Познавательное занятие в старшей группе

Сценарий познавательного занятия для старших дошкольников

Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну искусства»

Автор: Матвеева Евгения Александровна, специалист по изодеятельности, г. Серпухов, МДОУ детский сад №16 «Малышок».

Образовательные области:

Художественное творчество:

- развитие интереса к изобразительной деятельности, обогащение сенсорного опыта,

- совершенствование изобразительных навыков и умений, художественно-творческих способностей,

- закрепление знаний о жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж), различных изобразительных материалах (гуашь, акварель, карандаш и т. д),

- совершенствовать умения смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, закреплять названия новых цветов и оттенков.

Художественная литература:

- пополнение литературного багажа детей загадками о средствах изобразительного искусства.

Труд:

- закрепление знаний о труде людей творческих профессий (художник), о результате их труда.

Действующие лица:

- Ведущий

- Художник

- Кисточка

- Палитра

Оборудование: музыкальный зал, ширма, мольберты, проектор, магнитофон, 7 нарисованных тюбиков разноцветных красок,  материалы для дидактических игр, используемых в сценарии, подарки для детей, набор фломастеров, 2 листа ватман, костюмы для персонажей. 

Дети под музыку входят в зал. Садятся на стульчики.

Ведущий:  - Дети, посмотрите, куда это мы с вами сегодня попали? Кругом картины, стоит мольберт,  лежат кисти и карандаши. Как вы думаете, кто здесь живет? (художник) Да точно!!!! Только где же он сам? Ребята вы его не видите? (нет)

Из-за ширмы раздаются всхлипывания и плач, выходит художник.

Художник - Ой, что же мне теперь делать, как же я теперь буду рисовать свои картины?

Ведущий – Художник скажи нам пожалуйста, что у тебя случилось, почему ты так горько плачешь?

Художник - У меня случилось большое несчастье, мои любимые краски ушли из мастерской и потерялись, я ума не приложу куда же они могли отправиться и как их теперь найти. Что же мне теперь делать?

Ведущий – Не расстраивайся, мне кажется что краски могли отправиться только в одно место – в страну изобразительного искусства!

Художник – Да точно, как это я сам не догадался? Но как же мне их там найти, дорогу я знаю, но одному мне точно не справиться.

Ведущий – А мы с ребятами тебе поможем, правда, ребята? (да)

Художник – ну тогда нам пора отправляться в путь!

На экране загораются слайды «Страна изобразительного искусства».

Пока картинка играет, ведущий раскладывает на ковре разноцветные бумажные цветы.

Художник – смотрите, ребята – это улица «Разноцветная» , на ней живут самые разные цвета, вот только очень давно они разделились, и теперь на этой улице справа живут холодные цвета, а слева теплые цвета.

Ведущий – вот только мне кажется, что они сами между собой перепутались, нужно им помочь, и тогда, мне кажется, они подскажут нам, где искать наши краски.

Художник – ребята, вы хорошо знаете, какие цвета называют холодными, а какие теплыми? (да)

Ведущий – тогда давайте соберем все цветы холодных оттенков в одну корзинку, а цветы теплых оттенков в другую.

Ведущий выбирает двух человек, и дети под музыку начинают на скорость собирать цветы в корзинки. Художник подводит итог конкурса.

Художник – ребята, вы молодцы, вы правильно справились с заданием. Смотрите, а вот первая краска нашлась. (художник достает распечатанный на картоне тюбик краски и ставит на мольберт) – А нам с вами нужно идти дальше.

(загорается слайд, «Улица  Художественная» ) в зал входит Кисточка.

Кисточка - Здравствуйте, ребята. Ой, сколько у меня сегодня гостей, я вам очень рада!

Художник -  Кисточка-помощница, беда у меня случилась, все мои краски потерялись, вот мы с ребятами и отправились в волшебную страну искусства их искать.

Кисточка – Хорошо, я помогу вам их найти, только сначала отгадайте мои загадки. Согласны? (да)

Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Древесиной окружен.

Это друг надежный ваш

И художник - ... (карандаш)

 

Нарисует он картину

И раскрасит Буратино,

Он напишет объявленье

И открытку-поздравленье.

Рисовать плакаты мастер

Яркий тоненький... (фломастер)

 

Познакомимся: я - краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А еще - картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная... (гуашь)

 

Нанесет она узор,

Очень трепетный и нежный,

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит... (акварель)

 

Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить всё потом,

Пригодится... (ластик)

 

Вы меня перелистали -

Как в музее побывали.

Космос на одной странице,

На другой странице - дом,

На последней - хвост жар-птицы.

