Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки

Автор: Елена Вячеславовна Голомзик, учитель музыки МКОУ СОШ  п. Керамкомбинат

Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Защита Родины в русской музыке»

Цель: показать значение темы «Защита Родины» в русской музыке.

Задачи: развивать у детей умения слушать и слышать предложенный музыкальный материал, осмысливать услышанное, ассоциативное мышление; воспитывать патриотическое отношение к Родине; знакомить с понятием кантата, с 4-й частью кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский»; разучить современную народную песню «Шёл ленинградский паренёк».

Музыкальный материал урока: песня из кинофильма «Офицеры»; С. С. Прокофьев, 4-я часть кантаты «Александр Невский» - «Вставайте, люди русские»; «Шёл ленинградский паренёк» (современная народная песня времён войны).

Видеозапись фрагмента художественного фильма «Александр Невский»; репродукции картин «Александр Невский» П. Корина и «Богатыри» М. Васнецова; Портреты С.С. Прокофьева и С. Эйзенштейна;

Ход урока:

Совсем скоро вся страна будет отмечать очень важную дату - очередную годовщину победы нашей страны над фашистской Германией. И этот урок я посвящаю тем, кто во все времена, не жалея жизни, сражался за свободу нашей Родины и побеждал.

Звучит песня «От героев былых времён…», муз. Р. Хозака, сл. Е. Грановича.

От героев былых времён

Не осталось порой имён-

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь , нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

- Когда началась Великая Отечественная война, диктор Юрий Левитан объявил об этом по радио.

(Звучит аудиозапись сообщения Левитана о начале войны)

- В далёком прошлом радио не было. Как же люди узнавали о вражеском нашествии?(Об этом сообщал колокольный звон.)

- Как называется колокольный звон тревожного характера? (Набат.)

- А вот если бы вам нужно было созвать людей на войну, какими бы словами вы это сделали: приходите? Собирайтесь? Поднимайтесь? Вставайте?

(Вставайте!)

- Кто должен встать? (Люди) Какой национальности эти люди?(Русские)

- Соедините все вместе фразу, зовущую к борьбе. (Вставайте, люди русские!)

- Если бы меня позвали вот с такой интонацией, я бы точно никуда не пошла. Придайте вашему голосу энергию призыва и повторите фразу еще раз. (Вставайте, люди русские!)

- Давайте попробуем так же мощно пропеть эти слова вот с этой мелодией. (Учитель играет на фортепиано начальные интонации хора Прокофьева).

Разучивание первой темы четвертой части кантаты.

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой!

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Живым бойцам почет и честь,

А мертвым - слава вечная.

За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русские!

- Каков характер темы, которую мы пропели? (Мужественный, суровый, военный, героический.)

- Правильно ли предположить, что музыка о войне может быть светлой, напевной, красивой? (Скорее всего неправильно.) Давайте послушаем, что звучит дальше.

Звучит вторая тема хора - «На Руси родной…»

На Руси родной, на Руси большой

Не бывать врагу!

Поднимайся, встань,

Мать родная Русь!

- Не правда ли, перед нами прекрасная, певучая, светлая, но все равно военная музыка? Зачем в героической призывной музыке нужен фрагмент другого звучания?

(Для солдат Родина вот такая прекрасная и есть. Тревожная музыка- это музыка войны, а светлая –довоенная. Солдаты вспоминают то, ради чего они сражаются, -мир и счастье.)

- Давайте выстроим логику нашего музыкального фрагмента: мы слышали

тревожное начало войны, русских людей зовут на защиту Родины; затем музыка напоминает защитникам, как прекрасна Родина для каждого человека. Хорошее ли окончание? Или надо иначе закончить эту часть?(Надо снова позвать на войну, как вначале.)

- Давайте послушаем, так ли мыслит композитор.

Прослушивание всей части кантаты целиком.

- Совпало ли ваше предположение с решением композитора?(Да).Понравилась ли вам музыка? Её написал замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Он сочинил музыку сначала к кинофильму ,а потом на её основе составил кантату.

Демонстрация портретов Прокофьева и Эйзенштейна.

 - В 1938 году на экраны кинотеатров нашей страны вышел фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" с музыкой Сергея Прокофьева. Тревожное было время: гитлеровский фашизм уже начал своё варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла на всем миром. До войны с немцами оставалось менее трёх лет, а сюжет фильма был построен на событиях другой войны, но то же с немецкими захватчиками.

Кантата "Александр Невский", монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра была создана Прокофьевым в 1939 году на основе музыки фильму. Кантата прозвучала как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждёт врага, который решится напасть на нашу Родину. Несмотря на то, что музыка  предварительно сочинялась для фильма, в кантате она приобрела свою собственную драматургию, своё развитие, свою форму, стала новым и вполне самостоятельным музыкально-драматическим произведением.

