Конспект НОД в средней группе по развитию речи

Занятие в средней группе

Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»

Автор: Асаева Екатерина Сергеевна, воспитатель ГБОУ гимназии №402 им. Алии Молдагуловой (дошкольное отделение) ВАО, г. Москва

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (можно использовать и в группе старшего дошкольного возраста) по теме «Составление описательного рассказа по игрушке-персонажу Домовенок Кузя». Данный материал будет полезен для воспитателей среднего и старшего дошкольного возраста. Этот конспект обучающего и познавательного характера, направленный на развитие связной монологической речи; обогащение словарного запаса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей среднего (старшего) дошкольного возраста на тему «Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя»

Интеграция образовательных областей:  Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.

Задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием сюжетной игрушки (литературный персонаж – Домовенок Кузя); формировать умение понимать поставленную задачу; закреплять навыки правильного произношения; правильно регулировать темп и силу голоса; развивать грамматический строй речи.

Предварительная работа: чтение сказок о Домовенке Кузьке Александровой Т. И.

Демонстрационный материал:  портрет Александровой Татьяны Ивановны (детская писательница); книги о Домовенке Кузе;  сюжетная керамическая (или из другого материала) игрушка – Домовенок Кузя;  игрушка  - Баба Яга, шкатулка.

Методические приемы: игровая ситуация (сюрпризный момент), беседа-диалог, познавательный рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций (портрет писательницы, книги о Домовенке Кузе), физкультминутка «Совушка-сова», «Раз, два, три, четыре, пять», чтение стихотворений «Домовенок».

Ход НОД

1. Познавательный рассказ воспитателя о том, кто такой домовой, и о  появлении литературного персонажа Домовенка Кузи.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Баба Яга. Пришла она не одна. Познакомиться с ее другом вы сможете, если отгадаете загадку об этом госте.

Тихо-тихо, словно мышка

В доме бегает мальчишка

Очень маленького роста.

Кто же он?

- Домовенок!

Воспитатель: Правильно, это Домовенок. Посмотрите, а вот и он!

Воспитатель достает из шкатулки игрушку – Домовенка.

Воспитатель: Ребята, мы  уже познакомились с этим героем. О нем мы знаем из сказок, которые читали. Помните? Назовите пожалуйста те истории о которых мы читали.

Дети называют. Если дети затрудняются назвать истории, воспитатель напоминает.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы узнаем много интересного о Домовенке Кузьке, я расскажу вам кто такой ДОМОВОЙ. Вы знаете, кто такой Домовой?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, домовой – это домашний дух.  В старые времена домовых величали по-разному (Дух-хранитель, , Запечник, Дедушка), но всегда с  почтением и уважением, старались задобрить его. При переезде обязательно звали домового с собой на новое жилье.

Домовой охраняет дом, его хозяев от бед и несчастий, следит за порядком. Он проявляет заботу о том, чтобы никто не ссорился, не болел. Домовой никому не делает зла, иногда может только пошутить. Если вдруг вы обнаружили, что пропала какая-нибудь вещь, значит домовой шалит, перекладывает  вещи с места  на место.  Тогда Домового надо угостить  его чем-нибудь сладеньким: кусочком сахара, печеньем  или положить чуточку сливочного маслица. И вскоре потерянная вещь вернется на место. Домовой не видем, но его может увидеть кошка, маленький ребенок или пожилой человек. Домовой не любит беспорядок.

Сейчас ребята немного отдохнем.

Физкультминутка.

Совушка, сова –

Большая голова.

На пеньке сидит,

Головой вертит.

Глазками хлоп-хлоп,

Ножками топ-топ.

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг.

А как скажем «скок-скок-скок»,

Прыгнем хлопая хлоп-хлоп.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то заскучал наш гость. Напомните мне, кто это?

- Домовенок Кузька.

Воспитатель: (говорит за Кузьку)

- Эгее –охо-х! детушки- лапушки! Вы меня слышите? Я к вам в гости пришел. Вы меня ждали?

 - Да!

- Ребята, отгадайте, откуда я пришел к вам?

Ответы детей.

- Пришел я из избушки русской, теплой да уютной. Живу в избе за печкой , сплю свернувшись я колечком.  Я не кошка и не  кот. Я хозяин в доме - вот! 

И шутник я и затейник, лучший друг мой – старый веник !

Воспитатель: Ребята, а знаете, почему Кузькин друг старый веник?

- Нет.

Воспитатель: Сейчас Кузька расскажет историю своего появления.

КУЗЬКА (воспитатель):  Здравствуйте,  меня зовут Домовенок - Кузька. Я  смешной, симпатичный и трогательный ребёнок, с копной рыжих  волос, торчащих во все стороны. Нос у меня курносый, а рот до ушей, особенно когда смеюсь». Я обычный мальчишка, только маленького росточка и в огромных лаптях. Я очень добрый и стараюсь каждому помочь.  Я оберегаю дом от несчастий. Больше всего я не люблю, когда надо мной смеются, со мной ругаются и дерутся. У меня есть верные друзья: Водяной, маленькая Ведьмочка, Баба Яга и Лешик.

