Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Песочная арт-терапия в детском саду

Кинетический блок. Песочная арт-терапия для детей дошкольного возраста
Песочная арт-терапия в детском саду
Описание: предоставленная работа предназначена для детей 4-5 лет, педагогов и родителей
Цели: Освоение техники рисования песком.
Задачи:
- формировать интерес к рисованию песком.
- развивать аккуратность в работе.
- поощрять творчество и нестандартные решения при создании рисунка.
- развитие общей и мелкой моторики.
- развивать художественный вкус.
- овладевать новыми техниками работы с песком.
Для чего нужна песочная терапия?
Занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, мелкой моторики пальцев. Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять.
Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Какие проблемы помогают устранить занятия с песком?
Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна для детей с особыми потребностями.

Тематический план занятий с песком
1. «Знакомство с песком»
Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и мокрым песком?
(Копать, лепить, пересыпать). На этом занятии ребенок быстро раскрепощается, т.к. вид песочницы в помещении его удивляет и одновременно с тем радует.
2. «Отпечатки наших рук»
На кинетическом песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т.п. Как правило, это занятие вызывает у ребенка огромный интерес. Сначала у него возникает желание потрогать отпечаток руки взрослого, а потом он позволяет прикасаться взрослому к своим отпечаткам пальцев.
3. «Волшебные секреты».
Приготовить разноцветные камешки, неострые кусочки стекла, искусственные листья, цветочки и т.п. Если ребенок затрудняется или не решает начать игру, взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: «Вот какой красивый блестящий камешек. Нравиться? Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же мой секретик? Помоги мне его найти!».

4. «Домики для животных».
Ребенку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки или с полки.
Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно строить пещерки и песка.
Главное, не навязывать свои варианты, а просто подавать ребенку идеи, если он затрудняется. Во время игры взрослый перечисляет животных, называя их детенышей в единственном и множественном числе и т.п. Если ребенок еще напряжен, не следует увлекаться дидактикой, т.к. основная цель занятий - это коррекция эмоционально - волевой сферы.
5. «Озеро-река».
Работа с рыбками и птицами. На этом занятии лучше использовать поддоны для воды разной формы, которые устанавливаются на песке в местах по желанию ребенка (при использовании Кинетического песка лучше заменить поддоны с водой на выкрашенные голубым цветом картонные заготовки, напоминающие по форме водоемы). В этих озерах и речках по общим правилам проводятся игры с водой и фигурками плавающих птиц.
6. «Транспорт»
Любимое занятие для мальчиков, хотя и многие девочки с большим интересом играют с машинками. Можно построить дорогу, мостики, гаражи. Машины следует подбирать по цвету, размеру, форме, находить для них подходящих пассажиров.
Количество игрушек постоянно увеличивается, и ребенок встает перед выбором, заполнить все пространство песочницы игрушками, либо оставить местечко и для передвижений машинок по песку. К тому же малыш уже знает, что в конце игры нужно будет убрать игрушки на место.
7. Сказки
Очень хорошо на песке проходит инсценировка сказок. Сказки выбираются по возрасту и интересу ребенка. Как правило, используются следующие произведения:
-«Репка»;
-«Курочка- Ряба»;
-«Зайкина избушка»
Воспитатель подбирает игрушки для сказки. Можно положить и коробку и лишних героев. Пусть малыш отбирает нужные фигурки к знакомой сказке, а возможно и придумает продолжение с новыми героями.
Для занятий мы рекомендуем использовать Кинетический песок или очищенный кварцевый песок.
8. Пишем/рисуем.
Хорошо прихлопываем песочек, создавая ровную поверхность, вооружаемся зубочисткой/палочкой или другим подходящим материалом и начинаем писать или рисовать. Попутно можно устроить развивающее занятие – учить цифры, буквы. В игре малыш быстрее их запомнит (подробнее о том, как мы учим с детьми буквы играя я писала
9. Считаем.
Во время игр с кинетическим песком, как я писала в предыдущем пункте, можно заниматься развитием малыша. К примеру, кроме букв, еще осваивать счет. Лепим из песка пирожки, зовем гостей – считаем, сколько пришло зверюшек в гости и сколько у нас пироженок. Думаем – хватит ли на всех или нужно приготовить еще?
10. Больше – меньше.
Строим башни из песка (можно также строить куличики, формировать шарики разных размеров) и раскладываем их по величине.
11. Длина.
Мы лепим несколько гусеничек из песка и определяем, какая длиннее, какая короче. И расставляем их по мере возрастания.
12. Фигуры.
Лепим разные фигуры и называем их. Можно так: мама слепила круг и следом малыш, лепит круг и называет. Далее также с треугольником, квадратом, овалом, прямоугольником. Можно из треугольника и квадрата построить домик.
13. Учим буквы.
В первом пункте я писала о том, что можно на кинетическом песке писать буквы. Сейчас же правила игры немного меняются и мы буквы не пишем, а лепим из кинетического песка. После того, как буква будет готова – произносим ее название.
14. Учимся пользоваться ножом.
Из песка формируем колбаску или батон, который предлагаем малышу разрезать с помощью ножа. После того, как малыш разрежет колбаску – посчитайте количество кусочков, которые получились.
15. Сенсорная коробка.
С помощью кинетического песка можно оборудовать множество интересных сенсорных коробок – к примеру, посадить огород, построить ферму и заселить ее животными, все зависит лишь от вашей фантазии.
16. Простое перебирание и пересыпание
песка из рук в руку даже мне, маме, доставляет удовольствие, детям тем более. Это действительно действует завораживающе, когда сидишь, перебираешь-пересыпаешь песочек из руки в руку и наблюдаешь, как он струится, просачиваясь сквозь пальцы.
17. Куличики и формочки.
У нас вместе с кинетическим песком в комплекте шел набор песочных формочек для игр с песочком, но нам их оказалось мало (ребенка-то два и хочется разнообразить игры), так что мы еще добавили свои «летние» формочки, которыми играем на улице в обычной песочнице. Из кинетического песка куличики лепятся не так, как с «уличным» песком. Если уличный песочек нужно набрать в формочку –утрамбовать и быстро перевернуть. То здесь все намного проще – набранный песочек не нужно утрамбовывать, достаточно лишь аккуратненько срезать излишки с помощью ножичка (у нас шел в комплекте, можно также приспособить под это дело одноразовые ножечки либо любой другой подручный материал) и переворачиваем.
18. Забавные рожицы.
Разнообразить игру помогут подручные материалы, такие как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки, с помощью которых можно создавать личики, животных.
19. Лепим.
Из кинетического песка можно также лепить различные фигурки – снеговика, гусеницу, колобка, паровозик, машинку и много других интересных фигурок.
20. Закапывание ручек
Еще одно развлечение, которое может понравится малышу и привести его в восторг.
21. Горка.
Формируем из кинетического песка гору, вдоль стен которой делаем неширокие «дорожки» для маленьких мячиков. После чего можно скатывать небольшие шарики по этим спускам.
22. Готовим кушать.
Кинетический песок – идеально подходит для ролевых игр в повара. Можно готовить различные угощения для игрушек, раздавать по тарелочкам, «разливать» по кружечкам, нарезать игрушечным ножичком тортики, созданные за пару минут из кинетического песка, кормить гостей. Когда гости наелись – убираем посуду и снова начинаем готовить.
23. Следы.
Разравниваем песочек, чтобы получилась ровная поверхность. Затем по этой поверхности «ходим» игрушечными зверюшками, ездим машинками и смотрим, какие следы остаются. Можно усложнить правила игры – малыш отворачивается, мама в это время делает отпечаток какой-нибудь игрушкой и просит малыша повернутся. Ребенок изучает след, оставленный на песке и пытается угадать, кому он принадлежит. На кинетическом песке можно также оставлять следы с помощью ладошек и ножек малыша.
Методики
"Песочной Терапии"
Все большую популярность в современном мире приобретает метод психологической работы с детьми и взрослыми, основанный на принципах песочной терапии. Благодаря тому, что внешне он напоминает обычную и любимую всеми игру с песком и фигурками, психологам нетрудно вести психологическую работу на глубинном уровне подсознания человека, чтобы лучше откорректировать его жизнь и поведение.
Через творчество и самовыражение которое к тому же включает бессознательные психологические процессы формирования сильной и здоровой личности, клиент имеет возможность окунуться в беззаботное детство, раскрыть свои творческие способности, и заодно помочь психологу понять, что с ним происходит.
Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А если провести ту же работу под музыку, то задействования сразу несколько каналов, а именно зрительный, слуховой и кинестетический, что позволяет воспринять этот мир непосредственно, вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения.
Данная техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.
Рисуя двумя руками симметрично, мы способствуем внутреннему центрированию и гармонии.
Песочная терапия способствует:
- снятию как эмоционального, так и мышечного напряжения
- профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности,тревоги, агрессии, детских страхов
- формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности,развитию позитивной Я
-концепции
- развитию мелкой моторики, ощущений и координации
- развитию интеллекта, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения
- исследованию и формированию отношений сотрудничества, навыка работы в группе
- развитию эстетического отношения к окружающему миру
- формированию и развитию эмоционального интеллекта (работа с чувствами)
- развитию чувства юмора
- снятию эмоционального напряжения
- развитию способности творчески самовыражаться
- развитию мелкой моторики, ощущений
- гармонизации внутреннего состояния
Песочная терапия сочетает в себе различные техники:
- классическая песочная терапия;
- работа с песком на световом столе;
- рисование цветным песком;
- сказкотерапия;
- музыкотерапия.
Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.
Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, что я хочу делать и как.
В этом арт терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.
Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму, появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).
Побочным действием терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала. Некоторые парапсихологи считают, что песок обладает свойством поглощать негативную психологическую энергию. В итоге происходит гармонизация психоэмоционального состояния как ребенка, так и взрослого.
Почему выбрали кинетический песок?
Довольные родители
Кинетический песок легко собирается, благодаря особому составу
Не требует особых условий хранения и занимает мало места
Не нужно разводить водой - песок всегда влажный
Совсем не пачкается, имеет нейтральный запах
Песок занимает и успокаивает ребенка
Прекрасно развивает моторику и воображение
Песок пластичный - с ним так просто играть
Используется в методике песочной терапии
Счастливый ребенок
Вы уверены, что с песком играет только Ваш ребенок
Развивает творческие и когнитивные навыки
Ваш малыш играет в чистоте, без микробов
Приятный и влажный, как морской песок
Песочная терапия
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания воспитателя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не отвлекались и не мешали остальным детям. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Песочная терапия – это интересный, творческий и весьма результативный метод арт-терапии, направленный на избавление от эмоционального напряжения, страхов, комплексов с помощью игры в песок. Песочная терапия одинаково подходит и взрослым, и детям! Занятия с песком стимулируют развитие правого полушария головного мозга и развивают творческие способности.

