«Создание условий для развития художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством проектной деятельности»
Автор: Дмитриева Кристина Анталовна, воспитатель группы раннего возраста
Место работы: МАДОУ детский сад №1 "Радость"
Известно, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности является инструментом исследования его бессознательных процессов, облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения, обеспечивает развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации. Следовательно возможно воздействие на развитие творческого воображения средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.
Важное новообразование дошкольного детства - воображение, с которым связывают зарождение личности. Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческого воображения и его направленности. Это способность ребёнка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Условием развития творческого воображения дошкольника является вовлечение в активные формы изобразительной деятельности: использование в работе нетрадиционных материалов и оригинальных техник; тематическое рисование, художественно-дидактические игры; развитие способности на основе ассоциаций ,используя разнообразный изобразительный материал. Практика показала, что нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий и самовыражению в целом.
Роль педагога в проектной деятельности.
Метод проектов позволяет развивать познавательную мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых.
В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Это объясняется тем, что дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит мне как педагогу. Я определяю проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым
Цель: Создание условий для развития творческой активности ребенка через совместную проектную деятельность.
Задачи: Провести диагностическое обследование с целью определения, уровня развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
Разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности;
Организовать предметно – развивающую среду, для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
Развивать художественно – творческие способности посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка аппликация), в том числе используя нетрадиционные способы.
Условия развития творческих способностей у детей раннего возраста.
Для того что бы развить художественно творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я обыграю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Нередко в работе использую нетрадиционные способы рисования. Такой метод доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.
Нетрадиционные способы развития творческих способностей у детей раннего возраста.
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Дети раннего возраста недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. Такой метод рисования для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию.
Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.
Рисование пеной для бритья .Такой метод рисовая -процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!
Как показала практика моей работы, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности . К тому же, технологии проектной деятельности позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах. Вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Способы развития творческих способностей дошкольников
О роли изобразительного творчества для детей дошкольного возраста
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста