Сценарий спортивного познавательного праздника «Мы туристы» в детском саду для детей 5-6 лет
Сценарий спортивно-познавательного праздника с элементами туризма для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ
В сценарии использованы стихи из мультфильма «Ох и Ах идут в поход» 1977года, режиссёр Юрий Прытков. Задачи:
1. Способствовать развитию физических качеств;
2. Приобщение дошкольников к регулярным занятиям физической куль-турой, популяризация физкультуры и здорового образа жизни;
3. Продолжать знакомить с туризмом как видом спорта;
4. Закреплять знания о животном и растительном мире;
5. Воспитание патриотических чувств, желания помочь другу. Оборудование: проектор или другая видеоаппаратура для демонстрации слайдов (фото), рюкзак походный (2), карта походная (2), компас (2), вода (2), сухой паёк (2), аптечка (2), топор (2), фонарик (2), спички (2), котелок (2), коврик (2), конусы (6), дидактическая игра «Найди пару» (2), обручи диаметром 60 см (4), гимнастические палки (2), дуги (2), валики (4). Действующие лица:
Ведущие – инструктор по физической культуре, воспитатели групп;
Ах и Ох – воспитатели;
Участники – дети старшего дошкольного возраста. Предварительная работа: просмотр мультфильма «Ах и Ох идут в поход», беседа с детьми на тему «Мы туристы».
Ход праздника
Под звуки «Спортивного марша» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача) дети входят в зал и строятся по сторонам площадки в 2-е команды. Инструктор:
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычные соревнования.
Сегодня мы с вами отправляемся в поход.
Много нас открытий ждёт.
А поход наш не простой,
Слёт туристов — вот какой!
С вами мы сейчас не дети,
Взрослые туристы мы.
Справимся со всем отважно,
Всё преодолеем на пути. Инструктор: Ребята, а вы знаете, кто такие туристы? Дети: те, кто любит путешествовать… Инструктор: Правильно, туристы – это люди, которые путешествовали хотя бы раз в жизни (на экране демонстрируется фото туриста).
Инструктор: А путешествовать можно:
1. на самолете – авиационный туризм (на экране демонстрируется фото самолёта в воздухе);
2. на поезде – железнодорожный туризм (на экране демонстрируется фото поезда);
3. в автомобиле – автотуризм (на экране демонстрируется автомобиль и автотуристы);
4. на велосипеде – велосипедный туризм (на экране демонстрируется фото велотуриста);
5. по воде – речной (морской) туризм (на экране демонстрируется фото теплохода);
Туризм — это один из самых распространенных видов активного и здорового отдыха. И мы с вами можем сегодня стать настоящими туристами и от-правимся в поход на поиски приключений.
В поход пойдут команды… (представление капитанами своих команд):
1. «Солнышко» (на экране демонстрируется эмблема команды - солнышко)
Нам от солнца жарко-жарко!
Солнышко, сильнее грей.
Воду в речке нам согрей!
Солнце, воздух и вода -
С ними здорово всегда!
2. Команда «Тигрята» (на экране демонстрируется эмблема команды - тигрёнок)
— Раз, два!
Три, четыре!
Три, четыре!
Раз, два!
Эй, ребята, шире шаг!
Нет, наверно, в целом мире
Веселей, дружней ребят!
Инструктор: прежде чем отправиться в поход, необходимо подготовиться, зарядится хорошим настроением, и я предлагаю всем ребятам выполнить весёлую разминку.
Разминка по стихотворению «Весёлое лето».
Автор стихотворения — Валентин Берестов
Лето, лето к нам пришло! (В положении стоя хорошенько вытягиваем вверх руки и активно машем ими – приветствуем лето)
Стало сухо и тепло. (Опускаем руки, прижимаем друг к другу ладошки и активно растираем их друг о друга – показываем, как стало тепло)
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком. (Маршируем на месте)
Кружат пчёлы, вьются птицы, (Изображаем маленьких пчёлок и кружим по комнате, издавая жужжание. Затем превращаемся в птичек и летаем по залу, взмахивая ручками-«крылышками»)
А Маринка (имя можно заменить на имя ребёнка) веселится. (Держимся за животики и задорно смеёмся)
Увидала петуха:
— Посмотрите! Ха-ха-ха! (Изображаем петуха – присаживаемся на корточки, руки вытягиваем вниз за спиной, одну ладошку кладём в другую, поднимаем и опускаем пальчики – это будет хвост петушка)
Удивительный петух:
Сверху – перья, снизу – пух! (В этом же положении шею вытягиваем вперёд и шагаем на носочках по комнате – петушок гуляет.)
Увидала поросёнка,
Улыбается девчонка: (Теперь изображаем поросёнка – становимся на четвереньки, тянем шею и голову вниз, как будто «поросёнок» ищет корм на полу)
Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит, (Сейчас «поросёнок» побежал – также на четвереньках начинаем быстро передвигаться по залу)
Вместо хвостика крючок, (Стоя на четвереньках, виляем «хвостиком» из стороны в сторону)
Вместо носа пятачок, (Крутим из стороны в сторону головой)
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый? (Снова покажем «хвостик», а затем — «пятачок») (Поднимаемся на ноги)
А Барбос, рыжий пёс,
Рассмешил её до слёз. (Превращаемся в пёсика – опускаем ладошки на пол, ноги сгибаем в коленях – высокие четвереньки)
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом. («Пёсик» побежал – быстро передвигаем по полу руками и ногами, как бы бегая за своим «хвостиком»)
Хитрый хвостик вьётся,
В зубы не даётся. (Останавливаемся и крутим «хвостиком» из стороны в сторону – показываем, как вьётся у «пёсика» «хитрый хвостик»)
Пёс уныло ковыляет,
Потому что он устал. (Теперь в том же положении начинаем ходить по комнате, передвигая руками и ногами, очень медленно – «пёсик» устал бегать за своим «хвостом»)
Хвостик весело виляет:
«Не достал! Не достал!» (Останавливаемся и снова «виляем хвостиком» из стороны в сторону) (Поднимаемся на ноги)
Ходят ножки босиком
По дорожке прямиком. (Маршируем на месте)
Стало сухо и тепло. (Останавливаемся, прижимаем друг к другу ладошки и активно растираем их друг о друга – показываем, как стало тепло)
Лето, лето к нам пришло! (В положении стоя хорошенько вытягиваем вверх руки и активно машем ими – в очередной раз поприветствуем лето)
Дети рассаживаются на свои места.
Инструктор: Итак, отправляемся в поход. Сегодня вам понадобятся находчивость, смекалка и, конечно взаимовыручка.
Звучит музыка из мультфильма «Ох и Ах идут в поход» (композитор Е. Птичкин), в зал входят Ах и ОХ. Ах (одет как турист) идет по кругу лёгкой походкой на середине зала весело произносит: «Ах». Ох (в шапке-ушанке, валенках и тулупе) идет еле-еле, держась за спину и в середине зала грустно произносит: «Ох».
Инструктор: Ребята, как вы думаете кто это? Дети: Ах и Ох. Ах: Да, правильно мы туристы Ах и Ох и хотим отправится в поход вместе с вами. Ох:(неуклюже делает пару шагов, спотыкается и падает) Оххх… Воспитатель 1: Ай, ай, ай, как Оху плохо,
Что же делать с нашим Охом? Ах: Эх, эму бы подлечиться… Воспитатель 1: Не нужна ему больница!
Воздух лучшая аптека для такого человека!
Для такого человека нужен все-таки подход! Ах: Слушай, Ох, пошли в поход! Ох: Оххх… Ах: Мы с тобой увидим лес,
Полный сказок и чудес! Ох: Нееет! (закутывается потеплее в одежду и натягивает шапку пониже на лоб) Ах: Сразу станешь ты счастливым
И весёлым и красивым
Будешь бегать и скакать,
Закаляться, много знать! Воспитатель 1:
С вами мы в поход пойдем,
Вещи нужные возьмем.