Песочная терапия – особая форма терапии, возникшая в рамках аналитической психологии. Это способ общения с самим собой и окружающим миром; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Песочная терапия обеспечивает доступ к самому сокровенному «Ядру» чувств. Здесь клиент в образах представляет происходящее в его внутреннем и внешнем мире. Создавая то, о чем говорит внутренний голос, он привносит во внешнюю действительность отношения с самим собой и позволяет бессознательному быть видимым.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей: в песочнице летом во дворе или где-нибудь на побережье. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Негативные эмоции - серьезная проблема для современных детей, поэтому своевременная помощь психолога здесь необходима и значима. Если не помочь ребенку с ними справиться, негативные эмоции не исчезнут с его взрослением, а будут накапливаться, уходить в глубины подсознания.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Песочная терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент – на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации.
Использование песочной терапии в работе с детьми решает следующий спектр проблем: межличностные и внутриличностные конфликты; возрастные кризисы и серьёзные травмы; проблемы посттравматического периода потери; постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства; различные формы нарушений поведения, в том числе агрессия и апатия, повышенная тревожность, страхи и нарушение сна; сложности, связанные с изменениями в семейной и социальной ситуациях.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.

Рекомендуем посмотреть:

Рисование песком в детском саду на тему: Осень Мастер-класс по рисованию на песке на тему: Дары осени Рисование на песке для детей к 9 мая - День Победы. Мастер-класс с фото Цветочная композиция «Весенняя поляна» для детей своими руками
Дидактическая игра для детей 3-4 лет на развитие мелкой моторики рук «Веселая шнуровка» | Роспись и пошив русской рубахи своими руками пошагово с фото
Опубликовано: 2061 день назад (13 марта 2019)
Просмотров: 3633
Рубрика: Статьи
+5
Голосов: 5
Ольга Михайловна Подгорных # 14 марта 2019 в 13:22 +1
интересно и увлекательно. голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 14 марта 2019 в 21:21 +1
Интересный материал! голос
Светлана Константиновна Бычкова # 15 марта 2019 в 13:03 0
Добрый день,Наталья Юрьевна! Вы представили очень интересную публикацию:содержательный, познавательный и полезный материал. Спасибо.Голос!