Ребята,  вы многое обо мне знаете, попробуйте теперь сами составить рассказ обо мне. Но сначала отдохнем.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

После физкультминутки дети составляют описательный рассказ по игрушке – Домовенок Кузька.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Сегодня постарались. В завершении нашего занятия  я прочитаю вам стихотворение «ДОМОВЕНОК»

Тихо-тихо, словно мышка

В доме бегает мальчишка

Очень маленького роста.

Кто же он? Всё очень просто:

 

Не гном и не ребенок,

Не мальчик-с-пальчик он,

А Кузька-домовёнок –

Живет он в доме том.

 

Кто сегодня утром рано

Вытер лужу из под крана?

Кто цветы полил из кружки,

Смел всю пыль, сложил игрушки?

 

Не гном и не ребенок,

Не мальчик-с-пальчик он,

А Кузька-домовёнок –

Помощник в доме том.

 

А когда тарелки бьются,

Стены в доме все трясутся –

Кто сказать вам что-то хочет,

Рассердился и грохочет?

Не гном и не ребенок,

Не мальчик-с-пальчик он,

А Кузька-домовёнок

Грохочет на весь дом.

 

Как же с ним вам помириться,

Тишины опять добиться?

В блюдце молока налейте

И конфет не пожалейте.

Не гном и не ребенок,

Не мальчик-с-пальчик он,

А Кузька-домовёнок.

Сластена он, притом.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Физическая культура»

Людмила Александровна Воробьева # 20 января 2014 в 14:39 0
Очень полезный материал!
Круталевич Татьяна Геннадьевна # 28 января 2014 в 19:01 0
Интересный сказочный персонаж, грамотно подобранный материал,Спаибо за конспект! Удачи!
Марина Александровна Горбачева # 31 января 2014 в 21:07 0
хорошо распланированный ход занятия,очень интересно,спасибо)))
Ольга Михайловна Подгорных # 7 февраля 2014 в 12:51 0
интересный конспект, сама игрушка выбрана необычная, история про домовенка доступна и понятна детям. В ходе занятия применены разные формы работы с детьми.хотелось бы прочитать хотя бы один составленный рассказ про домовенка.
Тамара Геннадьевна # 18 февраля 2014 в 16:56 0
Замечательный познавательный материал, детям очень интересно представлен. Но в этом конспекте прослеживается в основном речь воспитателя, хотелось бы полных ответов детей. Самая главная часть - составление описательного рассказа: наводящие вопросы или может быть схемы - как она проходила? Мне это очень интересно, так как знаю, что это очень трудно для детей.
Татьяна Сергеевна Гудкова # 17 марта 2014 в 06:41 +1
Материал очень интересный и познавательный, тем более, такая реалистичная сказка детям интересна вдвойне. Однако для занятия по развитию речи мне показалось мало словесного участия детей. к тому же в средней группе дети ещё только учатся составлять описательные рассказы и делают это по образцу. А образец был довольно "расплывчатый". Ну а в остальном интересно и весело.
Юлия Анатольевна Тимошкина # 9 сентября 2014 в 21:25 0
Люблю проводить занятия по развитию речи, они дают реализацию творческому потенциалу воспитателя,дети всегда с интересом и любопытством участвуют в них. А ваш материал, немного упростив, я бы использовала и в средней группе. Спасибо за идеи.
Валентина Николаевна Муратова # 15 декабря 2014 в 16:23 0
"Домовой не видем, но его может увидеть кошка, маленький ребенок или пожилой человек"- думаю, что дети отнесутся к этому с опаской. Также в этом конспекте мне не хватило описание решения основной задачи - обучение составлению описания по игрушке.Реализация данной задачи обозначена одной строкой.
Светлана Юрьевна Шумаева # 10 октября 2015 в 18:14 0
Интересный конспект занятия, материалы которого можно взять на вооружение педагогу дошкольного образования. Важным представляется то, что в ходе занятия неоднократно используются увлекательные физкультминутки, которые позволяют воспитателю чередовать виды деятельности детей. Возможно, физкультминутки следовало связать с темой занятия, где главным персонажем является Домовенок.
Анна Сергеевна Коржова # 7 декабря 2015 в 10:32 0
Прекрасное занятие с Домовенком! Дети на таком занятии обязательно будут с удовольствием работать! Интересно ! СПАСИБО. ПРИМИТЕ ГОЛОС
Алла Алексеевна Бырова # 14 декабря 2015 в 09:11 0
Спасибо огромное за содержательную разработку, несколько раз используется физминутка,что очень важно для детей и их двигательной активности в этом возрасте.
Ольга Павловна Левина # 24 декабря 2015 в 18:28 0
Мой любимый домовенок, и наши дети его очень любят. Очень интересно что у ребят в итоге получилось.
Екатерина Николаевна Мартынова # 30 января 2016 в 14:33 0
Я бы использовала это занятие больше как познавательное, про домовенка Кузю. Действительно, дети слышали про такого героя, видели.А откуда он и для чего, не знают.
Олеся Николаевна Иванова # 1 апреля 2016 в 11:15 0
Я, пожалуй, соглашусь с Екатериной Николаевной. Ваше занятие более познавательное для среднего возраста детей. Много информации дается со стороны воспитателя, дети являются слушателями.Удачно подобран герой. Достаточно интересное занятие. Спасибо за полезную информацию.