Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения

Автор: Левина Елена Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МОУ ОСОШ № 94, г. Ярославль

Тема «Односоставные предложения» является одной из важных и интересных тем программы по русскому языку 8 класса. Изучение данной темы позволяет обучающимся практически освоить большое разнообразие и вариативность грамматических основ простых предложений. Освоение данной темы является важным также и потому, что знание этой темы позволит обучающимся правильно выполнить многие тестовые задания в вариантах ГИА в 9 классе, которые предлагают к рассмотрению односоставные предложения (в заданиях типа: выпишите грамматическую основу, посчитайте количество грамматических основ).

Данный урок – первый по изучению данной темы - рассчитан на обучающихся 8 класса открытых (вечерних) общеобразовательных школ. Материал урока отличается доступностью, адаптирован к психолого-педагогическим особенностям обучающихся. Но нужно отметить, что материалы урока (алгоритм, таблица личных окончаний глаголов, задания могут быть рекомендованы к использованию в 8, 9 классах общеобразовательных школ).

Тема: Односоставные предложения.

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Цель: знакомство с видами односоставных предложений.

Задачи:

✓ дифференциация односоставных и двусоставных предложений, актуализация правила правописания личных окончаний глаголов;

✓ обучение работе с алгоритмом определения вида односоставного предложения, составление текста из отдельных предложений

✓ воспитание интереса к родному языку.

Оборудование: алгоритм, схемы, разрезанный на предложения текст (все для каждого ученика).

Ход урока:

1.  Орг. момент

2.  Работа с текстом

Обучающимся раздаются текст, разрезанный на предложения.

Задание:

·  соберите текст из предложенных предложений ,т.е. расположите в правильном порядке предложения (в конспекте предложения расположены друг за другом),

·   докажите, что это текст, определите стиль, тип речи (предложения связаны цепной связью, художественный стиль, описание).

Утро в деревне

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Хорошо летом в деревне встать пораньше, до восхода солнышка.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прозрачное небо, будто морская вода с легкой прозеленью.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Из-за плетней так славно попахива..т отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

А потом пове..т ветерком, потян..т прямо в лицо свежим печеным хлебом.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Это в селе уже не спят, хлопоч..т возле печей.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

(По Г.А. Скребицкому)

Задание:

·  Найдите глаголы в предложениях.

·  Подберите глагол, соответствующий схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

3.   Чем определяется выбор гласной в окончаниях глагола? (спряжением).

Объясните, какие гласные вы вставили в личные окончания.

Дома вам необходимо было вспомнить правило правописания личных окончаний глаголов будущего и настоящего времени. (Актуализация правила правописания личных окончаний глаголов).

4.  Тема нашего урока - односоставные предложения.

Какую синтаксическую роль глаголы играют в предложениях? Найдите подлежащие в предложениях.

Вы увидели, что не во всех предложениях есть подлежащее или сказуемое, но перед нами «Полноценные» предложения, содержащие законченное высказывание.

В русском языке достаточно часто используются ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, т.е. такие предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее или сказуемое.

Если в предложении есть подлежащее и сказуемое, то мы считаем до ДВУХ: перед нами ДВУсоставное предложение.

А если в предложении только один главный член предложения? Мы считаем до ОДНОГО - это ОДНОсоставное предложение.

5.  Ознакомление с видами односоставных предложений.

Существует несколько видов односоставных предложений (работа с табличкой):

6.     Обучение работе с алгоритмом определения вида односоставного предложения (пошаговое объяснение, как пользоваться алгоритмом).

Примеры для наблюдения берем из текста:

Утро в деревне (назывное)

Хорошо летом в деревне встать пораньше, до восхода солнышка. (безличное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего).

Прозрачное небо, будто морская вода с легкой прозеленью. (назывное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое – нет. Назывное.

 

Из-за плетней так славно попахивает отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью. (безличное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего).

 

А потом повеет ветерком, потянет прямо в лицо свежим печеным хлебом. (безличное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего).

 

Это в селе уже не спят, хлопочут возле печей. (неопределенно-личное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – да. Определенно-личное.

