Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»

Урок литературы в 5 классе

Автор: Гришина Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12», Пермский край, г. Кунгур

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Басни  И.А. Крылова». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы.

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»

Цель: сформировать умение анализировать текст басни.

Задачи:

Познакомиться с биографией И. А. Крылова.

Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.

Произвести анализ басни И.А. Крылова.

Развить внимания к художественному тексту.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, презентация, медиапроектор.

Методические приемы: беседа – диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия.

Ход урока.

Организационный момент.

Подведение к теме урока.

Учитель:

Ребята, сегодня 23 октября. Октябрь – второй осенний месяц. А кому из вас нравится осень? А чем вам нравится это время года?

А вот, что говорили об осени великие русские поэты.

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

с печальным шумом обнажалась.»  ( А. С. Пушкин).

«Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели». ( Н. Некрасов).

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный легкий шелест». ( Тютчев Ф. И. ).

« Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло». ( А.А. Фет).

(На экран проецируются портреты поэтов: А.С. Пушкина, Н. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Учитель:

Скажите, в каком веке жили и творили эти поэты? ( В 19)

Мы с вами переходим от изучения фольклора к изучению литературы 19 века.

Произведения, которые на протяжении длительного времени волнуют читателя, вызывают его интерес, заставляют переживать, называются классическими.  Литература 19 века называется классической.

Как вы думаете почему? ( потому что ее изучают и читают до сих пор) . 

Писателей и поэтов, создавших такие шедевры, именуют классиками.

Объявление темы урока.

Одним из писателей -   классиков 19 века является Иван  Андреевич Крылов  Именно с его творчеством мы будем знакомиться сегодня. ( На экран проецируется портрет Крылова).

Работа по теме урока.

Сообщение биографических сведений.

Учитель:

И.А. Крылов. Родился в 1769 году в семье военного.  Детство мальчика было нелегким.

Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен.

Ребята, кто знает чем прославился Крылов? ( баснями).

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь  Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен.  И. А. Крылов – баснописец. Умер Крылов в 1844. В летнем саду Петербурга стоит памятник Крылову, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.

Ребята, а какие басни Крылова вы знаете?( ответы детей).

Работа над определением.

Учитель:

Давайте запишем, что такое басня.

Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.

Почему басня – рассказ? (сообщает о каком – то событии , имеет сюжет).

Почему рассказ стихотворный? ( басня чаще всего в стихах)

Аллегория (иносказание) – художественное средство, которое говорит о пороках людей, маскируя их за образами животных.

Сатирическое – высмеивающее пороки.

В басне также присутствуют олицетворение.

Олицетворение – прием, при котором животным приписываются человеческие качества. (учащиеся записывают в тетрадь).

В басни выделяют 2 части: повествование и мораль.

Мораль – нравоучение, выраженное в краткой форме.  (учащиеся записывают в тетрадь).

Язык басен очень афористичен.

Афоризм – краткое изречение, выражающее глубокую мысль.  

Работа с басней «Свинья под дубом»

Чтение басни одним из учеников.

(На экран проецируется иллюстрация к басне).

Учитель:

 Ребята, давайте докажем, что это басня.

В какой форме она написана? (в стихотворной)

Какая она по объему? (небольшая).

Есть ли в ней сюжет? ( да).

Выделите 2 части. ( Повествование о поступке свиньи и мораль)

А есть ли здесь иносказание? (да, главные герои животные, но под ними подразумеваются люди).

Кто главные герои? Сколько их? (Свинья, ворон, дуб, 3).

Ребята, как называется разговор 2лиц? (диалог).

А у нас в басне мы видим разговор 3 лиц. Это называется полилог.

Давайте запишем:  полилог- разговор нескольких лиц.

Давайте обратим внимание на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на ней? ( разговор свиньи и ворона).

А какой поступок совершила свинья до этого? ( она наелась желудей, затем стала подрывать корни дуба).

Что она ответила дубу, когда тот ее приструнил? (что ей нет до дуба никакого дела, главное, чтобы она была сыта).

Какое противоречие можно увидеть в словах свиньи? ( она хочет быть сытой, но при этом губит дерево, на котором растут желуди).

Почему она так поступает? ( она просто об этом не задумывается, не понимает и не хочет знать.

Какие человеческие качества разоблачает в свинье автор? (ограниченность, равнодушие к миру, невество).

Ребята, в русском языке есть 2 похожих слова  - невежа и невежда.

Запишем: Невежа – невоспитанный человек. Невежда – человек, который не хочет учиться. Эта свинья и невежа и невежда одновременно.

А почему автор в морали заговорил об учености? ( басня разоблачает ограниченных, неблагодарных людей, которые с пренебрежением относятся к наукам и учению). Запишем вывод в тетрадь.

Учитель:

Ребята, а знаете ли вы, что жанр басни зародился еще в древней Греции. Первым баснописцем был человек по имени Эзоп. Поэтому, язык басен принято называть Эзоповым языком. Давайте запишем определение.

Эзопов язык – умение баснописцев замаскировать то, что они хотят сказать.

Работа с басней «Волы и Ось»

Чтение басни. (Текст басни проецируется на экран).

Учитель:

В чем особенность басни? ( написана не в стихах, одним из действующих лиц является предмет) Ось -  деталь телеги, которая скрепляет колеса между собой.

Какая ситуация? ( волы тянут телегу, а ось жалуется, что ей тяжело).

Кто в басне высмеивается? ( о людях, которые честно выполняют работу и о людях, которые лишь притворяются и, при этом, жалуются на жизнь.).

Какие человеческие качества здесь осуждаются?  (лень, нежелание трудиться, постоянное недовольство ).

Работа над басней «Осел и мужик».

Чтение басни ( читают 2 ученика)

Учитель:

Как осел справлялся со своими обязанностями ( очень ответственно, честно, с рвением. Он гонял птиц. сам ничего не украл).

Почему же мужик его наказал? ( он истоптал весь огород)

Как вы думаете, осел это сделал нарочно? (нет).

Почему же так получилось? (осел был глуп).

Так кто же больше виноват? Глупый осел или мужик, который взял его на работу? ( мужик)

В чем мораль этой басни? (не доверяй ответственную работу, тому кто не может с ней справиться. А уж если доверий,  то сам неси ответственность за последствия. Не требуй от других то, на что они не способны.) (записать в тетрадь).

Подведение итогов урока.

К изучению какого раздела литературы мы сегодня приступили? ( Литература 19 века).

С каким  писателем мы сегодня познакомились? (И. А. Крылов).

Чем он знаменит? (своими баснями).

Что такое басня? (Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни).

Какие основные особенности басни вы знаете? ( олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).

Домашнее задание

Выучить наизусть одну из двух басен.

По желанию: сделать иллюстрацию к любой басне Крылова.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Татьяна Анатольевна Андрианова # 29 декабря 2013 в 17:49 +3
Уважаемая Анна Анатольевна, мне очень понравился предложенный вами конспект урока литературы в 5 классе. Данный материал позволяет не только сформировать умение анализировать текст басни, но и развить внимания к художественному тексту. Для достижения цели удачно использовано предложенное оборудование (портрет И.А. Крылова, презентация, медиапроектор). А использованные приемы (беседа – диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия) - провести его эффективно. Спасибо.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 4 января 2014 в 18:25 0
Полностью согласна с предыдущим комментарием. Добавлю, что особенно приветствуется сейчас вариативность домашнего задания: дети сами могут выбрать, какую из басен выучить наизусть, а также сделать иллюстрацию.
Ольга Александровна Рафейчик # 5 января 2014 в 00:35 0
Уважаемая Анна Анатольевна, хочу присоединиться к предыдущим коментариям и сказать Вам спасибо за данную разработку урока. Очень ценно, что начиная с 5 класса Ваши детки будут уметь выделять жанровые особенности басни, отличать ее от произведений других жанров.
Елена Дмитриевна Хлустикова # 4 февраля 2014 в 21:17 +1
Спасибо за интересную разработку урока! Этот материал возьму на вооружение при подготовке своих уроков. Мне понравился в начале темы лирический переход к творчеству И.А.Крылова. Материал о баснях подан методически правильно: знакомство с автором и понятие определения о басне. Большое внимание Вы уделили особенностям басни.А презентация украсила урок и послужила средством развития познавательных интересов детей.
Марина Александровна Белова # 4 февраля 2014 в 22:06 0
Большое внимание на уроке уделено формированию литературоведческих понятий. Это очень важно, однако зачастую на теорию литературы времени не остается. Продуманы вопросы: соответствуют уровню подготовки учащихся, в то же время помогают понять и проанализировать басню. Интересно начало урока. Могут быть варианты (например, басня в литературе других народов, Эзопов язык)Спасибо за материал.
Наталья Сергеевна Федотова # 15 февраля 2014 в 19:18 0
Продуманная, грамотная работа учителя, позволяющая и расширить кругозор детей, и развить навыки внимательного чтения, и обогатить словарный запас учеников. Подобранные вопросы по содержанию басен помогают пятикласснику к такому сложному, но очень нужному анализу поэтического текста. Спасибо автору за разработку.  Творческих идей, а главное- их воплощения!
Людмила Юрьевна Цей # 3 марта 2014 в 07:48 0
Очень хорошая разработка. Учитель  неоднократно меняет виды деятельности, что предупреждает  утомляемость школьников этой возрастной группы.
Надежда Ивановна Лукьяненко # 24 мая 2014 в 22:30 0
Интересный конспект урока.Словарная работа(литературоведческие понятия) помогут обогатить знания учащихся.Взяла на заметку! Спасибо!
Климешина Галина # 15 июня 2014 в 18:19 0
Хороший конспект урока. Грамотно показана работа над жанровыми особенностями басни, ребята знакомятся с произведениями, которые не встречаются в традиционном учебнике. Значит, учитель стремится к повышению уровня обучения учашихся.
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 12:55 0
Работа над баснями Крылова, словарная работа подробны и интересны. Для меня неожиданно начало урока: я обычно начинаю эту тему с баснописцев - Эзопа и Лафонтена, а в этом уроке учитель определяет место Крылова в русской литературе и среди его современников. Учитель избирает для знакомства с баснями не привычные и с начальной школы знакомые "Мартышка и очки", "Стрекоза и муравей", а другие, которые ученикам неизвестны. Спасибо, мне было интересно читать ваш материал!
Наталья Фёдоровна Окунева # 1 августа 2014 в 22:49 0
Анна Анатольевна, спасибо за урок. Всё продумано, разложено по полочкам. Начало урока необычно. Вы работаете над терминами, над выразительным чтением, над средствами выразительности. Учащимся в 9-м классе предстоит сдавать экзамен - писать сочинение - рассуждение, так вот уже именно с пятого класса нужно готовить их к этому. Уверена, что если Вы продолжите работу в этом направлении, вашим детям не составит труда написать часть С. Творческих побед Вам. С уважением, Наталья Фёдоровна.
Александра Александровна Лебедева # 29 августа 2014 в 03:32 0
Урок достаточно интересен. Спасибо! Учитель использует разные виды деятельности. Этапы урока продуманы. Послеживается эмоционального воздействия на обучающихся - лирическое отступление в начале урока как ввод в тему. Понравилась словарная работа над литературоведческими терминами.
Елена Павловна Явдошенко # 10 сентября 2014 в 01:43 0
Интересный материал. Приветствую уроки в нетрадиционной форме. Логика урока четко прослеживается. Запланированный материал соответствует цели урока. Спасибо.
Маргарита Анатольевна # 10 октября 2014 в 23:00 0
Прекрасный урок! Грамотно и интересно построен. Нетрадиционными методами и приемами, разнообразными средствами учитель достигает поставленных целей. Многое можно взять на заметку. Спасибо за замечательную разработку урока!
Елена Александровна Борисова # 24 октября 2014 в 12:17 0
Большое спасибо за урок. Интересно построена работа по формированию литературоведческих понятий. Грамотно проанализирована басня. Цели урока достигнуты.
Марина Николаевна Салтыкова # 29 октября 2014 в 18:12 0
Приятно удивило начало урока. когда от стихов об осени переходят к поэтам 19 века, а затем и к баснописцу. Обычно начинаем с традиционных Эзопа и Лафонтена. Спасибо за находку. Урок хороший, все этапу продуманы. Литературоведческие понятия включены в урок очень грамотно.
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 31 октября 2014 в 19:11 0
