Конспект НОД для детского сада по теме: «Наш нос»

Конспект НОД в младшей и средней группе

Автор: Пикалова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург

Образовательная область «Здоровье»

Возраст: 3 – 5 лет.

Конспект НОД по теме: «Наш нос»

Цели:

- формировать элементарные представление детей об органах чувств –  нос и его функции;

- показать детям, какую роль играет нос в жизни человека;

- развивать способность рассматривать друг друга, умение работать в    коллективе;

- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье;

- закрепление правил ухода за носом

Оборудование: кукла – перчатка «Незнайка»; иллюстрации с изображением людей разного пола и возраста; продукты с хорошо выраженным характерным запахом, туалетное мыло, флакончик из-под духов, набор карточек «Берегите ваши носики», сундучок или коробка.

Содержание:

В группу к детям приходит Незнайка, у него в руках мешочек. 

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Смотрите, что я вам принес - это  мешочек, там лежит сюрприз для вас. Вы любите сюрпризы? Но сундучок этот не простой, а волшебный. Чтобы он открылся, вам нужно отгадать загадки, попробуете?

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет…  (нос)

 

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.    (ответы детей)

 

Он бывает самым разным:

Маленьким, большим и  важным,

Длинным, тонким и горбатым,

Толстым или конопатым.    (ответы детей)

Незнайка: Правильно, ребята, отгадали все мои загадки. Покажите свой нос. Зачем нужен нос?  (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята. Носиками мы дышим.

Незнайка: Подумаешь, дышать можно и ртом, а от этого носа одни неприятности – то он чихает, то с горки упадешь и разобьешь его.

Воспитатель: Что ты, Незнайка, дышать нужно именно носом. Это очень важно -  ведь наш носик согревает и очищает воздух, которым мы дышим, от пыли и микробов. К тому же, нос нужен не только для того, чтобы дышать. Ребята, зачем еще нужен нос, что он может делать? (ответы детей). При затруднении детей, взрослый дает подсказку – зачитывает отрывок из стихотворения Ю. Прокопович  «Зачем носик малышам?», затем выслушивает ответы детей.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

Незнайка: Ребята, значит, нос помогает нам чувствовать разные запахи?  А какие запахи вы знаете? (ответы детей). Вот и пришло время открыть волшебный сундучок, а что в нем лежит, нам поможет узнать наш помощник – нос.

Проводится игра «Угадай по запаху» - взрослый вызывает к себе по очереди нескольких детей, завязывает им глаза и просит определить по запаху, что он достает из сундучка (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, цветок, чеснок, лук, флакон из-под духов, и др.). Затем ребенок поясняет, как он определил, какой перед ним предмет, ведь он его не видел.

Воспитатель: Ребята, Незнайка, а вы знаете, что запахи бывают полезные и вредные. Как вы думаете, запахи лука и чеснока полезные или вредные? (ответы детей). Правильно, эти запахи полезные – они убивают микробов. А запах сигарет, дыма или газа - полезный или вредный? (ответы детей) Правильно, такие запахи вредные.

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!

ходьба на месте

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

остановиться, руки за спину

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

поднять голову

И легко - легко подышим.

дыхание через нос

Незнайка: Молодцы, ребята, скажите, раз нос – это наш важный помощник, значит… (ответы детей)   правильно, значит, мы должны его беречь. Воспитатель: Давайте, посмотрим на карточки – работа с карточками «Берегите ваши носики» -  девочка ковыряет в носу пальцем (карандашом), мальчик засовывает в нос бусинку, мальчик очень сильно сморкается, девочка наклоняется над баночкой с краской, девочка дает подружке свой носовой платок и др.

Незнайка (грустно): Ох-ох-ох. А у меня нет своего носового платка.

Воспитатель: Не грусти, Незнайка, наши ребята подарят тебе много красивых платочков.

Дети дарят Незнайке носовые платочки (предварительная работа – аппликация «Укрась платочек узором»), Незнайка благодарит детей, прощается с ними, говорит, что еще обязательно к ним придет.    

Дополнительный материал по теме:

➣ Рассматривание иллюстраций с изображением людей и животных, беседа «Какие разные бывают носы»

➣ Рассматривание и обсуждение карточек «Берегите ваши носики»

➣ Закрепление правил ухода за носом: нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым предметом; нельзя засовывать в нос посторонние предметы; при насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя; нельзя пользоваться чужим носовым платком; нельзя вдыхать запах незнакомых жидкостей, наклонившись над банкой.

➣ Выполнение дыхательной гимнастики:

Упражнение «Ракета»  - Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз.

Упражнение «Мышка и мишка» - У Мишки дом огромный (выпрямление, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох). У Мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произношением звука «ш-ш-ш».

Упражнение «Ветер» (упражнение выполняется стоя.) Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. Опуская руки, произвести медленный выдох через рот. Упражнение повторить 3—4 раза.

Упражнение «Ежики»  - Спокойное дыхание через нос.

➣ Проведение опыта «Значение носа для речи» - взрослый просит ребенка закрыть нос и сказать какое-нибудь слово. Делается вывод: звуки изменяются, становятся нечеткими. Затем ребенок с закрытым носом читает какое-нибудь стихотворение, обсуждение с детьми.

➣ Изготовление с детьми коллажа «Что может чувствовать наш нос»

➣ Изготовление с детьми атрибутов для игры «Узнай по запаху» - из пустых баночек и продуктов с характерным запахом.

➣ Чтение – В.Бианки «Чей нос лучше?», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», Н. Кнушевицкая «Нос», С. Шукшина «Долго я по лужам бегал…», загадки на тему: «Нос».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по лепке в 1 младшей группе детского сада

Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы

Конспект НОД во второй младшей группе по валеологии

Конспект НОД для старших дошкольников на тему «У кошки новоселье»

Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

Елена Утямышевна Вихляева # 6 декабря 2015 в 17:51 0
Мне понравилось занятие. Очень хорошо подобран материал. Обязательно возьму себе в капилочку. Спасибо за конспект!!!
Наталья Владимировна Мезенцева # 7 августа 2016 в 18:53 0
Очень удачный конспект, соответствует данному возрасту. Возьму на заметочку, потому как мои малыши такого же возраста.