Материал из опыта работы на тему: «Здоровьесберегающие технологии при проведении самоподготовки в условиях санаторной школы-интерната».
Забота о сохранении здоровья учащихся-воспитанников санаторной школы-интерната – это важнейшая обязанность школы, отдельного педагога и самого ребенка. Общеизвестно, что школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться, усваивать знания. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.
Здоровье должно быть не самоцелью, как утверждает Н. Ф. Петрова, а средством для хорошего, радостного самочувствия, для реализации всех заложенных в человеке возможностей. Если человек осознаёт, что самое ценное – жизнь и здоровье, то сможет найти пути оздоровления [5].
В связи с вышесказанным, сохранение здоровья детей - главное, на что я обращаю особое внимание при проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма. В последнее время, в нашей школе-интернате стало традиционным проведение «Дней здоровья», воспитательных часов, бесед, диспутов, круглых столов в рамках здоровьесбережения. Например, «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы доктора Айболита», «Вредные привычки», ЛФК, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы и множество воспитательных мероприятий данной тематики, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Самоподготовка – это одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в отведенное время под руководством воспитателя. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие [1; 2]. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, воспитатель не достигнет желаемого результата, если он не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, в том числе, здоровьесберегающие.
В моей практике, перед началом выполнения детьми самоподготовки, использую тренинг-настрой: «Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам поработать дружно, открыть для себя что-то новое». Положительный результат в настроении, мотивации, поведении детей является итогом данной работы.
В ходе проведения самоподготовки провожу игры на развитие внимания и памяти, физкультминутки, стихотворные и динамические паузы, кинестетические упражнения, игры-путешествия. Считаю, что значение игры на самоподготовке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимает усталость. Важен и положительный психолого-эмоциональный климат в детском коллективе.
«В детском возрасте, подчёркивал А.С. Макаренко, игра - это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников, а также одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка, а также является элементом здоровьесберегающей технологии [4; 6 ].
Во время подготовки домашнего задания постоянно чередую выполнение устных и письменных заданий. При первых же признаках проявления усталости учащихся провожу смену деятельности – физминутки, игры на внимание, таким образом, давая детям возможность восстановиться и продолжить выполнение домашнего задания на достаточно высоком уровне.
Особой популярностью у моих воспитанников пользуется сказкотерапия, как метод, который имеет психологический терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту [3].
На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Дети фантазируют, вспоминая старые давно знакомые сказочные образы и придумывая новые. Внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Здесь же используются элементы двигательной активности.
Мои дети очень любят гулять на свежем воздухе. Прогулка - это педагогически организованная форма отдыха детей. Она решает прежде всего задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений. Нередко воспитатели допускают большую ошибку, считая, что прогулки - это неуправляемый, свободный отдых детей на воздухе, когда каждый может выбирать себе занятие сам. На самом деле, задача воспитателя – не только обеспечить надзор и профилактику травматизма, но и, в первую очередь, обеспечить двигательную активность, насыщенность организма кислородом.
При работе с детьми стараюсь создать комфортный психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдать санитарно- гигиенических требования: проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз в период подготовки домашнего задания.
Я глубоко убеждена в том, что здоровьесберегающие технологии в процессе самоподготовки играют важную роль в сохранении здоровья детей.
Литература
1. Воспитательное пространство продлённого дня. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2002.
2. Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменках: мир игры в 3-4 кл. – Ростов на Дону: Феникс. - 2008.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Принципы, средства и методы. Программа здорового образа жизни. Физкультминутки от А до Я. - Москва «ВАКО». - 2004.
4. Панафидина Т.В., Северина О.А., Пташкина В.Н., Зюзюкина Н.В. Современные технологии воспитательной работы. – Волгоград: Изд-во «Учитель». - 2009.
5. Петрова Н.Ф. Здоровье человека как многоаспектный феномен // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». - №1 (50). – 2015. – С. 113-115.
6. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- М. Учитель. - 2009.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД во 2 младшей группе «Первый шаг на пути к здоровью»
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья»
Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Похожие статьи:
В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога
Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе