Рождество. Святки и колядки. Основы православной культуры, 5 класс
Тема: Рождество. Святки и колядки
Цели:
• Формирование у пятиклассников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанной на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и истории своего народа, его обычаям и культуре;
Задачи:
• Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
• Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
• Создавать условия для познавательной активности школьников и способствовать формированию позитивного восприятия мира;
• Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников.
• Знакомить с особенностями церковного искусства, основными сюжетами Ветхого Завета и Нового Завета, содержанием Евангелия.
Ожидаемый результат определяется достижением личностных результатов освоения основной образовательной программы, которые при изучении основ православной культуры должны отражать:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование православных ценностных ориентаций;
- Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе в православном понимании;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оборудование и инструменты:
1. Интерактивная доска;
2. Компьютер;
3. Презентация «Рождество Христово»
4. DVD фильм «Рождение Христа»
5. Листочки на печатной основе с вопросами самостоятельной работы
6. Доска, мел.
I. Актуализация ранее изученного.
- Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о национальностях, которые проживают на территории нашего края, о традициях многих народов: адыгов, армян, украинцев, а сегодня мы с вами поговорим о традициях кубанских казаков. Как казаки отмечают Рождество, какие традиции есть в казачьих семьях, но для начала вспомним, что же такое «Рождество», откуда пошла традиция отмечать этот праздник.
Рождество Христово один из самых больших и светлых праздников. На Кубани он праздновался всегда с большим уважением. Но что же такое Рождество? Как это было?
«Более двух тысяч лет тому назад в городе Назарете жила девушка по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды предстал пред ней ангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная Мария!
Господь с тобой! Благословенна ты среди жён! Не бойся Мария, вскоре родишь ты сына и дашь ему имя Иисус. Он будет велик, назовётся Сыном Божьим, и царствованию его не будет конца, и он спасёт людей от грехов их.
Вскоре Мария вышла замуж за хорошего человека Иосифа.
Предсказание сбылось. И Иосиф с Марией стали ждать чудесного рождения Сына Божия, спасителя Мира В те дни римский правитель Август повелел сделать перепись населения. Каждый должен был отправиться в тот город, в котором родился.
Иосиф с Марией пошли в Вифлеем. Когда они пришли в этот город, все гостиницы были заняты, и остановиться было негде. Им пришлось заночевать там, куда пастухи загоняли скот (овец) во время бурь и непогоды.
Здесь и пришло время Марии рожать, и она родила своего первенца, перепеленала его и положила в ясли для овец. Когда Христос родился над пещерой ярко-ярко зажглась звезда, возвещая всему миру о великой радости!
II. Повторение, обобщение. Организация ценностно-смыслового диалога
Давайте теперь попробуем составить синквейн.
1. Рождество
- Какое оно?
Волшебное, яркое, чистое, сытное
К Рождеству, которым оканчивался строгий филипповский пост, готовились загодя, не торопясь. Собирали снедь на рождественское застолье. Считали наши предки, что праздничный стол всему свету покажет, каков достаток в доме хозяина. По традиции резали к празднику кабана или барашка, гусей да индеек, варили холодец, колбасы делали, пекли пироги с мясом да фруктами. И хоть 7 января угощались казаки всевозможными яствами, накануне, 6 января, на стол ставили постные блюда.
Мороз — в дом, петух — на замужество
На святой вечер главным блюдом стола считалась кутья. Называли ее «багата кутья» или «вечеря». Готовили наши предки это кушанье из пшеницы или ячменя, о чем мы, потомки, успели позабыть, используя для кутьи исключительно рисовую крупу.
К кутье обязательно полагалось сварить узвар — напиток из сухофруктов. Самое главное праздничное блюдо готовила, конечно же, хозяйка дома. Бытовал, однако, по станицам обычай, чтобы первой мешала кутью старшая дочь. Выполнив эту почетную обязанность, девушка, держа в руке ложку, выходила на крыльцо. Долго стояла и прислушивалась, с какой стороны запоет петух. Именно в ту сторону, по поверью, должна она была поехать после замужества.
2. Рождество встречаем, Христа славим
Рождественская ночь считалась наиболее важной, самой волшебной в году. Этой ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья.Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети — славить Христа.
По обычаю, этим занимались мальчики — дети и подростки от пяти до четырнадцати лет. Однако раньше, в XVIII веке, как отмечают исследователи, «христославить» в казачьих станицах ходили и старики, перебираясь компаниями из дома в дом. Христа славить начинали обыкновенно с дома войскового атамана. Сам атаман, бывало, присоединялся к компании старшин и вместе с ними ходил по всем жителям станицы. Во всяком доме они пели «Христос рождается», за что хозяин непременно должен был заплатить.
Если «христославили» мальчики 4-5 лет, то, входя в дом, они говорили:
«Я маленький хлопчик,
Принесу Богу снопчик.
В дудочку играю, Христа забавляю.
А вы люди знайте, копеечку дайте,
И курочку, петушка, и пшенички два мешка».
«Чем же вы берете?» — спрашивали хозяева. «Чем Бог послал!» — отвечали ребята. Их наделяли пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами.
Их принимали только до восхода солнца. Взойдет солнце, вернутся люди от заутрени — христовщикам говорят: «Скоро колядовать будут, а вы все еще христославите!» Колядовали казаки всего один вечер — в первый день праздника, распевая при этом следующую песню: «Да радуйтесь земли, веселитесь, люди, — Сын Божий народился!»
Христославщики могли использовать только словесный текст, исполняя, например, «Рождество твое, Христе Боже наш…» или «Христос родился…». А могли представлять театрализованные библейские сюжеты, связанные с рождением Спасителя. Участники представления часто использовали при этом Звезду — в традиционной форме звезды, в виде ветки-тройчатки или, реже, креста или ящика с прорезью для свечи.
Вечером 7 января исполнялось колядование. В некоторых станицах колядки (исполнявшиеся на Рождество, начинающее собой Святки) и щедровки (которые пели в конце Святок) рассматривались как одно и то же.
В Рождественских традициях тесно сплелись как христианские, так и «нехристианские», «языческие» элементы. И те, и другие отражали идею нового, рождения, наполнения, изобилия. Особым образом эта идея отражена и в названии вечера накануне Нового года (13 января): щедрый вэчор. Она ярко проявляется и в убранстве новогоднего стола. Он должен был быть обильным и разнообразным, чтобы «год полным был». На столе было все. Обязательно пекли специальную «новогоднюю хлебину». В некоторых семьях старались так заставить стол едой, высоким хлебом, чтобы хозяина не было видно. Или же хозяин специально садился на низкую скамеечку, пригибался. Под скатерть в некоторых станицах стелили солому или сено из-под рождественской кутьи, «чтобы богато жили».
3. Чудеса на Рождество
В казачьих станицах считалось, что в Сочельник получает способность разговаривать домашний скот. Вода в бочках, колодцах и источниках в волшебный вечер превращается в вино, а деревья в лесах и садах переходят с места на место или на короткий миг зеленеют и зацветают даже в сильные морозы. Со дна озер и морей на Рождество поднимаются затопленные монастыри и храмы, можно даже услышать звон с их колоколен.
Наши предки считали, что в этот вечер спускаются на землю духи предков (а также Божьего Сына), потому любой гость, входящий в дом в Рождество, воспринимался как особа священная, могущая повлиять на жизнь человека и его удачливость на ближайший год. Главным требованием было достойно принять, угостить или одарить посетителя.
К тому же по первому вступившему в дом визитеру хозяева гадали о будущем и приглашали гостя участвовать в домашних магических ритуалах, призванных обеспечить благополучие в хозяйстве.
К рангу таких сакральных гостей и «божьих посланников» причислялись в народной культуре и колядники, которые приносили «благую весть» о наступлении новых времен: о рождении Христа, обновлении мира, наступающем благоденствии и процветании хозяев. Из числа многообразных святочных обычаев именно колядование (то есть обряд посещения домов с магической целью поздравителей, получавших от хозяев вознаграждение) сумело воспринять новые элементы и символы христианского культа. По свидетельствам старожилов, записанных исследователями, раньше участниками обходов «со звездой» были в основном церковнослужители: священник, дьяк, псаломщик или певчие, к которым присоединялись активные прихожане. Позже «звездарями» стали сами селяне, которые восприняли ритуал как один из видов святочного колядования. Соответственно, постепенно стали меняться некоторые элементы церковного обхода. Прежде всего в народной традиции хождения «со звездой» растягивались на весь период святок, до праздника Крещения, 19 января. Настали святки — споем колядки
Святки — 12 святых дней между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) установлены православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества, церковь начала с древних времен.
В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния (от слова «кумир», называющего изображение языческого божества). Нельзя было работать, особенно после наступления темноты.
Так или иначе, но святость этих дней во многих областях и краях нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника Коляды — поклонения природе.
4. Колядки, как и Святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это было время начала новой жизни, обновления природы, граница между старым и новым хозяйственными годами. Люди радовались повороту к лету, к теплу, к плодородию и веселью. «На коляду дня прибыло на куриную ступню», — повторяли в народе.
Коляду историк Н. М. Карамзин назвал славянским мифологическим персонажем, связанным с началом весеннего солнечного цикла, «богом торжества и мира». Обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье — счастье, чтобы жизнь продолжалась, повторяя цикл за циклом. Об этом пелось и в колядных песнях:
... А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством...
Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, подвязывала льняные бороды, рядилась в шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на «кобылу» сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой.
Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Ряженые врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:
Коляда, моляда,
Уродилась коляда!
Кто подает пирога —
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не дает ни копейки —
Завалим лазейки,
Кто не дает лепешки —
Завалим окошки,
Кто не дает пирога —
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба —
Уведем деда,
Кто не даст ветчины —
Тем расколем чугуны!
С церковными традициями святости 12 дней между Рождеством и Крещением это веселое действо не слишком гармонировало.
В единстве противоположностей
Самый чудесный праздник родился, как это часто бывает, в соединении несоединимого.
После безуспешных попыток искоренить Коляду христианская церковь приняла мудрое решение включить ее в святки, приспособив игры и обряды Коляды к славлению Христа и «хождению со звездой».
В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, и праздник Рождества. Тексты для колядных песен стали сочинять священнослужители — так появились книжные колядки-канты.
Постепенно святки стали воплощением языческих и христианских верований — самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на Святки в страшные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.
Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому Святки было принято проводить не только весело, но и в любви, согласии с близкими. Родственники ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.
На святки самая строгая мать, отмечает историк С. В. Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила», не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда на посиделках заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают «слушать» под окнами и гадать в поле.
В святые вечера гаданиями и магическими обрядами, способными в какой-то мере предопределить будущее, занималась не только молодежь. К примеру, женщины в эти дни мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей, птиц.
Девушки обычно наряжались в чужие одежды и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. Парни надевали женские платья. Так веселили и дурачили они жителей соседних хуторов и станиц, когда приходили к ним в гости.
На Святках совершали разные «очистительные» обряды: окуривали дом и окропляли его водой, выбрасывали на улицу мусор, чтобы вместе с ним выбросить и нечистую силу, если она успела пробраться в жилище.
Думается, древние обычаи предков могли бы помочь и нам, потомкам, сделать свой дом богатым, а жизнь — счастливой.
В народе говорят: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их — и древо погибнет». Элементы древней Коляды и церковные рождественские традиции, соединившись вместе, сделали нас наследниками удивительного праздника. А наша задача — не дать традициям угаснуть, передать их детям, чтобы те донесли их до своих детей, а те — до своих. Чтобы жизнь продолжалась и каждый раз кто-то юный и чистый накануне Рождества верил в чудо
5. Выставка творческих работ учащихся (пластилиновые барельефы на тему: «Рождественская сказка»
-Вы видите выставку работ наших учащихся, которую мы готовим к одному из самых главных церковных праздников- Рождеству
6. Выполнение задания для самостоятельной работы
- На ваших столах лежат листочки. Это – самостоятельная работа. Попробуйте письменно ответить на эти вопросы в течение урока.
I. В чём смысл праздника Рождество?
II. Какую еду готовили на Рождество?
III. Что такое святки?
IV. Что такое колядки?
V. Как церковь относится к языческим обрядам и обычаям?
7. Сообщение нового
- Ребята, Рождество , один из самых главных праздников всех православных христиан во всём мире.
1. презентация
2. беседа с учащимися.
8. Итог урока
- В заключении я хотела бы показать вам видеосюжет, который называется «Рождество Христово»
(Фильм проецируется на интерактивную доску)
9. Рефлексия (Заключительный этап урока).
На ваших листочках с самостоятельной работой изображена звёздочка-индикатор, которая будет отображать ваше отношение к проведённому уроку.(Шкала цветов проецируется на доску).
Зелёный цвет – мне было интересно;
Жёлтый – было интересно, но кое что осталось непонятно;
Красный – я с этим не согласен;
Серый – было скучно.
10. Домашнее задание
- Посмотрите на листочки с самостоятельной работой. Много ли вы успели заполнить? Дома, вместе с родителями, прочитать рождение Иисуса Христа и заполнить графы, которые вы не смогли заполнить на уроке. Запишите д.з. в дневник.
Урок окончен.
Рекомендуем посмотреть:
Рождественское внеклассное мероприятие «На Святки свои порядки» для школьников 5-6 классов
Рассказ о празднике Новый год и Рождество для детей 7-9 лет
Рассказ о праздниках в Великобритании на английском языке
Воспитательное мероприятие на Рождество для детей 7-10 лет