы. думаю можно использовать... .
Спасибо.
Лала Володяевна Гарибян # 3 июля 2015 в 15:49 0
Мероприятие хорошее, позволяет закрепить знания по определению растений по морфологическим признакам. Очень важна и работа с гербариями, ведь именно практическая работа нужна не только на уроках биологии, но и во внеурочное время.
Татьяна Николаевна Сидорова # 16 июля 2015 в 22:42 0
Добрый вечер, Раиса Дмитриевна! Мне ваше мероприятие очень понравилось. Понравилась работа с гербариями, которую буду использовать на своих уроках. Творческих успехов.
Гульназ Юнусовна Сибгатуллина # 3 августа 2015 в 21:58 0
Добрый день.
Учителем поставлены конкретные задачи (цели) мероприятия. Они соответствуют возрастным особенностям воспитанников.Осуществлен оптимальный подбор фактов и явлений.Созданы условия для самореализации воспитанников в различных видах деятельности.Мероприятие способствует развитие воспитанников в различных аспектах:в интеллектуальном и эмоциональном.
Мне понравилась ваша разработка.
Елена Юрьевна Ковшова # 19 сентября 2015 в 21:28 0
очень интересная разработка, главное соответствует изученному материалу и возрасту. Урок поделен на конкурсы, в ходе которых не только проверяется кругозор детей, но и узнается много нового материала.
Елена Николаевна Кашникова # 31 октября 2015 в 19:27 0
Спасибо за внеклассную разработку.Очень интересный способ заинтересовать взрослых детей наукой ботаникой, ведь ботанические знания они получают ещё в 6 классе и порой забывают их.
Татьяна Викторовна Рыжкова # 3 ноября 2015 в 16:18 0
ищу материал для проведения месячника по естественно-научным дисциплинам, очень интересная и необычная форма приму к сведению, спасибо!
Виктория Викторовна Титова # 15 марта 2016 в 14:57 0
Доброго времени суток! Очень интересная разработка, обязательно воспользуюсь в своей работе.
Ольга Олеговна Елизарова # 15 мая 2016 в 11:38 0
Благодарю за такой творческий урок! Буду использовать на своих уроках для старшеклассников.
Татьяна Михайловна Кравченко # 30 мая 2016 в 22:12 0
Спасибо большое за чудесный материал. Старшеклассники будут просто в восторге от такой викторины. Хорошо использовать этот материал на внеклассной работе, факультативах и предметных неделях. Это очень интересный ход, позволяющий заинтересовать старшеклассников и привлечь к изучению биологии
Татьяна Степановна Куликова # 30 июля 2016 в 19:11 +1
Доброе время дня, здравствуйте! Очень интересная разработка. Школьники к старшим классам основательно забывают изученный в 6-м классе материал, поэтому данное мероприятие позволяет его повторить. Прошу внести поправки: при разгадывании загадок ответы типа "редиска" и "картошка" не приемлимы. И в 3-м туре 1-е задание "Название плода" у Вас записан ответ - "лимон", но это название растения, а плод называется померанец. Спасибо!