- Даю вам задание :посмотрите фрагмент фильма и сравните его музыку с аналогичным фрагментом кантаты.

Просмотр фрагмента кинофильма.

- Чем-нибудь различается музыка в фильме и музыка кантаты?(Все части в кантате звучат целиком,а в кино –с перерывом.)

- Как вы думаете, почему так? (Наверное, потому, что в кино важнее то, что показывают на экране, а музыка играет не такую важную роль.)

- Вы совершенно правы: в кино у музыки особая задача - она подчеркивает, углубляет, усиливает то, что несет в себе изображение. Да и слова здесь есть удивительно сильные: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская!» Кому могут принадлежать эти слова? (Александру Невскому.)

- Именно это имя стало названием и художественного фильма и кантаты.

Демонстрация репродукции картины П. Корина «Александр Невский»

- Живописный портрет Александра Невского занимает центральную часть

композиции триптиха «Александр Невский» художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Над головой — воинская хоругвь с образом Спаса-Ярое Око, наслед-ным образом рода Ярославичей. На коринском полотне нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя Александра Невского — олицетворением защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской- главной святыни северной Руси.

-Корин писал свою картину в самые тяжелые годы войны, и в те же годы была сложена вот эта песня.

Учитель исполняет первый куплет песни «Шел ленинградский паренек»

Разучивание. Вокальная работа.

Шел ленинградский паренек.

Был путь неровен и далек.

И где б ни ходил он,повсюду носил он

Солдатский простой котелок.

- Что такое котелок? (Ответы детей)

 

Была та ночка не легка.

В бою убили паренька.

А вышли из боя- и имя героя

Прочли мы на дне котелка.

 

Блеснул долгожданный огонек,

Пришла расплата, вышел срок.

Поклялись герою берлинской водою

Наполнить его котелок.

- Можно ли этого бойца, совсем еще мальчика, назвать богатырем? Почему?

(Ответы детей.)

- Так кто же такие богатыри? Есть ли отличие богатырей от героев?(Богатыри-это сильные физически люди, а герой может быть и слабым.)

- В таком случае все окружающие нас сильные мужчины-богатыри? (Нет, только добрые. Героем можно стать один раз в жизни, это поступок, а богатырь-это постоянная величина.)

- Посмотрите на картину Васнецова, там все сильные?   

Демонстрация репродукции картины В. Васнецова «Богатыри».

- Попробуйте принять позу каждого из богатырей, примерьте на себя выражение лица Добрыни и Алеши Поповича. (На картине не все богатыри физически сильные. Один-хитроват, другой – спокойный.)

- Вслушайтесь в слово « богатырь». От какого слова оно произошло? (Богатый, ходит под богом, богом данный дар.

- Так какой дар дан каждому из богатырей? (Одному- сила, другому- ум, третьему- добро.)

- Что важнее для человека из этих трех начал, что есть богатство? Одно добро без силы и ума будет ли действенно? А ум без добра что принесет миру? Дети приходят к выводу о единстве телесного(сила), душевного(ум) и духовного(добро), что только совместное существование трех начал делает человека поистине богатым.

- Поразмышляйте дома над следующими вопросами:

· Какой божественный дар дан тебе?

· Богат ли ты?

· Что в тебе- сила или разум?

· Что тебе нужно в себе сформировать, чтобы ты стал богатый- как Богатырь?

· А богатый человек материально бывает бедным? И наоборот?

Рекомендуем посмотреть:

План – конспект урока музыки во 2 классе по теме «Семейство духовых инструментов»

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Конспект урока музыки в 3 классе

