Конспект урока информатики по теме «Оперативная и долговременная Память компьютера» 7 класс

Автор: Баландина Светлана Сергеевна, учитель информатики, МОУ СОШ №2  имени В.А. Орлова, г. Петровска-Забайкальского, Забайкальского края.

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока информатики в 7 классе по теме «Оперативная и долговременная память компьютера». Данный материал  будет полезен учителям информатики. Эта разработка урока направлена на  успешное освоение учащимися таких понятий: оперативная память, долговременная память, классификация носителей информации.

Тема урока  «Оперативная и долговременная память компьютера»

(45 мин).

Цель урока: создать организационные и содержательные условия для  успешного усвоения учащимися вопросов темы «Оперативная и долговременная  память компьютера»: оперативная память, виды долговременной памяти и из  основные характеристики.

Задачи:

Образовательные:

· способствовать деятельности учащихся по самостоятельному формулированию определений «память компьютера», «оперативная память», «долговременная память», «классификация долговременной памяти;

· организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли провести самоконтроль, самооценку и коррекцию;

· Закрепить основные навыки создания компьютерной презентации.

Развивающая:

· развивать внимание, память, мышление, речь учащихся; навыки работы с  текстом, иллюстрациями, компьютером; развивать у учащихся интерес к предмету.

Воспитательная:

· воспитывать у учащихся умение работать в команде.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: творчески-проблемный, деловая игра, деятельностный метод обучения, создание проблемной ситуации, поисковый.

Необходимое техническое оборудование: учебник, компьютеры с инсталлированными на них ОС Windows, программой создания компьютерной презентации Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, презентация

«Оперативная и долговременная память», карточки, прайс-листы, фломастеры, клей, образцы носителей информации (диски, дискеты, флешки и др).

Ход урока

Организационный момент. Введение в урок.

(класс разбит на две команды по 6 человек в каждой)

- Здравствуйте, дети! Хорошего дня!

- Ребята, начнем наш урок с того, что вспомним темы прошлых уроков.

(устройства ввода и вывода)

- Перед вами карточки с изображениями различных устройств компьютера

(на столе перемешаны карточки с изображениями устройств компьютера)

- Учащиеся команды №2 выберите себе карточки с изображением устройств ввода информации, а  команда №2 карточки с изображениями устройств вывода.

(Учащиеся рассматривают карточки и выбирают те, которые соответствую заданию команды.)

- Итак, давайте проверим, как вы справились с заданием, а заодно проверим домашнее задание. Команда №1, какие устройства вы выбрали и расскажите о этих устройствах подробнее. Команда №2, ваш ответ? (во время ответов учащихся устройства демонстрируются выбранную карточку и рассказывают о устройствах изображенных на них  )

Постановка темы и цели урока.

- Ребята, мы не все карточки разобрали. Посмотрите внимательно, изображения каких устройств остались лежать на столе. (на столах остались карточки с иображениями флешки,  жесткий диск, дискета, CD-диски и другие)

- Как одним словом можно назвать эти устройства? (память компьютера, носители информации)

- Для каких функций они используются? (для ранения и передачи информации)

 - Верно, а также для накопления знаний. Это основа любой цивилизации. Ведь, память человека не совершенна и неспособна вместить все знания и опыт, накопленный поколениями. Поэтому с древнейших времен люди использовали самые разнообразные носители информации (от камня и шкур животных до высококачественной бумаги). Качественный скачек в развитии информационных носителей произошел, когда человеку потребовалось научить машину понимать записанную информацию.

- Кто сможет сказать тему сегодняшнего урока? (память компьютера)

- Тема урока «Оперативная и долговременная память компьютера.» Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Сегодня мы познакомимся с оперативной и долговременной памятью компьютера. А на какие вопросы мы должны сегодня ответить? Давайте подумаем. В группах обсудите, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы.

(Учитель записывает вопросы на доске: Что такое оперативная память?

Что такое долговременная память? Какие носители информации существуют?

Какой носитель информации лучше?)

Изучение нового материала. Самостоятельная работа с учебником.

Взаимоконтроль.

- А урок у нас сегодня необычный. Представьте себя конкурирующими фирмами, работающими в нашей школе. А занимаетесь вы продажей компьютерного  оборудования. Представили ? Лавренков Саша – генеральный директор первой фирмы. А Пестрецова Даша – возглавляет вторую фирму.

- Пока мы с вами вспоминали устройства компьютер, к нам  поступил заказ на покупку различных носителей информации (гибких магнитных дисков, жестких магнитных дисков, CD  и DVD – диско, карт-памяти.

- Чтобы заказчик смог выбрать нужный ему товар, каждой фирме необходимо подготовить праис-листы. В прайс-листах должна отражаться вся информация о товаре. Сейчас листы пусты, их необходимо заполнить основными сведениями о носителях информации.

- Итак генеральные директора фирм, пожалуйста получите пустые прайс-листы и распределите их между сотрудниками своей фирмы. 

- Чтобы вам легче было заполнить прайс-лист вам предлагаются карточки, где вся необходимая информация есть(карточки содержат цитаты и учебника о устройствах ранения информации). Но карточки все перемешались. Чтобы правильно их распределить и наклеить на нужный прайс-лист, вам поможет учебник по информатике. Откройте  учебник на странице 24, параграф 1.2.4.

- Внимательно читайте текст параграфа, находите нужную карточку, и аккуратно и красиво наклеивайте ее на свой прайс-лист. Постарайтесь оформить его красиво.

- После того как подготовите свой прайс-лист, готовьтесь рассказать о том носителе информации который вам достался.

(Учащиеся самостоятельно читают текст параграфа, находят нужные карточки.Оформляют прайс-листы.Директора фирм помогают членам своих команд, у которых возникают проблемы.Проверяют правильность выполнения задания. Учащиеся готовят устный ответ.)

(Члены каждой команды поочередно выходят и рассказывают содержание подготовленного ими прайс-листа. Соперники дополняют ответ и исправляют ошибки. Учитель дополняет ответ каждого, дополнительными сведениями, выходящими за рамки учебника.

Практическая работа за компьютером

- Давайте вернемся к вопросам которые мы задали себе в начале урока.

- Удалось ли нам ответить на них?

- Остался последний вопрос, какой носитель информации является предпочтительней для вас? И какой бы вы посоветовали приобрести нашему клиенту?

Разработайте рекламный лист этого товара в программе РowerРoint.

По каким признакам вы выбрали именно этот носитель информации?

Учащиеся в программе по созданию презентаций создают свой рекламный лист.

(Защищают и рекламируют выбранный носитель. информации.)

Самооценка. Рефлексия

«5» - я активно работал на уроке и могу ответить на все вопросы

«4» - я не очень активно работал на уроке, но могу ответить на все вопросы

«3» - я не работал на уроке, но могу ответить на часть вопросов

«2» - я не работал на уроке, и не смогу ответить ни на один вопрос

(Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. Директора фирм переносят эти оценки в оценочный лист и рядом ставят свою оценку.

Оценочный лист

Фирма №

Генеральный директор  -     ____________________________

 

ФИ сотрудников фирмы

Самооценка

Сотрудников фирмы

Премия от

генерального директора

Бонусы от

заказчика

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Параграф 1.2.4 Вопрос 1.3, 1.4,1.5

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по информатике в 9 классе

Оценка достижений учащихся на уроках информатики

Конспект урока информатики в 8 классе

Конспект урока информатики в 3 классе

Конспект урока информатики во 2 классе

Татьяна Дмитриевна Меркулова # 2 октября 2013 в 15:24 +2
Интересный и грамотно выстроенный урок информатики. На уроке используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, практическая и самостоятельная работа, а также методы: пояснения, беседа, работа с карточками, практическая работа за компьютером. А игровые моменты в самом начале урока позволяют учащимся самим определить тему и цель урока. Все эти методы отвечают содержанию учебного материала, цели и задачам урока. Все этапы соответствуют новым ФГОС по предмету. Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические и санитарно-гигиенические требования к уроку. Поэтому думаю, что и детям урок понравится, а информация, полученная в рамках такого урока, запомнится им надолго.
Анна Ильина # 2 октября 2013 в 18:09 +1
Отличная разработка урока, интересная находка в самом начале урока с карточками, обязательно буду применять на своих уроках. Спасибо!
Надежда Андреевна Худайкулова # 30 января 2014 в 15:41 0
Светлана Сергеевна, спасибо за конспект урока.
Отличная идея, что дети самостоятельно находят необходимые им данные в процессе выполнения задания.
Использование различных форм и методов работы, также привлекает.
Ольга Анатольевна Ковтун # 11 февраля 2014 в 14:19 0
Очень интересный и необычный урок. Такая форма урока позволяет заинтересовать учащихся, материал хорошо запоминается. Удачно использование рефлексии и оценочный лист. На уроке используются разнообразные формы работы, практическая работа за ПК хорошо продумана. Создание и защита созданных презентаций позволяют закрепить полученные знания на уроке. Спасибо за урок.
Александр Николаевич Мартынов # 20 мая 2014 в 09:50 0
В разработке используются различные формы и методов работы, что делает урок занимательным и не даст детям заскучать, что самое главное
Людмила Сергеевна Уфимская # 1 июня 2014 в 23:33 0
Замечательная разработка урока. Мне очень понравилось что урок выстроен в форме деловой игры, что имеет ценное практическое значение для учащихся. Так же то, что учащиеся смогут сами поставить себе оценку, посмотреть, чего они достигли то же очень здорово!
Светлана Николаевна Сеит-Нафе # 23 сентября 2014 в 22:13 0
Методически грамотно построен урок. Скучная тема преподносится в игровой форме.Очень интересно.Спасибо!
Оксана Александровна Кужелева # 30 октября 2014 в 23:05 0
Хороший урок, в материале используются различные формы работы и методы. Урок занимательный и не даст детям скучать
Мария Геннадьевна Андреева # 9 ноября 2014 в 22:56 0
Интересный урок! Очень интересно и оригинально организована рефлексия. Урок очень активный и занимательный.
Татьяна Александровна Искакова # 18 ноября 2014 в 09:41 0
Действительно отличная разработка, обязательно возьму за основу для своего урока. Спасибо
Марат Калимканович Сагумбаев # 20 ноября 2014 в 12:19 0
Светлана Сергеевна, разработка вашего урока отличная! Спасибо, за материал
Надежда Анатольевна Ващенко # 7 декабря 2014 в 17:27 0
Здравствуйте, Светлана Сергеевна. Мне очень понравились Ваши методические находки. Особенно работа с новым материалом. Однако тема урока звучит как «Оперативная и долговременная память», а деловая игра по носителям информации. Я несколько раз просмотрела всю работу в поисках, где же именно идет речь предмете, заявленном в теме. Не смогла найти. Мне кажется, что данная разработка больше подходит теме «Хранение информации. Носители информации».
Трусов Александр Анатольевич # 31 декабря 2014 в 18:41 0
Хороший, подробный конспект урока. все этапы урока чётко продуманы.Все задания работают на достижение поставленной цели урока. Спасибо!
Надежда Александровна Кулаева # 7 января 2015 в 18:40 0
Очень интересная разработка урока. Большим плюсом является то, что автор использует на уроке разнообразные формы работы, что активизирует внимание ребенка. При смене деятельности материал воспринимается легко. Тем более, что в работе материал представлен очень наглядно, логично. А рефлексия, в конце урока, выше всяких похвал. Очень интересная идея! Попробую применить ее на своих учениках. Спасибо.
Митюшкина Марина Викторовна # 29 марта 2015 в 15:12 0
Урок выстроен очень конструктивно и правильно. Ориентирован на активную работу учащихся. Уверена, что при его проведении на уроке было не скучно.
Марина Викторовна Митюшкина # 29 марта 2015 в 16:44 0
Урок выстроен очень конструктивно и правильно. Ориентирован на активную работу учащихся. Уверена, что при его проведении на уроке было не скучно.
Александр Сергеевич Левченко # 8 апреля 2015 в 12:19 0
Думаю стоит разработать практическое задание на компьютере поинтересней.
Екатерина Владимировна Лейман # 25 мая 2015 в 06:25 0
Урок очень интересный, но мне кажется не для 7 класса, мы с ребятами некоторые задания уже в 4 классе делаем и они отлично справляются. Хорошо, что дети читают учебник на уроке, учатся сами добывать знания. В наше дни дети мало читают и очень сложно их заставить. Хотелось бы, чтобы в уроке все-таки учитель разделил понятия долговременная память и оперативная. И еще очень хочется увидеть пример прайс листа, куда дети клеят карточки.
Спасибо.
Анастасия Геннадиевна Гуркина # 14 июля 2015 в 18:09 0
Мне понравилась идея с созданием прайс-листов (жаль непонятно - какая информация там содержится по мнению автора). Непонятно, как выполняется практическая работа: если в группе, то не каждый сможет принять участие, если - индивидуально - то не все смогут защитить свой проект. Но в целом работа интересная.
Нина Николаевна Болтенкова # 23 сентября 2015 в 05:53 0
Интересный урок, все ясно и точно. Спасибо.
Ольга Александровна Новикова # 4 октября 2015 в 20:29 0
Светлана Сергеевна, не зря Ваша работа имеет столько положительных комментариев. Тема не простая, но Вам удалось всё точно и ясно преподнести её ученикам. Очень интересная и грамотная разработка. Обязательно воспользуюсь. Спасибо!
Полина Александровна Санникова # 15 октября 2015 в 11:54 0
Интересный урок! Очень понравилась рефлексия! Обязательно попробую, спасибо!
Светлана Викторовна Ивлева # 16 октября 2015 в 12:38 0
Спасибо за разработку урока! Я ранее уже частично воспользовалась ей. Урок личностно-ориентированный. Построен на основе системно-деятельностного подхода, что отвечает ФГОС второго поколения. Обучающиеся вместо пассивных слушателей становятся активными участниками урока. Думаю, на таком уроке очень интересно. Также он формирует новые компетенции у семиклассников, так как применяется деловая игра.
Катерина Владимировна Артемова # 22 ноября 2015 в 17:01 0
Приятно удивил конспект урока, грамотное построение каждого этапа. Данную тему сложно выстроить и в писать в необычный урок. С помощью такого построения можно с легкостью приподнести материал и дети его усвоят и запомнят и со временем смогут приподнести вам сюрприз с незабытыми терминами спустя долгое время. Спасибо.
Елена Валерьевна Флягина # 2 февраля 2016 в 19:31 0
Хорошо выстроено начало урока: выработана цель, задачи самими учащимися. Интересная и необычная работа в группах. Возьму на заметку такое изучение темы в 8 классе.
Людмила Владимировна Смирнова # 12 февраля 2016 в 20:22 0
Здравствуйте, Светлана Сергеевна! Очень интересная разработка урока. Ученикам нравятся уроки, выстроенные в игровой форме. Обязательно возьму за основу для своего урока. Спасибо!
Елена Владимировна Прядкина # 16 августа 2016 в 11:04 0
Здравствуйте, Светлана Сергеевна! Очень здорово Вы придумали форму проведения урока. Ребятам это нравится. Хорошо продуманы все этапы урока, есть наглядность, творчество и рефлексия. Спасибо за разработку.
Дарья Сергеевна Куценко # 10 сентября 2016 в 14:32 0
Здравствуйте. Ознакомилась с Вашей разработкой. Материал наглядный. Очень полезная информация о оперативной и долговременной памяти. Намного облегчают работу.