Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Викторина по музыкальной литературе «Умники и умницы»

Тема «Людвиг ван Бетховен. Жизнь и творчество»

Автор: Хуснутдинова Резеда Сайдашевна, МБОУ ДОД г.Казани «Детская музыкальная школа №8», преподаватель

Данный материал будет интересен для преподавателей музыкальной литературы в детской школе искусств (музыкальной школе), учителей музыки. Возраст детей – 11-12 лет.

Викторина являются обобщением темы «Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена». Я предлагаю детям выполнить задачи разной сложности, где они должны быть умными, рассудительными, внимательными. В представленном сценарии викторины имеются задания, где каждый игрок должен продемонстрировать свои знания, а так же задания, где ответы рождаются в результате коллективного обсуждения. Кроме того, я приглашаю детей к совместному творчеству. Например, проявить свои артистические возможности, разыгрывая “сцены из жизни”, что позволяет нам погружаться в эпоху жизни композиторов («сцены из жизни» сочинены автором работы, однако все представленные сведения, вложенные в уста «действующих лиц», опираются на литературные источники).

Цель: закрепление и обобщение знаний о жизни и творчестве Л.Бетховена

Задачи:

1. Определение места Л.Бетховена среди венских классиков

2. Выявление новаторских замыслов, идей в содержании, творчестве, музыкальном языке композитора

3. Развитие навыков восприятия и анализа музыкального материала

4. Активизация речевой и познавательной деятельности учащихся, умения работать в коллективе, принимать совместно решения

5. Развитие внимательности, наблюдательности

6. Расширение знаний учащихся и погружение в историческую эпоху

7. Выявление творческих, артистических возможностей учащихся

8. Формирование интереса к музыкальным дисциплинам

9. Формирование эстетических вкусов и потребностей

Методы:

1. Интеграция различных видов искусств

2. Игровые методы

3. Ролевая игра

4. Метод проектов

Оборудование:

1. Мультимедийная аппаратура и презентация к уроку

2. Фортепиано

3. Карточки

При подготовке к викторине в классе создается творческая группа учащихся, которая помогает преподавателю не только в создании наглядных пособий (презентация, карточки), но и разыгрывает «театрализованные вопросы».

Учащиеся делятся на две команды и выбирают капитанов. В течение всей игры команды борются за баллы. Условия накопления баллов просты: за каждый правильный ответ – 1 балл. В конце игры преподаватель подсчитывает количество баллов и определяет победителя.

Структура викторины:

1.«Угадай мелодию»

2.«Мозаика вопросов»

3.«Театрализованные вопросы»

ВИКТОРИНА «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

У каждого игрока команд перед собой на столе набор карточек с названиями музыкальных фрагментов из «Патетической» сонаты №8, симфонии №5, увертюры «Эгмонт». Для облегчения работы карточки подготовлены в разной цветовой гамме. Например, карточки сонаты – зелёные, симфонии – красные, увертюры – чёрные.

Игроки поднимают карточки соответственно звучащей музыке. Если фрагмент угадан правильно, то карточка остаётся у учащегося, если нет - возвращается преподавателю. Таким образом, каждый игрок своим правильным ответом делает вклад в копилку баллов своей команды. Одна карточка равняется 1 баллу.

Порядок проведения музыкальной «угадайки»:

1. Соната № 8. I часть. Главная партия.

2. Симфония №5. I часть. Главная партия.

3. Соната № 8. II часть. Первый раздел (А)

4. Увертюра «Эгмонт». Вступление.

5. Симфония №5. III часть. Средний раздел (В)

6. Симфония №5. II часть. Первый раздел (А)

7. Увертюра «Эгмонт». Главная партия.

8. Соната № 8. I часть. Побочная партия.

9. Увертюра «Эгмонт». Кода.

10. Соната № 8. III часть. Первый раздел (А)

11. Симфония №5.  III часть. Первый раздел (А)

12. Симфония №5. IV часть. Главная партия.

13. Увертюра «Эгмонт». Побочная партия.

14. Соната № 8. I часть. Вступление.

ВИКТОРИНА «МОЗАИКА ВОПРОСОВ»

На экране демонстрируются категории и номера вопросов. Всего четыре категории:

1.«Капитаны»

2.«Картина»

3.«Иллюстрация и музыка»

4.«Венские классики»

В каждой категории по 3 вопроса.

Команды поочерёдно выбирают категорию и номер вопроса и отвечают.

Содержание вопросов к викторине «Мозаика вопросов»

«Капитаны»

Конкурс между капитанами. Первым начинает отвечать капитан, чья команда выбрала данную категорию.

1. Кто больше назовёт произведений Бетховена?

Капитаны поочередно называют по одному произведению композитора (повторяться нельзя). Количество правильных ответов равняется количеству баллов.

2. Рассказ из серии «Летопись жизни и творчества Л.Бетховена».

Рассказать нужно об одном эпизоде жизни композитора.

3. Определить какой музыкальный фрагмент принадлежит Гайдну, а какой Бетховену? (Звучат незнакомые отрывки из музыки Гайдна и Бетховена).

Капитаны на листочке пишут ответы и затем показывают преподавателю и другим участникам викторины.

