Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по декоративно-прикладному творчеству

Опыт работы педагога дополнительного образования. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
В последние годы все очевиднее происходит ухудшение здоровья учащихся, неблагоприятные социальные и экологические факторы, а так же загруженность детей в школе и малоподвижный образ жизни. Поэтому вопрос сохранения здоровья детей и подростков стали особенно актуальными в нашей стране на современном этапе развития общества. Дети находятся длительное время на занятиях в школе, а затем после уроков многие обучающиеся посещают учреждения дополнительного образования, зачастую по минимуму сократив время между основным и дополнительным образованием. И если в школьном образовании в основном присутствует традиционная классно-урочная система организации учебного процесса, не способствующая оздоровлению детей, то в дополнительном образовании при проведении занятий очень актуально и легко достижимо применение современных образовательных технологий. Дополнительное образование на современном этапе имеет множество возможностей не только дать детям определённые ЗУН, но и положительно повлиять на сохранение здоровья обучающихся. В концепции развития дополнительного образования детей сказано, что содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на: создание необходимых условий для личностного развития учащихся… формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся [2]. Основным методом является введения элементов «здоровьесберегающих технологий» в образовательный процесс.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [1].
Для достижения цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
- Средства двигательной направленности;
- Оздоровительные силы природы;
- Гигиенические факторы.
К средствам двигательной направленности относятся физкультурные минутки, подвижные переменки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика (пальчиковая, оздоровительная и т.д.)
Оздоровительные силы природы - это проведение занятий на свежем воздухе, солнечные ванны, фитотерапия, аромотерапия.
Гигиенические факторы – это гигиенические средства способствующие укреплению здоровья и стимулирующие развитие санитарно-гигиенических адаптивных свойств организма: выполнение санитарно-гигиенических требований. Регламентированных СанПиНами, личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест для занятий, своевременное проветривание помещения, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни)
Рассмотрим подробнее применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с использованием ранее озвученных средств, для достижения поставленной цели.
Занятия по декоративно-прикладному творчеству требуют от детей повышенной сосредоточенности, усидчивости и терпения. Выполняя ту или иную работу ребёнок определённое время находится в одном положении, поэтому необходимо смена деятельности, для этого педагог может не только использовать разные техники при выполнении одной работы, но и основным инструментом становятся средства двигательной направленности, такие как физкультурные минутки.
Физкультурные минутки на занятиях представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления, снятия отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания и повышения способности обучающихся к более эффективному восприятию учебного материала, но нужно учесть, что рабочее место заполнено необходимыми инструментами и материалами. Поэтому мы проводим физкультурные минутки, не требующие размашистых движений или перестроений, состоящие из простых физических упражнений, а также возможно совмещение с гимнастикой для глаз. Подбираются физкультурные минутки с учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся [4].
Например: Физкультурная минутка «Бабочки»
Цель: снять напряжение с глаз, мышечное напряжение.
1. Спинки выпрямляем, ладошки на столе, а пальчики, как веер, слегка раскрываем. Закроем глаза и представим себя на лесной поляне. Кругом порхают разноцветные бабочки…
2. Открываем глаза. Посмотрим на левый мизинчик и представим, что на него села красивая бабочка, потом (следим глазами) она вспорхнула и перелетела на другой мизинчик. Перелетела обратно, но уже на безымянный; с левого безымянного – на правый…
3. А теперь поднимем руки вверх и представим, что на них сели еще бабочки – одна другой красивее!
4. Слегка наклоняемся назад и любуемся ими. Затем плавно опускаем руки вниз и легонько встряхиваем кистями. Летите, бабочки!
При работе с инструментами, необходимыми в декоративно – прикладном творчестве,такими как иглы ручные, крючки для вязания, мелкие детали, такие как бисер, бусины и т.д., пальцы рук детей находятся в напряжении, снять его поможет пальчиковая гимнастика. Данные игры повышают двигательные качества, координационные способности пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями и концентрировать внимание [5].
Пальчиковая гимнастика «Осень, осень»
Осень, осень - Трём ладошки друг о друга
Приходи! - Зажимаем кулачки по очереди
Осень, осень, - Трём ладошки друг о друга
Погляди! Ладони на щёчки
Листья жёлтые кружатся, Плавное движения ладонями
Тихо на землю ложатся Ладони гладят по коленкам
Солнце нас уже не греет, Сжимаем и разжимаем кулачки по очереди
Ветер дует всё сильнее, Синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы «Птица» из двух скрещенных рук [3].
Особое место на занятиях творчество занимают упражнения для снятия усталости глаз. Гимнастика для глаз особенно полезна всем в целях профилактики нарушений зрения на занятиях бисероплетением, вышивкой, вязанием. Применяя простые упражнения, снимается напряжённость и усталость глаз. Например, упражнение «Послушные глазки»: Двигаем глазами вверх - вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Или упражнение «Квадрат»: Предлагаем детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла - в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. И так повторить несколько раз. Предложить детям представить круг, обвести его глазами по часовой стрелке, затем против часовой стрелки [1].
Средство - оздоровительные силы природы, это прогулки на свежем воздухе, экскурсии и т.д. Конечно, не всегда существует возможность заниматься на свежем воздухе, но выйти из сложившейся ситуации помогут экскурсии в парк, где вместе с детьми собираем листья и природный материал для поделок. При этом играем в игру «Фантазёр», нужно пофантазировать на какого сказочного героя похоже облачко. Педагогу при этом необходимо продумать маршрут путешествия, предусмотрев преодоление незначительных препятствий и выполнения интересных заданий для обучающихся. Так занятие будет не только интересно, но и полезно для здоровья обучающихся. А затем используем собранный материал для творчества.
Гигиенические средства, для их выполнения в нашем учреждении по возможности созданы все условия (имеются тёплые туалеты, водоснабжение, горячая и холодная вода, имеются средства гигиены), а так же в кабинете соблюдается водно-питьевой режим. Педагоги нашего центра прививают обучающимся элементарные навыки соблюдения гигиены.
Применяя в образовательной деятельности здоровьесберегающие технологии мы учим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, а так же способствуем развитию творческого потенциала обучающихся.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение на занятиях, тем самым мы добьёмся хороших результатов в достижении поставленной цели.
Литература:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО»,2004,296с.(Педагогика.Психология.Управление).
2. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]
3. Коган М.С.С игрою круглый год в школе и на каникулах-2-е издание.-Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2004.-151с.
4. Журнал «Дополнительное образование и воспитание» 2014 г.№6.
5. Журнал «Дополнительное образование и воспитание» 2014 г.№12.

Рекомендуем посмотреть:

Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел Напутствие молодому специалисту – хореографу План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс О доме детского творчества станицы Ярославской…
Роспись по стеклу витражными красками. Панно "Жар-птица". Мастер-класс с пошаговыми фото для начинающих | Новогодняя елка из шпагата своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2167 дней назад (16 декабря 2018)
Просмотров: 1437
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ольга Александровна Войтович # 18 декабря 2018 в 11:08 +1
Спасибо за материал, интересный и доступный!
Любовь Григорьевна Коростелёва # 30 декабря 2018 в 19:13 0
Спасибо Ольга Александровна.
Людмила Александровна Козырева # 18 декабря 2018 в 23:02 0
Спасибо за публикацию. очень актуальная тема.
Любовь Григорьевна Коростелёва # 30 декабря 2018 в 19:14 0
Спасибо Людмила Александровна