Конспект урока русского языка в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Автор: Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка ГОБОУ детского дома-школы №1, специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Боровичи, Новгородской области.

Описание материала: конспект русского языка для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида по теме «Заявление. Структура заявления. Редактирование заявления» (2 урок). Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. Данный материал будет полезен учителям коррекционных школ для работы с учащимися при изучении деловых бумаг. Учащиеся на практической основе учатся оформлять предложения, используемые в текстах заявлений, решать проблемные ситуации, дополнять предложения, используемые в текстах заявлений, редактировать текст заявления. Каждый учащийся на уроке получает возможность высказать свое мнение, проявить активность. Применить имеющиеся у него знания по теме.

Тема урока: Заявление. Структура заявлений. Редактирование заявлений.

Цель: научить грамматически правильно оформлять предложения, используемые в заявлении, оформлять текст заявления.

Задачи:

- закрепить знания учащихся о структуре заявления;

- развивать умение редактировать тексты заявления;

- учить составлять тексты заявлений.

Оборудование:

- опорная таблица «Структура заявления»;

- карточки со словами;

- карточки с деформированным текстом, образцы личных дел;

- мультимедийное оборудование.

Словарь: заявление, документ, должность.

ХОД УРОКА

1) Организационный момент, проверка готовности к уроку.

Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас и надеюсь, что на уроке вы будете работать активно!

Прозвенел опять звонок, он позвал нас на урок!

Нам нужны сейчас тетрадки, ручки и карандаши!

Дневники не убирайте –

Для оценок оставляйте!

Поработаем мы дружно,

Ведь учиться – очень нужно!

2) Повторение пройденного материала.

Учитель: Прочитайте тему урока. Над какой темой мы сегодня  продолжим работу?

Ученик: Над темой «Заявление».

Учитель: Что такое заявление?

Ученик: Официальный документ, письменная просьба о чем-либо.

Учитель: Кому может быть адресовано заявление?

Ученик: Организации, учреждению или должностному лицу.

Учитель: Какие бывают по форме заявления?

Ученик: Простые и сложные.

Учитель: Что содержится в простом заявлении?

Ученик: Наименование учреждения, фамилия, имя, отчество руководителя; должность, фамилия, имя, отчество того, кто пишет заявление; название документа, содержание просьбы, подпись автора и число.

НАГЛЯДНАЯ ОПОРА-ПАМЯТКА (вывешивается на доске)

           Структура заявления:

1)    Наименование учреждения.

2)    Кому.

3)    От кого (должность, Ф.И.О.)

4)    Название документа.

5)    Содержание просьбы.

6)    Подпись, число.

Учитель: На структуру каких документов похожа структура заявления?

Ученик: Деловые письма.

3) Новый материал.

Учитель: Сегодня мы будем учиться правильно составлять предложения, используемые в заявлениях.

А) Работа с личными делами.

Учитель: Найдите в личных делах, которые лежат у вас на партах, тексты заявлений. Прочитайте (2,3 уч-ся). Докажите, что это заявления.

Учащиеся: Есть название документа, указано от кого, кому адресовано заявление, содержится просьба, подпись, число.

Б) Упражнение на освоение словаря.

НА ДОСКЕ КАРТОЧКИ (либо используется проектор:

  ДОВЕРИТЬ

                         

  ПРЕДОСТАВИТЬ

 

  ВЫДАТЬ 

 

  ПОЛУЧИТЬ

 

  ПРИНЯТЬ

 

  ЗАВЕРИТЬ

Учитель: Какие из этих глаголов могут быть использованы в текстах заявлений?

Учитель: Почему вы исключили слово «доверить»?

ЛИШНИЕ КАРТОЧКИ СНИМАЮТСЯ С ДОСКИ.

Учитель: Когда при написании заявления можно использовать слово предоставить? Выдать? Получить?

В) Упражнение на отработку построения и грамматического оформления предложения. Работа в тетрадях.

НА ДОСКЕ КАРТОЧКИ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ (либо на проекторе):

  ПРОШУ ПРЕДОСТАВИТЬ…..

 

  ПРОШУ ВЫДАТЬ…..

 

  ПРОШУ ОСВОБОДИТЬ …..

Учитель: Прочитайте предложения на карточках на доске.

Учитель: Как вы думаете, что нужно сделать?

Ученик: Продолжить предложения.

Учитель: Выполните задание (при проверке каждый вариант зачитывают 1, 2 учащихся, выбирается более удачный).

НА ЭКРАНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Учитель: Прочитайте предложения на экране.

«Прошу дать мне путёвку в летний оздоровительный лагерь».

«Мне исполнилось 14 лет, поэтому я хочу получить паспорт».

Учитель: Измените данные предложения так, чтобы получился текст заявления.

Г) Работа с карточками.

Прошу освободить меня от (учебные занятия) на три дня

 (с 17 по 21 март) в вязи с (поездка) в г. Великий Новгород на (соревнование) по (лёгкая атлетика)

Учитель: Прочитайте текст на карточках. Что неверно в записях?

Учитель: Исправьте текст (заслушиваются и обсуждаются 2,3 варианта, выбирается более удачный).

Учитель: Запишите текст в тетрадь.

Д) Проблемная ситуация.

Учитель: А теперь давайте представим, что вы получили письмо от друга из другого города, в котором он вас приглашает на торжественное событие. Но у вас занятия в школе. Как вы поступите? (Учащиеся высказывают свои варианты действий).

Учитель: Устно сформулируйте текст заявления. (Обсуждение 2,3 вариантов).

Учитель: Запишите свои варианты.

4) Итоги урока.

Учитель: Над какой темой мы работали сегодня?

- Какие правила необходимо соблюдать при написании заявления?

- Как вы думаете, кому и для чего вы сейчас можете писать заявление?

- На следующем уроке мы продолжим работу по составлению заявлений.

Домашнее задание: составить и записать заявление о приёме на работу в ООО «Детское».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Ольга Александровна Рафейчик # 4 января 2014 в 23:30 0
Замечательный, очень подробный конспект урока. Но на мой взгляд наглядную опору-памятку целесообразней было бы представить в форме, повторяющей структуру заявления, его расположения на листе.
Например:
1)    Наименование учреждения.
2)    Кому.
3)    От кого (должность, Ф.И.О.)
4)    Название документа.
5)    Содержание просьбы.
6)    Подпись, число.
Елена Викторовна Сапунова # 17 июня 2014 в 19:57 0
Недавно посетила курсы по работе с детьми с ОВЗ. Работа с такими детьми - это подвиг! Конспект замечатеьный.
Ольга Владимировна Смирнова # 24 июля 2014 в 12:38 0
Замечательный материал, а самое главное нужный тем более учащимся с ОВЗ. Наша задача нацелена на содействие успешной социализации выпускников через расширение социальных связей. Мы, учителя, должны помочь этим детям не растеряться, не заблудиться в жизни, для этого этим детям необходимы элементарные знания и умения. Разработаны и продуманы все этапы работы на уроке. Спасибо за труд! Успеха в работе!
Ирина Александровна Подольская # 1 августа 2014 в 16:59 0
Интересный материал. Мне понравилась работа с карточками. В вашем конспекте все логично. Взяв за основу Вашу идею, подготовлю урок для учащихся 9 класса. Спасибо.
Позвольте вмешаться в комментарии...
Сколько нас - столько и мнений. Взяв чей-то конспект, невозможно его повторить. Мы создаем свой конспект, так как у нас СВОИ дети, свои возможности и т.д. С уважением ИА
Светлана Александровна Фёдорова # 27 октября 2014 в 22:15 0
Материал интересный, социально значимый для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Подробно описана последовательность видов деятельности на уроке.
Лариса Викторовна Яковлева # 30 октября 2014 в 11:19 0
Разработка, мне кажется, даже понадобится в общеобразовательных школах, т.к. ученики в наше время совсем не знают как заполнять заявление. Спасибо автору. Очень нужный материал.
Наталья Алексеевна Старкова # 19 декабря 2014 в 21:10 0
Заявление - самая распространенная деловая бумага, поэтому мы обязаны научить учащихся коррекционных школ правильно составлять этот документ.А это так сложно! Учитель подготовил замечательный урок. Он сразу напоминает учащимся, что заявление, как и любой другой документ, имеет свою установленную форму, которой необходимо всегда придерживаться. Организована интересная работа по карточкам.Спасибо Вам!
Анна Владимировна Скорикова # 20 декабря 2014 в 09:08 0
Спасибо автору за разработку урока.Научить учеников коррекционной школы VIII вида составлять деловые бумаги- очень сложный процесс...Удачи Вам!
Светлана Яковлевна Воробьева # 30 января 2015 в 21:22 0
Согласна с Ириной Александровной П., всегда легче для основы взять чей-то конспект и переделать его под своих детей и свой темперамент. Знаю, что тема очень трудно даётся детям этого вида, да и конспектов для работы в таких класса выкладывается гораздо меньше. Спасибо за разработку, но стишок в начале-выброшу, а заменю на актуализацию темы,например:зачем нам нужны документы? какой вы держали в руках? зачем пишутся заявления и т.д и т.п. Спасибо.
Рамиля Абузаровна Закиева # 3 ноября 2015 в 19:43 0
Здравствуйте, коллега! Я тоже работаю в коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ учителем русского языка. Очень рада, что и для нас, учителей-дефектологов, есть возможность поделиться своим опытом, своими знаниями в работе с нашими детьми. Спасибо Вам за конспект.
Елена Борисовна Жданова # 22 января 2016 в 17:30 0
Жданова Елена Борисовна
Работа с особыми детьми - это большая ответственность!Для усвоения даже несложной темы требуется многократное повторение.Выбранная тема конспекта урока жизненна необходима учащимся, так как знакомит с составлением официальных документов, что пригодится во взрослой жизни. Мне не хватило в конспекте воспитательных и коррекционных задач, предполагаемого результата деятельности учащихся, при использовании проектора обязательны динамические паузы и гимнастика для глаз. Спасибо за обмен опытом!
Ирина Владимировна Олейник # 15 февраля 2016 в 09:25 0
Хороший урок. Имеет практическую ценность. Для детей с ОВЗ это особо значимый материал, который пригодится им во взрослой жизни. Работа по шаблонам, образцам - основной принцип работы с особыми детьми. Мне кажется, можно было дать больше образцов: правильных и неправильных (для выработки умения находить ошибки при составлении документов). Спасибо за предоставленный материал.
Динара Маркайдаровна Исимбаева # 27 апреля 2016 в 17:30 0
Появились в школе дети-коррекционники. И этот урок как раз кстати. Очень понятный. Беру за образец. Спасибо,хорошая помощь молодым специалистам.
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 10:11 0
Урок практической направленности. Учит детей адаптироваться в жизненных ситуациях, ч то и требуется сейчас от наших уроков в соответствии с ФГОС. Все этапы урока очень продуманы и грамотно смонтированы. Урок заслуживает поощрения, много интересных моментов, которые рекомендую использовать в своей практике учителям, работающим с категорией таких детей.
Елена # 17 сентября 2016 в 11:49 0
Спасибо за столь полезный материал!Я сама работаю в коррекционной школе, знаю этих детей, донести до них материал очень сложно, но возможно!!!