Литературно-музыкальный-информационный монтаж "Мы дети Казахстана!"
Литературно-музыкальный –информационный монтаж.
Данная композиция проводилась на День Независимости республики Казахстан. Материал будет полезен для классных руководителей 8-9 классов на классных часах или внеклассных мероприятиях.
Тема: «Мы – дети Казахстана!»
Цели:
1) углубление и систематизация знаний о стране в которой мы живем, определение роли и места страны в мировом сообществе;
2) развитие навыков критического мышления, коммуникативных навыков и навыков публичного выступления;
3) воспитание осознания причастности к судьбе своей страны, патриотизма и ответственности.
Форма проведения: литературно – музыкальный – информационный монтаж.
Оформление: Сцена оформлена таким образом – с одной стороны сцены стол для ведущих с оформлением (символы, буклет, книги), ведущие выходят и садятся за стол. Чтецы выходят и становятся с другой стороны от стола. Периодически происходит смена ведущих и чтецов.
«Наше знамя – независимость,
Наша цель – мир и благоденствие,
В этом мире у нас лишь одна Родина!
– это Казахстан». Н.А Назарбаев
Звучит гимн республики Казахстан
1 чтец: Приветствуем тебя,
Наш солнечный. Наш гордый Казахстан!
Моя любовь, моя Отчизна,
Мой край, мой светлый дух земной!
Мой Казахстан – свободный, чистый,
цвети под солнцем и луной!
1 ведущий: Казахстан-это наша Родина. Невозможно назвать все слова, которые входят в это емкое понятие. Это степь, Астана, Президент, флаг, герб, гимн – это наша история.
2 ведущий: Республика Казахстан владеет огромной территорией с богатыми недрами при населении 17 миллионов человек.
1 ведущий: Центральный Казахстан – представляет собой малонаселенную степь. В Западном Казахстане – преобладает топливно-добывающая промышленность и отгонно-пастбищное скотоводство.
2 ведущий: В Восточном Казахстане – находятся крупные промышленные предприятия. Северному Казахстану – свойственно целинное земледелие. В Южном – развиты скотоводство и добывающая промышленность.
1 чтец: – В какой стране вы родились? – спросил однажды французский писатель ученого.
В республике Казахстан!
О, какая большая, прекрасная страна!
На ней может поместиться пять Франций!
2 чтец: – Да! Ответил я с гордостью – Казахская земля протянулась от Алтайских гор до зелёных берегов Урала, от гор Каратау до города Петропавловска.
1 чтец: Дастархан у нас, как степь широк, горы высоки и величавы
Сколь гостеприимен мой народ, каждый, кто бывал здесь, отмечалось.
Родина, любимая земля, кланяюсь степям твоим, долинам!
Я бы нежно обнял всю тебя, если великаном стал былинным!
2 чтец: Что значит Родина моя? Ты спросишь, я отвечу!
Сначала тропочкой земля бежит к тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой
Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля, от края и до края,
Всё это – Родина твоя! Земля твоя родная!
1 ведущий: 16 декабря 1991 года был принят конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Так была провозглашена государственная независимость нашей республики.
2 ведущий: К независимому Казахстану наш народ шел в течение двух с половиной столетий. На этом пути народ много раз восставал против иноземных захватчиков и большевистского режима. В борьбе за независимость страны погибло и пострадало много людей – политических деятелей, полководцев, ученых, рядовых граждан.
(чтецы и ведущие уходят)
(Звучит музыка, немного гасится свет, выходит рассказчица в национальной одежде, с домброй в руках, садится на стул и начинает читать стихотворение Е. Елубаева «Легенда о ласточке». Выделенный отрывок инсценируется.)
Давным-давно,
В суровый грозный век,
Меж гор крутых
В долине плодородной,
Куда сбегали семь прозрачных рек,
Жил-был народ,
Несчастный, но свободный.
Он хлеб растил, в горах отары пас, ровнял поля
И подводил к ним реки...
Но всё опустошали Каждый раз
Захватчиков жестокие набеги
Не саранча, не суш, не недород
Несли народу смерть и разоренье
Но жил трудом народ
Мечтая о грядущем избавленье
Наивная и странная мечта
Но мы о том сейчас судить не будем
Ведь жизнь уже давным-давно не та
И мы не судьи временам и людям
И в той долине в тот суровый век,
Когда отвыкли люди веселиться,
Глава семейства, старый человек,
Поставил юрту около границы.