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Любовь Дубровина # 14 июня 2013 в 23:00 +1
какая вы молодец, Елена Вячеслаовна! Прекрасная разработка! Кое что возьму себе на заметку. Спасибо!
Лариса Ромащенко # 18 июня 2013 в 19:13 +1
Случайно зашла на этот сайт и порадовалась за вашу работу! Содержательная и в тоже время лаконичная. Охвачены разные видя деятельности и вокальльной работе уделяется внимание. и есть над чем задуматься нашим школьникам. Отличный урок! Успехов вам!!!
Мария Громова # 7 ноября 2013 в 22:20 +2
Бальзам на душу - кто-то ещё работает, как надо! Не перевелись ещё учителя музыки на Руси. Спасибо личное. Комментировать нечего. Всё к месту и слова не выкинешь. Пойте ещё.
Зоя Ивановна Затульная # 12 января 2014 в 19:20 0
Очень актуальная тема. Дети должны знать героев нашей страны. Вы используете разные виды деятельности.И какой же урок музыки без вокальной работы.Да и охватываете несколько предметов сразу: музыка, история, литература, ИЗО.Отличная работа.
Елена Николаевна Пономарева # 3 августа 2014 в 16:23 +1
Елена Вячеславовна, здравствуйте. Мне понравился ваш урок. Во-первых, отмечу ваш подход к слушанию музыки через интонационное осмысление голосом. Во-вторых, запомнился фрагмент урока с пластической импровизацией "Богатырей". Ну, и в третьих, достаточно интересные и оригинальные вопросы для домашнего задания. Также похвально разнообразие видов деятельности. Единственно, чего мне показалось мало, так это пения. Всё-таки 5 класс, они ещё хотят и любят петь. В целом, хороший традиционный урок музыки. Успехов!
Мария Юрьевна Воркуева # 30 октября 2014 в 23:22 +1
Елена Вячеславовна! Ваш материал как нельзя кстати для подготовки юбилейных мероприятий к 70-летию Победы! мне как историку иногда трудно бывает подобрать соответствующий эмоциональный фон, ктороый хорошо передать через музыкальное сопровождение, а ваше занятие может в этом помочь. Обязательно воспользуюсь Вашими рекомендациями при подготовке классного часа. Я классный руководитель 6 класса, и мне кажется, вы очень точно подобрали материал, чтобы затронуть детские души. Спасибо.
Лариса Александровна Глушенкова # 30 октября 2014 в 23:45 0
Спасибо! Очень пригодился в связи с датой со дня Победы!
Ассоль Юрьевна Земисева # 8 ноября 2014 в 18:05 0
Спасибо! Очень интересный урок, с использованием межпредметных связей (ИЗО, история). Отмечу для себя, как подвести детей к художественному образу, задуманному композитором через из собственные интонации.
Валерий Григорьевич Вершинин # 14 февраля 2015 в 22:26 0
Уважаемая Елена Вячеславовна! Ваш урок мне понравился. Хорошо продумана работа в кантате " Александр Невский" С.С. Прокофьева. Мне кажется, что лучше бы на вашу тему "поработала" часть кантаты" Ледовое побоище" и хор " На Руси родной... не бывать врагу! А если бы эту тему выучить с детьми и спеть! "Богатыри" Васнецова как-то уводят от заявленной темы "Защита Родины в русской музыке". Если их уж брать, тогда стоит добавить " Богатырскую симфонию А. Бородина. Замечательные песни из к\ф " Офицеры" и " Шёл ленинградский паренёк", по-моему мнению, снижают накал эмоций, тем более разучивание песни после такой душевной работы.
мари ванна # 11 марта 2015 в 20:03 0
Урок действительно замечательный, только не Ваш.
Вера Сампиловна Гарматарова # 13 марта 2015 в 10:36 0
Елена Вячеславовна, здравствуйте. Мне понравился ваш урок. Хороший урок. Творческих успехов!
Татьяна Евгеньевна Рыскалина # 31 октября 2015 в 18:06 +1
Урок продуман хорошо, и, вероятно, детям было интересно. Однако,нужно отметить очень важный, с моей точки зрения, момент. В настоящее время в каждом классе обучаются дети разных национальностей. И с фашистскими захватчиками сражались воины разных национальностей. На уроке после слов о Левитане и начале войны слова педагога - Кто должен встать? (Люди) Какой национальности эти люди?(Русские) - звучит не корректно.
Акцент на то, что призываются только "Люди русские.." ставит разделительную грань в межличностных отношениях и может спровоцировать неадекватное отношение к подвигу всего народа в Великой Отечественной войне. А где же тут воспитание толерантности? Я поставила бы высокий балл уроку, если бы учитель хотя бы пару слов сказал о том, что страна в которой мы живем -многонациональная и в Победе над фашистами есть вклад каждого.
Оксана Николаевна Однобурцева # 16 июля 2016 в 19:18 0
Всё замечательно, но на мой взгляд, не хватает современного защитника Родины в музыке. Я считаю, что песня "Шёл Ленинградский паренёк" уже никакая не современная - с войны прошло больше 70 лет, да и Ленинград уже по другому называется. Вот если бы, к уроку добавить такие песни, которые близки нашим детям, ну например, из репертуара Гомана "Русский парень", много песен и группы "Любэ", Газманов "Офицеры", группа "Голубые береты" - "Расплескалась синева" и т.д., то было бы более удачнее.
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 15:09 0
С большим интересом познакомилась с Вашей разработкой урока. Это хороший методический материал, который можно использовать не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях. Благодарю Вас за Ваш опыт.
Салозграф Ирина # 2 сентября 2016 в 01:39 0
Спасибо за такой замечательный материал. Очень содержательно,познавательно, музыкально. Действительно, есть пища и для ума и для души. Очень хорошая интеграция предметных областей. Фрагменты урока можно использовать и на внеклассных мероприятиях, и на уроках истории, ИЗО, литературы.