Чтобы было веселей,
Позовем с собой друзей!
Инструктор: Ребята, а вы знаете, что нам понадобится в походе? Дети: рюкзак, палатка, топор… Инструктор: А давайте, тоже соберем себе все самое необходимое в рюкзак (на экране демонстрируется фото походного рюкзака туриста). Главное правило туриста – в поход нужно брать не то, что может пригодится. А только, то без чего нельзя обойтись.
Эстафета «Собери рюкзак»
Первый участник бежит к столу, оббегая по кругу конус, берёт необходимый в походе предмет и кладёт его в рюкзак, и так же, оббегая по кругу конус, возвращается и передаёт хлопком эстафету следующему участнику. Предметы: карта, компас, вода, еда, аптечка, топор, фонарик, спички, котелок, коврик (так же на столе лежат лишние ненужные вещи (игрушки, краски…), для усложнения задания).
Инструктор: Молодцы, все справились с заданием! Ах: Ах, как солнце светит ярко, Ох: Ох, а мне ужасно жарко! Ох! (вытирает пот со лба) Инструктор: Конечно, жарко… Кто же так в поход одевается? (на экране демонстрируется фото одежды туриста в летнее время)
Воспитатель 2: ребята, давайте с вами повторим, как должен быть одет турист в летнее время года. Одежда туристов (тёплый период)
Спортивная майка (заправленная в спортивные штаны)
Лёгкие спортивные штаны или шорты
Кеды или кроссовки на эластичной плотной подошве
Носки (высокие)
Кепка или панама
На случай похолодания: спортивная олимпийка или ветровка
Ах: Ну, пора в поход, вперёд! (снимает тёплую шапку с Оха и даёт ему кеп-ку)
Нас с тобой тропинка ждёт! Ох: Ох, ох… (сопротивляется и натягивает опять шапку) Ах: Ах, как весело в пути… Ох: Ох, не сбиться бы в пути!
Инструктор: А, чтобы не сбиться и не заблудиться в пути, надо всегда брать с собой в поход туристическую карту местности (на экране демонстрируется топографическая карта). Но если вы не знакомы с топографическими знаками, то ни какая карта вас не спасёт.
Ох:(вздыхая) Что ещё за знаки?
Воспитатель 1: это символические условные обозначения объектов местности, применяемые для их изображения на картах. Вот, например, посмотрите (на экране демонстрируются топографические знаки).
Так изображают отдельно стоящее дерево, а это смешанный лес, а вот таким знаком изображают озеро, а это мост через реку.
Инструктор: ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди пару»
Игра-эстафета «Найди пару»
На столе лежат карточки с изображением топографических знаков и картинки с изображением объектов. Участники змейкой, добегают до стола, «находят пару» карточек, и бегут обратно, также змейкой вокруг конусов.
Ах: Ах, нас ждёт в пути привал… Ох: Ох, а я уже устал! Ах: Ты немного потерпи,
Отдых будет впереди Ох: Ах, смотри, ведь здесь болото,
Утонуть в нем не охота.
Инструктор: ребята у нас на пути болото (на экране демонстрируется фото болото), но мы с вами не робкого десятка и сможем преодолеть все препятствия.
Эстафета «Болото»
При помощи гимнастической палки передвигать «кочки»- обручи (2 шт.), перешагивая из обруча в обруч, дойти до конуса, коснуться его рукой и обратно вернуться бегом (обручи и палку нести в руках).
Ах: Вот и прибыли на место,
Посмотри, как здесь чудесно! Ох: Что чудесного вокруг?
Где-то слышу страшный звук.
Я хочу в свою кровать!
Как же буду здесь я спать?