Цветным ковром весна в степи цвела,
Отары пыль вздымали над дорогой...
А ласточка гнездо себе свила
Над самой юртой, старой и убогой.
А вскоре из гнезда, разинув рты,
Птенцы округу криком огласили.
Без устали с утра до темноты
Горланили, трещали, голосили...
Ворчали все, едва заслышав крик:
«Что за напасть - иметь гнездо с птенцами!»,
Но трогать не давал гнездо старик.
Он мог украдкой слушать их часами.
Седой старик, а свято верил в то,
Что справедливо Древнее поверье:
«Коль ласточка на крыше вьёт гнездо,
То счастье, непременно входит в двери!»...
Надежды лучик снова тлел в душе...
Старик поверил счастье недалёко...
Но под копытами стонала степь уже –
Шли вражеские полчища с востока.
И ворвалась в долину злая весть —
Поверить трудно,
Но нельзя не верить - Они идут!
Их лошадей не счесть!
Их жадность и жестокость не измерить!
Сворачивали юрты впопыхах,
Сжигали всё, что увезти не в силах...
И шли искать пристанище в горах,
Чтоб не найти пристанища в могилах.
Вот к юрте старика спешат гонцы:
«Скорее собирайся - И в дорогу!»
Старик в ответ:
«Я не могу! Птенцы! Куда их деть?
Они летать не могут!»
«Ты что, старик? Ты не в себе, видать!
Причём тут ласточки, скажи на милость?
Врагов идёт неслыханная рать
А ласточка над юртою носилась.
Наверное, почуяла - беда!
И вот ещё была какая странность:
Птенцы не голосили из гнезда.
Старик подумал и сказал:
- Останусь!
- Останешься? Гонцы над стариком,
Насмешничали – тронулся умишком
Из-за птенцов остаться под врагом
Семью на смерть обречь уж это слишком
Гонцы поворотили жеребцов.
Жена и дети принялись за дело:
«Коль хочешь, так умри из-за птенцов!
А нам пока что Жизнь не надоела!»
Пожитки погрузили на арбу,
Их в пыль свою укутала дорога...
Старик остался ждать свою судьбу,
Хранить птенцов, надеяться на бога...
А поутру в долину смерчем злым
Захватчики ворвались за добычей,
Но их поживой стали только дым
Да голые поля, да гомон птичий.
Носились в бешенстве враги вдоль синих рек
Лишь пустота встречала их в селеньях.
Вдруг видят - юрта,
Рядом - человек о чём-то шепчет,
Стоя на коленях и к старику летят,
Летят на всём скаку, нагайки свищут,
Грозно блещут сабли...
Пора прощаться с жизнью старику,
От страха ноги у него ослабли.
-Где твой народ? - спросил с усмешкой хан.
- Опять свободу добывает бегством?
Старик стоял, молчал, как истукан,
Напуганный невиданным соседством.
-Я жду! - иначе эти молодцы нагайками
Тебе почешут спину
Старик в ответ: - Я не могу! Птенцы...
Мне страшно, хан, но как я их покину!
Никто не вправе разорять гнездо
И рушить жизнь чужую в одночасье.
К тому же, хан, я твёрдо знаю, что
Нам ласточки несут на крыльях счастье!
Меня - убей! А их, прошу, не тронь...
И голову старик склонил седую...
Под ханом бил копытом резвый конь,
А всадник теребил в раздумье сбрую.
Притихли все. Свой взгляд простёр вперёд
Искусный и отважный полководец,
Шепча под нос:
«Да, здесь живёт народ,
А я ведь думал,
Так себе - народец!»
Он отступать без боя не привык.
А тут сказал:
«Уйдём, пока не поздно! Велик народ,
В котором есть старик,
Готовый жизнь отдать
За птичьи гнёзда!»
И хан ушёл отсюда навсегда, увёл свои войска
В иные дали...
И вдруг птенцы взлетели из гнезда,
Как будто только этого и ждали![/b]
Бегут года, течёт за веком век...
Меж гор крутых в долине плодородной,
Куда сбегают семь прозрачных рек,
Живёт народ - счастливый и свободный...
О чём же тут велась так долго речь?
Задумайся! Но не спеши с ответом.
О том, что нужно Ласточек беречь? Наверное...
Но только ли об этом?..
(входит следующая пара ведущих и чтецов)
1 ведущий: Территория Казахстана – это территория, по которой проходил Великий Шёлковый путь, а значит и народ, проживающий на этой территории истинно великий. И мы должны помнить заветы наших предков и не отклоняться от своего изначального пути к свободному и независимому государству.
