Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитательное мероприятие на Рождество для детей 7-10 лет

Воспитательное мероприятие: "Вертеп. Искусство, рожденное верой"
Мероприятие предназначено для школьников 7-10 лет. Рассказывает об истории возникновения и традициях вертепа, народных рождественских гуляний.
Цель: познакомиться с историей и символикой вертепа.
Задачи:
- расширять и углублять знания по фольклористике, истории родной страны;
- стимулировать интерес к традициям родного края и мира;
- воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к прикладному искусству.
Вид проведения занятия: коллективное.
Форма проведения: лекция-беседа.
Длительность: 20-25 минут.
Метод организации занятия: объяснительно-иллюстративный метод, метод игры.
Оборудование, дидактические материалы: компьютер, подборки фотографий, видео рождественских постановок, композиция для оформления кабинета.
Ход занятия
Добрый день ребята! Уважаемые гости!
Уже декабрь, а значит любимые праздники близко-близко. Назовите мне, какие праздники ожидают дети и взрослые?
Учащиеся отвечают: день святого Николая, Новый год, Рождество, Крещение, Старый новый год.
Совсем скоро лесная красавица ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, но сколько радости и веселья с собой принесёт. А наряжать ёлку – одно удовольствие.
У Нового года и Рождества множество традиций. Одной из таких красивых и ярких, и достаточно древних традиций является Вертеп. Знакомо ли вам это слово? Что означает? Видели ли вы вертепы?
Учащиеся отвечают, что встречали вертепы на площадях и в театрах в канун Нового года и Рождества.

Что же такое вертеп? Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.

Пещера - Святой Вертеп, находится в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором. Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса... Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа для малограмотных крестьян. С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России начали делать вертепы с начала 18 века. Однако более популярны были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. С вертепов начался кукольный театр России.

Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы.

После Октябрьской революции 1917 года вертеп, как и традиционная ёлка, оказались под запретом. Наивные и простодушные тексты вертепных спектаклей были утрачены, как и секреты движения кукол. В 1980 году началось возрождение традиционного вертепа. Фольклорист Дмитрий Покровский вместе с Виктором Новацким много сделали для восстановления белорусского, украинского и русского вертепа. Новацкий отреставрировал текст представления, и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал современным образцом.

Устройство вертепа очень интересно. Вертеп был простым деревянным или картонным ящичком с прорезями, открытый с бока зрителя, он мог быть до 2 метров в высоту и одного метра в ширину. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа, которые по христианской традиции трактовались как «небо» и «земля», а внизу была дырка — "ад", куда проваливается Ирод. Вертепник размещался сзади и водил куклу по прорезям в полу, наблюдая за действием в специальные окошечки.

Учащиеся смотрят схему устройства вертепа и примеры старинных и современных вертепов.








А эти вертепы созданы из снега и льда.


Очень важно было оформление вертепа. Его старались сделать ярким, особенно верхний ярус-Небо.Небо оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий\голубой цвет с золотом. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда. Эта Звезда была сквозной, яркой, нарядной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления. Вечером для освещения по бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась. Это было необыкновенное представление, которому взрослые радовались, как дети. В основе представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя и о том, как три волхва пришли с дарами к нему, и как покарали злого Ирода, желающего убить Христа. К Ироду приходит Смерть с Чертом (тоже действующий персонаж), и тот утаскивает Ирода в преисподнюю. Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Со временем вертеп шагнул в жизнь. Дети и подростки присоединили к своим колядкам маленький вертеп и ходили по дворам с ящичком. А вот взрослые юноши и девушки сами надели костюмы и маски и превратились в персонажей вертепа. Их даже стали называть «маскарадниками». Посмотрите, как их изображают художники, стараясь передать атмосферу тайны и сказки.



Действующими лицами так и остаются канонические Мария, Иисус, Иосиф, Ангел, Черт, Ирод, Волхвы, воины, Казак
Мамай, Пастухи и многие другие, иногда до 40 особ.
Учащиеся смотрят небольшие видео с фрагментами рождественских выступлений театральных коллективов.
Однако есть и еще один неизменный персонаж, к которому относятся очень трепетно.
Отгадайте загадку:
Угли пылают — совком не достать,
Ночью их видно, а днём не видать.
Учащиеся отвечают: звезда.
- Правильно. Это Вифлеемская звезда, неизменный атрибут вертепа и рождественских гуляний. Звезду создают с особым старанием и вдохновением. А сейчас устраивают целые действа и народные шествия в костюмах с гигантскими звездами.
Учащиеся смотрят фотографии уличных гуляний и примеры Вифлеемских звезд.











Преподаватель:
- Посмотрите, подумайте из каких материалов можно создать звезду?
Учащиеся перечисляют всевозможные материалы, на что хватает фантазии и вдохновения.
Преподаватель:
- А сколько у нее лучей. Как думаете и почему? Принимаются любые версии.
Учащиеся называют различные цифры и объясняют свой ответ: 4 элемента, 4 времени года, 8 сторон света, 7 чудес, 12 апостолов...
Преподаватель:
- Все верно, все версии имеют право на жизнь. Разве можно сосчитать лучи у настоящей звезды? Конечно, невозможно. Традиционно звезду изображали с 8 лучами, но точного объяснения и канона все-таки нет. Вифлеемская звезда может иметь и больше восьми лучей. Их может быть 10, 12, 15, 16, зависит только от творческой фантазии автора.

Колядовать начинают вечером с 6-го на 7-е января, с появлением первой звезды. Колядующие ходят по домам с шестом, на котором закреплена звезда. Звезду несет глава группы — звездарь, он идет первым. Также в компании должен быть звонарь, он несет колокольчик, еще один весельчак несет мешок для подарков (механоша). Колядующие поздравляют хозяев дома. Вот одна из колядок (включаем запись или показываем видео).
В небе светится звезда,
В час святого Рождества…
Приходила Коляда,
Обходила все дома,
В двери, с окнами стучалась,
Шла смеялась и игралась…
А за шумной Колядой,
Колядовщики гурьбой…
Все ликуют и хохочут,
Песню громкую поют:
«Уродилась Коляда,
Накануне Рождества…»

Преподаватель:
- А какие вы слышали колядки?
Учащиеся вспоминают традиционные и известные колядки и присказки:
- Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю…
- К нам приходит коляда накануне Рождества. Просит, просит коляда хоть кусочек пирога. Кто пирог колядке даст, будет тот во всё гаразд!
- Вот видите, традиции никуда не исчезают. Все также украшаются дома и улицы, ставятся елки и плетутся гирлянды, мы все так же любим театральные представления и действа и неизменно в них участвуем, хотя меняется формат. А сейчас будет вам небольшое задание. Посмотрите на звезды и скажите, что они вам напоминают.
Учащиеся начинают перечислять, на что похожа, с чем схожа по форме или образу, звезда, какие предметы они видели в форме звезды. Самые активные дети могут показать в виде пантомимы (игры в шарады). В ответах прозвучит «снежинка» и «цветок».

Подведение итогов
Итак, сегодня мы многое повторили и узнали, многим вдохновились. Впереди у нас захватывающая работа по созданию большой Рождественской звезды и множества прекрасных малых звезд.
Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — ожидание чуда и надежда на лучшее, а звезда - его символ. Эти звезды станут достойным пополнением вашей новогодней коллекции флористических игрушек.
После воспитательного мероприятия все дети младшей группы сделали одну большую Рождественскую Звезду, которая украсила кабинет.





А на следующий день, на плановых новогодних мастер-классах, учащиеся создавали маленькие звезды в форме снежинок, цветов, традиционных звезд.

Рекомендуем посмотреть:

Рождественское внеклассное мероприятие «На Святки свои порядки» для школьников 5-6 классов Рассказ о празднике Новый год и Рождество для детей 7-9 лет Рассказ о праздниках в Великобритании на английском языке Конспект урока "Рождество. Святки и колядки", 5 класс
Весеннее панно своими руками на стену. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 267 дней назад (4 января 2021)
Просмотров: 461
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!