Воспитатель 2: Спят и живут туристы в палатках, которые могут быть, как для одного и двух человек, так и большие, где может разместиться и целая семья (на экране демонстрируется фото палатки).
Пищу туристы готовят себе на огне, дрова для которого находят в лесу (на экране демонстрируется фото котелка над костром).
Ох: Не хочу я долго ждать,
Палки ваши собирать.
Съем я лучше шоколад,
Мой животик будет рад. (разворачивает конфету, а фантик бросает на пол) Инструктор: Что же ты делаешь? Ох:(удивлённо) Что я делаю? Инструктор: ты ешь конфеты на голодный желудок, а это вредно для здоровья. Да к тому же еще и мусоришь в лесу. Когда приходишь в лес нужно соблюдать правила. И одно из них «Не мусорить в лесу» (Ох с недовольным лицом поднимает фантик).
Воспитатель 1: Кода туристы идут в поход на природу, они должны соблюдать правила поведения на природе (на экране демонстрируются слайды - правил поведения в лесу):
1. Не мусори на природе, забирай с собой мусор;
2. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и лягушек;
3. Не разоряй муравейники;
4. Не ломай ветки деревьев и кустарников;
5. Не разводи костры под деревьями, а уходя домой тщательно затуши;
6. Не шуми в лесу;
7. Не рви в лесу и на лугу цветы просто так;
8. Не разоряй гнёзда птиц;
9. Не уноси домой детёнышей диких животных
Инструктор: Ребята, когда мы с вами будем беречь и уважать природу, она нас наградит прекрасными звуками. Предлагаю вам ребята сесть на пол в удобное положение, закрыть глаза и послушать, какие замечательны и красивые звуки можно услышать в лесу. (Все участники садятся на пол в удобное положение и закрывают глаза)
Релаксационная пауза
Звучит аудиозапись «Звуки леса» В это время на экране демонстрируется фото «Летний лес»
Дети рассаживаются по местам.
Ах: Как здорово! Жаль, что пора уже возвращаться. Ох: Да, и я уже привык, и мне стало нравиться в лесу. Пожалуй, пора и мне переодеться. (Уходит за ширму, переодевается в «правильную» одежду туриста).
Инструктор: Да, пора возвращаться, но на нашем пути камни, которые надо перепрыгнуть и сухие ветки, под которыми нужно подлезть.
Эстафета «Камни-ветки»
Первый участник перепрыгивает через валик, подлезает под дугу, перепрыгивает через валик и оббегает конус. Так же возвращается назад, хлопком передаёт эстафету.
Ах: Ах, как солнце светит ярко, Ох:(выходит из-за ширмы) Ох, а мне совсем не жарко! Ах: Ах, как весело идти, Ох: Ох, не сбились мы с пути!
Воспитатель 1:
Удивляется народ,
Оха вылечил поход.
Ох: Мы в поход сходили,
Стали все друзья.
Все мои старанья
Были же не зря? (обращается к Аху)
Ах: Ты не зря старался,
Опыта набрался.
Крепким стал, здоровым,
Бодрым и веселым.
Ну, а нам пора прощаться,
С вами жалко расставаться.
Всем хотим мы пожелать:
Никогда не унывать!
Ах и Ох прощаются и под музыку из мультфильма «Ох и Ах идут в поход» (композитор Е. Птичкин) выходят из зала.
Инструктор: а для вас ребята у меня есть ещё одно задание. Посмотрите на экран и внимательно рассмотрите картинку.
Плакат-загадка (на экране демонстрируется фото «туристы в лесу»)
Вопросы задаёт воспитатель:
1. Сколько туристов было?
2. Когда они приехали (вчера или только что)?
3. Какое время года?
4. Какое время суток?
5. Что делают туристы?
После ответов детей, воспитатель проверяет их правильность. Инструктор: Вот и подошёл к концу наш праздник. До новых встреч! Дети под звуки марша (по выбору инструктора) дети выходят из зала.