2 ведущий: Принятие закона о государственной независимости повлекло за собой создание таких обязательных атрибутов современного независимого государства, как – государственный национальный банк, налоговая и таможенная системы, Золотой запас , Алмазный и Валютный фонды, право на создание своей финансово-кредитной и валютной систем, собственные вооружённые силы.
1 чтец: Красотой и мужеством, я знаю, каждая земля населена,
Но отчизна, словно мать родная, в целом мире у меня одна.
Жизнь её дала мне степь и горы, шумный день и тихую зарю
Мать Отчизна! Я ступаю гордо, гордо и молчу и говорю.
Пора пройдет я стану старше, и свой аул озеленю
Каналом степи опояшу, не будет равного ему
Земля моя, ты будешь раем, пусть напоенные водой.
Цветы, головками кивая, тебя украсят, край родной!
И всё измениться как надо: иначе жить – иначе петь.
В саду, под сенью винограда, за чаем бабушке сидеть.
Вдыхая благодатный ветер, пустыня древняя, цвети!
Так надо жить на белом свете, чтоб людям пользу принести!
1 ведущий: В 1995 году была создана Ассамблея народов Казахстана, на которую возлагали большие надежды в области межнациональной политики и она оправдывает их, становясь активной политической силой общества.
2 ведущий: За годы независимости государства – заключено более восьмисот межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Создана Академия дипломатической службы, Университет мировых языков и Международных отношений. Суверенная республика Казахстан имеет свои символы – герб, флаг, гимн, которые священны для каждого казахстанца.
2 чтец: На знамени – орёл несёт светило,
И в сердцевине герба – шанырак.
Так в суверенном мире наша сила
И в давней дружбе – благодарный знак
Сто наций, сто народов, сто племён,
Всем вам Рахмет и низкий вам поклон!
Пусть дружба, о которой пел Абай,
Как солнце освещает мирный край!
1 ведущий: Люди веками мечтали о свободе – сегодняшняя независимость, провозглашённая в декабре 1991 года досталась не сразу. Двадцать пять лет в жизни страны – небольшой срок. Но тот путь, который пройден нашим народом, можно сравнить со столетием.
2 ведущий: Главное, что мы люди разных национальностей живём в мире и согласии. Мы дети – разных народов, но вскормлённые одной матерью – Родиной. И наш долг служить отечеству!
1 чтец: Эта земля нас сроднила, дарила тепло и уют,
Согрела нас, всех накормила и многим дала здесь приют!
И вот ни одно поколенье, мы вместе все дружно живём.
С думой о хлебе едином, да общие песни поём!
2 чтец: И вот сейчас мой долг один – отечество беречь,
Служить народу своему, высоко держать честь!
Добилась Родина моя, свободы, и сейчас
Мы знаем точно, что теперь зависит всё от нас!
В исполнении группы парней звучит песня «Я казах»
1 ведущий: В нашей стране есть всё для успешного продвижения вперёд – земля Казахстана богата полезными ископаемыми, есть народ, готовый трудиться на благо родины.
2 ведущий: И если каждый из нас отдаст частицу своего труда и своей души родной стране, то рано или поздно наша республика станет одной из самых богатых и уважаемых мировых держав.
Под музыку выходит девушка в национальной одежде читает стихотворение.
Дастархан у нас, как степь широк, горы высоки и величавы,
Сколь гостеприимен мой народ – каждым кто бывал здесь отмечалось!
Родина, любимая Земля, кланяюсь степям твоим, долинам!
Я бы нежно обнял всю тебя, если б великаном стал былинным.
Блеск вершин, безбрежие озёр, буйство белых речек,
И без края, без конца, куда не бросишь взор.
Степь лежит – то мать твоя вторая!
Обнимает Каспий и Алтай, степь мою, великую по праву.
Носятся ветра из края в край, по земле её разносят славу!
Если бы я мог тебя обнять, как батыр! О степь, моя! О мать!
1 ведущий: И в завершении нашей литературно - музыкальной композиции послушайте песню в исполнении наших воспитанников.
Звучит песня «Мой Казахстан»
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий спортивного развлечения для 2 младшей группы на День независимости Республики Казахстан
Информационный час ко Дню независимости Республики Казахстан, 6-7 класс
День независимости республики Казахстан. Сценарий праздника в школе
Сценарий торжественной линейки с презентацией к «25-летию независимости республики Казахстан»