В последующих викторинах игроки команд имеют право совещаться, капитан отвечает сам, либо предоставляет возможность ответить на вопрос любому игроку из своей команды.

«Картина»

(демонстрируется портрет или картина и задаётся вопрос (иллюстрации могут быть разного характера: репродукция, кадр из фильма; картина другого автора и т.д.))

1. Портрет Бетховена. Расскажите каким был внешне композитор?

2. Картина «Бетховен среди друзей» (Худож. А. Грёфель) Каким был Бетховен среди друзей?

3. Картина «Свобода» Э. Делакруа. Какая связь между этой картиной и Бетховеном? 

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока музыки в 3 классе

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

План – конспект урока музыки во 2 классе по теме «Семейство духовых инструментов»

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

магдеева гульнара эньверьевна # 24 декабря 2013 в 02:14 +1
очень содержательная викторина.она позволяет не только закрепить знания по теме , но и даёт возможность ребёнку проявить себя индивидуально и в коллективе.понравилось задание с погружением в эпоху композитора.это уже элемент арт-терапии.успехов вам!
Лариса Александровна Глушенкова # 25 октября 2014 в 00:22 0
Полностью согласна с вами. Прекрасная викторина! Дает большие возможности для ребенка.
Хуснутдинова Резеда Сайдашевна # 24 декабря 2013 в 23:17 +1
Большое спасибо.
Лилия Сергеевна Карбышева # 20 января 2014 в 12:57 0
Жуть как люблю карточки, картиночки!!! Буду применять Ваш опыт в своей работе! Экономится время на проверку знаний, всё проходит в стремительном темпоритме, в увлекательной форме. Особенно мне нравится Ваша находка сценического перевоплощения - как здорово погрузиться целиком и полностью в историческое событие, побывать в роли Бетховена и просто пофантазировать..
Юлия Юрьевна Петрова # 14 апреля 2014 в 20:52 0
Материал позволяет не только закрепить полученные ранее знания, но и учит размышлять, сравнивать, анализировать. Театрализованная вставка особенно хороша!!! Я проводила что-то подобное со своими учениками, получилось неплохо. Надеюсь, тоже смогу поделиться с Вами своими находками.
Татьяна Викторовна Фадеева # 18 ноября 2014 в 15:28 0
Благодарю за материал. Можно использовать на уроках мировой художественной культуры.
Надежда Николаевна Тарасова # 28 ноября 2014 в 21:51 0
Спасибо Вам за Ваш труд!
Усманова Римма # 28 февраля 2015 в 19:42 0
Викторина по музыкальной литературе «Умники и умницы» - интересное внеклассное мероприятие, формирующее интеллигентного человека.Данный материал будет интересен не только для преподавателей музыки, но и для всех педагогов, ибо встреча с музыкой- очищение души и тела. Умело использованы методические приёмы, разнооразны конкурсные задания. Огромное спасибо Вам за музыкальное просвещение!
Алена Игоревна Лешукова # 16 марта 2015 в 19:13 0
Большое спасибо за интересную викторину по творчеству Бетховена. Сама иногда мучаюсь подборкой заданий для открытых уроков по музыкальной литературе. Несколько идей мне очень понравилось!
Марина Николаевна Лысенко # 12 июля 2015 в 12:59 0
Резеда Сайдашевна. Познакомилась с Вашей разработкой. Очень интересная викторина: разнообразные вопросы и задания. Думаю, на таком мероприятии дети с удовольствием показали свои знания музыкальной литературы. Оказывается и музыкальной школе можно сделать увлекательные и развивающие мероприятия. Это воспитывает заинтересованность учащихся и желание повышать музыкальную культуру. Спасибо. С Вашего разрешения возьму себе на заметку некоторые идеи.
Людмила Ивановна Атаманова # 16 августа 2015 в 20:51 0
Хорошо подготовленный материал. КАк много проделанно работы. Я думаю, для детей не только будет увлекательно, познавательно, но и главное интересно.
Юлия Николаевна Андриенко # 5 октября 2015 в 21:38 0
Большое спасибо, Резеда Сайдашевна, за содержательную, динамичную, интересную и полезную викторину! К таким мероприятиям детям всегда интересней готовиться, чем к обычным контрольным урокам! Мои ученики обожают такие викторины, но мы знаем СКОЛЬКО нужно перечитать,"перерыть и перелопатить", чтобы ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ такой урок! С удовольствием возьму несколько интересных идей из Вашего материала для своего урока)))
Юлия Александровна Овсиенко # 24 февраля 2016 в 09:58 0
Очень интересный материал. Видна колоссальная подготовка учителя. Спасибо
Оксана Николаевна Однобурцева # 16 июля 2016 в 19:30 0
Хорошая подборка материала, всё соответствует заявленной теме.
Ирина Александровна Лаптева # 10 января 2017 в 16:07 0
Очень интересная разработка! Виден творческий подход преподавателя, привлекательна сама форма мероприятия, большое разнообразие конкурсов. У детей есть возможность не только показать знания, но проявить себя творчески.
Галина Юрьевна Плясова # 14 декабря 2018 в 12:51 0
Резеда Сайдашевна, спасибо за интересную разработку по творчеству Л. Бетховена! Дети закрепляют знания, реализуют себя в роли артистов!