Задание:

· Пользуясь алгоритмом, определите вид односоставного предложения:

Не бери в лес ружье. (определенно-личное)

В дверь несмело постучали. (неопределенно-личное)

И снова мне легко. (безличное)

Запах розы и жасмина. (назывное)

Осенний день шуршал ломкой листвой. (двусоставное)

· Пользуясь таблицей Основные группы односоставных предложений, над сказуемыми подпишите, в какой форме они стоят.

7.  Домашнее задание:

Составьте односоставное предложение с глаголом НАПОЛН..ТЕ. Повторите правила правописания личных окончаний глаголов. Из учебника выпишите определение Односоставные предложения – это…

8.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мы сегодня познакомились с односоставными предложениями, учились пользоваться алгоритмом для их определения. Несколько следующих уроков мы посвятим более подробному изучению односоставных предложений, посмотрим, как и для чего они используются в разных стилях речи, в т.ч. публицистическом и художественном. 

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения

Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами

Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе

Конспект урока русского языка 8 класс

Непрокина София # 10 января 2014 в 14:55 +1
Понравилась работа с текстом в начале урока. Как правило, детям это дается непросто. Можно было еще в качестве задания предложить озаглавить текст, а еще лучше дать на  выбор заголовки. Это будет уже элемент подготовки к ГИА.
Алгоритм действий по определению вида односоставного предложения тоже понравился. Это уже по-ФГОСовски. ))
Ирина Александровна Пономарева # 18 мая 2014 в 16:55 0
Очень люблю схемы, опоры, Шаталовские приемы. Считаю, что очень грамотно использованы на уроке схемы и алгоритм. Дети четко и наглядно видят особенности темы, конечно, все поможет при сдачи ГИА.
Алена Геннадьевна Варфоломеева # 22 июля 2014 в 07:33 0
Согласна, что изучение данной темы помогает при подготовке к ГИА. Грамотно подобрана работа с таблицей и алгоритмом. Данный алгоритм обязательно буду использовать на уроке. Качественно подобран материал к уроку. Спасибо!
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 13:36 +1
Качественный урок, хорошо организована работа с алгоритмом. Подобраны материалы для закрепления, предлагается выбрать из текста односоставные предложения, пользуясь алгоритмом и правилом "считаем до двух" - "считаем до одного". Спасибо за хороший урок!
Татьяна Алексеевна Страупе # 17 октября 2014 в 23:30 0
Я тоже очень люблю схемы и таблицы, особенно, обобщающие, их использование всегда делает материал более доходчивым. Удачно подобраны тексты. Спасибо.
Ирина Васильевна Неговора # 28 ноября 2014 в 19:58 0
Очень удачный этап актуализации, понравился алгоритм определения видов односоставных предложений. Я урок по данной теме строила на текстах из произведений Бунина. Именно односоставные предложения составляют большинство в некоторых его текстах.
Абдыхаймова Бейсенкуль # 2 июля 2015 в 10:01 0
Алгоритм действий очень полезен на уроках. Но я использовала ВИДЕОУРОК "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ".На закрепительном обобщающем уроке можно использовать ваш опыт.Спасибо за материал.
Татьяна Алексеевна Евсикова # 8 сентября 2015 в 23:20 0
Интересный конспект урока спасибо автору!
Лариса Владимировна Петрухина # 17 сентября 2015 в 19:27 0
Спасибо за урок. Проведена большая работа по изучению темы. Очень понравилось пошаговое использование алгоритма действий, примеры для наблюдения удачно подобраны. Это очень поможет при подготовке к ОГЭ.
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:40 0
Урока актуальный и современный.Спасибо за интересный и продуманный материал. Ребята будут заинтересованы на протяжении всего урока. Урок можно использовать в работе.
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 16:54 0
Добрый день! Тема «Односоставные предложения» является одной из важных и интересных тем программы по русскому языку 8 класса. К сожалению, количество часов, отведенных на ее изучение, ограниченно. Данная разработка позволяет обучающимся практически освоить большое разнообразие и вариативность грамматических основ простых предложений. Освоение данной темы является важным также и потому, что знание этого материала позволит обучающимся правильно выполнить многие тестовые задания в вариантах ОГЭ в 9 классе, которые предлагают к рассмотрению односоставные предложения (в заданиях типа: "Выпишите грамматическую основу", "Посчитайте количество грамматических основ" и т.п.).
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 10:35 0
Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы. Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, с которыми он работает. Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.