Развитие базовых способностей личности ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Дети с ограниченными возможностями здоровья так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью, только для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка. Для этого необходимо осуществить следующие условия; первое условие – готовность образовательных учреждений принять детей с ограниченными возможностями здоровья, готовность педагогов и сверстников к сотрудничеству с «особым» ребенком, второе условие – адекватная позиция родителей детей с нарушениями, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей. И, наконец, важнейшим фактором являются личностные особенности самого ребенка с ограниченными возможностями здоровья – его отношение к себе и, готовность к преодолению трудност ей.
Важным направлением работы с «особенными» детьми является организация детско-родительских групп, где дети вместе с родителями, используя игру, учатся эффективно взаимодействовать, общаться в процессе деятельности.
Именно включение в деятельность есть основной путь развития способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем полнее и ярче могут развиваться способности.
Игра – преобладающий и ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника.
Именно включение игры в изобразительную деятельность, называется изотворчеством. [/i][/h2] Изотворчество вызывает у особенных детей интерес - это положительная эмоция, мотивирует обучение, развивает навыки, умения, дети видят результат своей творческой работы, появляется активное состояние радости, удивления которое дает стимул для развития чувственно-эмоциональной и познавательной сферы. Изотворчество обращается к языку цвета и к её символике. Через погружения ребёнка в творческий процесс. Мягкие методы интересны и эффективны и увлекательны.
Упражнения по изотворчеству являются игрой. Игра, которая наполненная смыслом. Игра это свобода. Изотворчество позволяет сделать диагностику проблем. Позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ребёнком в деятельности.
Изотворчество при работе с детьми правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.
Изотворчество дает возможность ребенку изменить взгляд на самого себя, обрести уверенность в собственных силах.
Условия подбора техник и приемов
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники.
Условие 2. Интересным и привлекательным должен быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Условия успеха развития творческих способностей детей заключается
-в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности,
-в чередовании дел,
-в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это главное условие успешного развития творческих способностей.
Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. «Помоги мне сделать это самому» М.Монтессори
Именно вера в возможности ребенка - один из важнейших источников его настоящих будущих успехов.
Главное создать у ребенка ощущение успеха от результатов собственной продуктивной деятельности.
В творческой мастерской создаётся атмосфера комфорта и взаимоуважения, мотивирующая родителей следовать за ребёнком и не вмешиваться в его игру, поощряя его творческую активность. При этом в игровой ситуации недирективными способами ребёнку предлагаются инструкции, и моя деятельность строится таким образом, чтобы ребёнок хотя бы частично выполнял эти инструкции в игре.
Если на первоначальном этапе ребёнок не реагирует на инструкцию, то я пытаюсь стимулировать ребёнка к выполнению задания собственным примером, следующий этап — выполнение задания «рука в руке», затем — по подражанию, и наконец — самостоятельное выполнение инструкции или её части.
Применение заданий и упражнений.
• Предметно-тематические («Афиша к спектаклю», «Подарок маме», «Овощи», «Бабочки», «Салют»)
• Образно-символические (изображение образов «добро», «зло» «дружба»; эмоциональных состояний и чувств «радость», «обида»);
Стимулирование познавательной потребности (эксперименты с материалами изобразительной деятельности) смешивание красок, возможности бумаги, солёного теста, пластилина, других материалов.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в творческой. Многие из них недостаточно самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого.
В творческой мастерской у воспитанников и их родителей есть возможность на практике приобрести позитивный опыт взаимодействия, который приносит удовольствие всем участникам – и взрослым и детям.
Именно совместное общение в творческом процессе является очень мощным фактором в развитии способностей детей, имеющих различные нарушения.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе
Способы развития творческих способностей дошкольников
О роли изобразительного творчества для детей дошкольного возраста
Конспект творческой деятельности совместно с родителями в старшей группе