Интересный урок. Различные формы работы помогают учащимся хорошо усвоить материал. Работа над языком, моралью басен способствуют развитию у ребят творческих способностей, формированию основных понятий литературы, прививают любовь к басням. Каждый этап урока направлен на овладение учащимися новых интересных знаний. Спасибо.
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:37 0
Спасибо, материал позволяет сделать урок интересным.
Айшат # 17 декабря 2014 в 18:40 0
а где сама презентация?
Анна Владимировна Скорикова # 28 декабря 2014 в 09:58 +1
Басни Крылова-благодатный материал для развития лексико-грамматической стороны речи и творческих способностей учащихся.Спасибо, Анна Анатольевна, за методическую разработку. Успехов!
Любовь Сергеевна Резанова # 4 января 2015 в 14:52 0
Спасибо за материал. Возьму за основу для разработки урока.
Оксана Дмитриевна Гонтарук # 13 января 2015 в 23:23 0
Даний конспект уроку таки дійсно дозволяє сформулювати уміння аналізувати текст байки, а також привернути увагу до художнього тексту. Літературні поняття вклинені в урок досить грамотно.
Спасибі, мені було цікаво читати ваш матеріал.
Евгения Вячеславовна Лелекова # 10 февраля 2015 в 17:39 0
Спасибо! Очень интересный урок. Ребята многое запомнят, уходя с занятия. Большая работа с теорией литературы.
Вера Владимировна Визгалова # 30 марта 2015 в 23:29 0
Анна Анатольевна, достаточно интересный материал. Понравилось начало урока, необычный переход от поэтов-классиков к классику-баснописцу. На уроке представлено разнообразие приёмов и методов работы с басней. Очень интересно и полезно. Своеобразна словарная работа. Я думаю, урок, проведённый по этой разработке, будет очень эффективен для обучающихся. Успехов Вам!
Анна Петровна Шудракова # 19 мая 2015 в 13:22 0
Сегодня провела урок по вашему материалу. Только по программе у нас басни в 6 классе. Материал очень пригодился, добавила от себя совсем немного.Спасибо.
Ольга Валентиновна Полежаева # 8 июля 2015 в 13:04 0
Анна Анатольевна, спасибо за предложенную разработку урока. Многообразие форм и приёмов, используемых на уроке, помогает учащимся лучше усвоить новый материал, делает занятие интересным и развивающим. Приятно, что помимо изучения нового материала, присутствует повторение изученных ранее тем. Желаю дальнейших творческих успехов!
Мусаэлян Ирина # 9 июля 2015 в 16:53 0
Люблю "поэтические пятиминутки" в начале урока. В каждом классе есть талантливые ребята с артистическими данными. Им можно предложить в качестве домашнего задания инсценировку басни.Мне урок понравился.Спасибо, коллега.
Елена Анатольевна Шехурдина # 1 октября 2015 в 20:56 0
Спасибо за интересную разработку! Нужный методический материал. Важно, что есть сведения из теории литературы. У урока есть чёткая структура, отдельно следует отметить разные виды деятельности - это не позволит детям заскучать на занятии.
Ирина Егоровна Тарасенко # 12 ноября 2015 в 03:09 0
Грамотно разработанный урок. Уровень вполне соответствует пятиклассникам. Приемы беседы и рассуждения придают уроку лёгкость. Всё очень хорошо.
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:24 0
Урок продуманный, содержательный. Очень грамотно выстроен. Интересный подход, дети будут заинтересованы в течение всего урока. Спасибо за материал.
Валерия Юрьевна Васильева # 21 января 2016 в 18:20 0
Интересная разработка Занимательная
Наталья Николаевна Шамшур # 22 февраля 2016 в 21:35 0
Анна Анатольевна,спасибо за предложенную разработку урока.Есть огромное желание провести урок с опорой на ваш материал. Уверенна, что развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы на всех этапах урока литературы, мне удастся. С уважением к Вам, Шамшур Н.Н.
Елена Перфильевна Середкина # 24 апреля 2016 в 06:51 0
Хороший урок. Грамотно показана работа над жанровыми особенностями басни, ребята знакомятся с произведениями, которые не встречаются в традиционном учебнике. Значит, учитель стремится к повышению уровня обученности.Формы и приёмы, используемые на уроке, помогают учащимся лучше усвоить новый материал, делают занятие интересным и развивающим. Кроме изучения нового материала присутствует повторение изученных ранее тем. Спасибо.
Наталья Сергеевна Алексеева # 13 июня 2016 в 18:52 0
Данный материал будет полезен учителям литературы. Работа с презентацией повышает уровень усвоенного
спасибо за работу!!!
Татьяна Александровна Степанова # 7 июля 2016 в 00:39 0
Хороший урок, спасибо, детям, думаю, понравится. Изучать басни всегда интересно, есть сведения из теории литературы
Светлана Владимировна Полякова # 26 сентября 2016 в 15:52 0
Очень интересная разработка урока. Занимательный переход к изучению творчества И.А. Крылова. Использование презентации позволит учащимся лучше усвоить новый материал. Спасибо!
Манар Аманконысовна Нуриева # 5 октября 2016 в 11:52 0
Интересная разработка! Учитель подобрал задание не только на знание и понимание текста басен, но и на знание литературоведческих терминов.
Лариса Сергеевна Чернышова # 12 ноября 2016 в 17:15 0
Уважаемая Анна Анатольевна! Спасибо за интересный урок! Занятие наполнено достаточно сложным теоретическим материалом, что помогает детям рассматривать художественные произведения с научной точки зрения, учиться их анализировать. Можно еще добавить игровые моменты, они сделают урок веселее. Еще раз спасибо за ваш труд!
Нина Сергеевна Тарасова # 14 ноября 2016 в 21:43 0
Анна Анатольевна, приветствую вас!Полностью согласна с предыдущим комментарием. Разработка хорошая, наполнена теоретическим материалом, что помогает детям анализировать литературное произведение. Согласитесь,что приходят дети с начальной школы без малейших признаков анализа. Хорошо еще. что умеют пересказать.Предлагаю введение в тему несколько разнообразить ближе к истине.Успехов!