А всё вместе я - ... (альбом)

Кисточка – Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А вот и вам подарок – красная краска. А вам пора на следующую улицу. До свиданья,  друзья. (под музыку уходит из зала).

(Слайд «Улица Музейная»)

Ведущий – смотрите, ребята, а вот и улица Музейная, как вы думаете, что на ней будет? (картины)

Художник – у каждой картины своё название, свой колорит и свой жанр.

Ведущий  - ребята, давайте с вами узнаем, какого жанра картины есть на этой улице.

Художник:

Нарисую для ребят

Вазу, фрукты, шоколад,

А еще букет и торт.

Это будет... (натюрморт) На мольберте открывается картина.

Художник – ребята, что рисуют на натюрморте (фрукты, цветы, посуду)

Брата я изображу,

Хоть ему пять лет.

С краской очень я дружу,

Делаю... (портрет)

Художник – ребята, а на портрете кого мы изображаем? (человека, маму, папу)

Если на картине поле и река,

Или горы, лес и облака,

Или домик деревянный наш,

Мы картину назовем... (пейзаж)

Художник – ребята, а на пейзаже что мы изображаем? (деревья, реки, траву…)

Ведущий – ребята смотрите, а вот и следующая краска отыскалась. Идем дальше.

(Слайд улица «Творческая»)

Художник – а теперь пришло время порисовать! (вызываются две команды по 4 человека. На двух мольбертах прикреплены листы ватмана. Детям предлагает нарисовать простую картинку на тему «пейзаж», по очереди дорисовывая отдельные, не хватающие детали картинки).

Ведущий: Ребята вы молодцы, вы так хорошо нарисовали, что к нам ещё одна краска вернулась!

Художник – пойдемте остальные искать!

(Слайд улица «Оттеночная») Звучит музыка входит Палитра

Создаю я новый цвет,

На дощечку я похожа.

Краску, что в коробке нет,

Сделать сам художник может.

Он смешает краски хитро

С помощью меня - ... (палитры)

- Правильно, вижу, знаете кто я такая! А зачем я художникам нужна, вы знаете? (чтобы цвета смешивать)

- А рисовать вместе со мной умеете? (Да)

- А это мы сейчас проверим!

(дети выходят и становятся в круг. Палитра рассказывает правила игры. Дети говорят считалку и передают друг другу мешочек с цветными кружочками, тот на ком остановилась считалка достает из мешочка кружок и выходит в круг. Мешочек передается дальше ещё раз. Когда в центре будет два игрока дети должны угадать какой цвет получится, если смешать эти два цвета вместе. Потом кружочки опускаются обратно в мешочек,  дети встают в круг ,и игра продолжается. )

Мы сегодня рисовали и красивый цвет смешали,

Раз, два, три, четыре, пять – выходи скорей играть!

Палитра – Какие вы молодцы, ребята. Я вижу, вы умеете со мной вместе рисовать, вот вам за это следующая краска!

(дети рассаживаются на места)

(слайд улица «Познавательная»)

Просмотр фильма о том, как делают краски.

Ведущий - Ребята, а вот и следующая краска нашлась!!!

(Слайд улица «Одного цвета»)

Художник - ну вот мы почти все краски и отыскали, осталась одна последняя! Какой краски не хватает, ребята?  (желтая)

Ведущий – Правильно, ребята, желтой!

Художник - А знаете, что мне по секрету сказали остальные краски? Желтая краска сильно расстроилась, что мы мало ей рисуем. Давайте -ка с вами вспомним, что нельзя нарисовать без желтой краски? (солнце, банан, цветы, радуга…)

Художник – какие вы молодцы, ребята. Вот и желтая краска тоже ко мне вернулась, спасибо вам большое за помощь. Я тоже хочу вас поблагодарить и подарить вам вот такие подарки (художник дарит ребятам раскраски и цветные карандаши).

Дети под музыку выходят из зала. 

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу

Конспект НОД для старшей группы детского сада

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Советы для Мишки»

Сергей Васильевич Чиркин # 15 декабря 2013 в 15:50 +1
Евгения Александровна удивительное занятие, интересное. Хочется отметить еще и продуманное оформление и преподнесение материала для детей. Просто КЛАССНО!!!
Ольга Михайловна Подгорных # 6 января 2014 в 07:35 0
занятие просто замечательное - необычное, интересное, увлекательное!
Физалия Сагетдиновна Ахметьянова # 29 октября 2014 в 16:58 0
Молодцы! Очень яркое, насыщенное занятие. Очень много воспитательных моментов в работе. Оформление на отлично. Спасибо за работу. Удачи, Вам.
Елена Владимировна Елясина # 12 декабря 2015 в 14:28 0
Интересное и необычное занятие,спасибо за идею.