Маленькие экспериментаторы в детском саду
Деятельность дошкольного учреждения имеет свою особенность, поскольку весь образовательный процесс ориентирован не на обучение дошкольников (которое имеет в своей основе передачу определённых знаний, умений и навыков), а на развитие и воспитание. При этом воспитывая и обучая дошколят, необходимо создавать особые условия для формирования любознательности, инициативности, наблюдательности.
Всем хорошо известно, что развитие познавательной деятельности имеет большое значение для формирования личности маленького человека. И важно, чтобы ребёнок не только освоил эти знания, умения и навыки, а научился самостоятельно их приобретать, был инициативен в овладении новыми умениями и навыками под тактичным руководством взрослого (педагога, родителя) и в процессе совместной деятельности со сверстниками.
Наиболее эффективной, развивающей, соответствующей вышеупомянутым задачам является на сегодняшний день технология проблемного обучения, в частности технология детского экспериментирования. Несмотря на различные области применения данной технологии, можно выделить одну отличительную особенность: ребёнок познаёт объект в процессе практической деятельности с ним. У китайского народа есть изречение: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
На этом же основана и технология детского экспериментирования. Известно, что ребёнок развивается в деятельности, которая является способом самореализации и самораскрытия человека. А исследовательская деятельность вызывает у малыша непроизвольный интерес. Без каких бы то не было волевых усилий дошколёнок может практически самостоятельно найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?» и сделать множество удивительных открытий. Кроме того, детское мышление имеет наглядно-образный и наглядно-действенный характер, поэтому, обучая ребёнка, знания необходимо представлять визуально и так, чтобы малыш имел возможность понаблюдать, потрогать, понюхать, действовать. Таким образом, в ходе исследований происходит формирование знаний, которые приобретаются в результате активного взаимодействия с реальностью.
Детская экспериментаторская деятельность – явление особенное, которое взрослый должен уметь правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому можно порекомендовать выбрать стиль общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Увлечённость общим делом – источник дружественности, и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Ещё А.С.Макаренко, говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности.
Эффективность этого стиля общения обеспечивается за счёт целого ряда групповых феноменов. Прежде , это возможность получения обратной связи и поддержка от людей, которые имеют общие проблемы и переживания, возникающие во время занятий подгруппы воспитанников. Во время занятий он окружен заботой и сам искренне заботится об окружающих, помогает и рассчитывает на помощь. Ещё одна принципиально важная возможность, которая появляется в процессе практических занятий: в рамках группы дошкольник может экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые для него умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Всё это формирует положительное отношение к занятию, развивает интересы детей, создаёт доброжелательное, комфортное состояние и даёт возможность проявить свои способности, а также способствует развитию творческой активности. Проводя занятие, нужно стараться, чтобы соотношение речевой активности взрослого и детей два к трём. Это развивает умственную активность детей, повышает обучающий эффект занятия. Показателем для проявления познавательной активности является спонтанная речь детей, то есть по собственной инициативе, когда их речевая активность не вызвана прямым вопросом. Это реплики с мест, вопросы, замечания на рассуждения товарища, предложения по решению проблемы; всё вышеупомянутое является свидетельством развивающейся креативности мышления.
Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию нельзя:
-тормозить самостоятельность ребёнка поминутными запретами и ограничениями, а нужно в начале исследовательской деятельности познакомить детей с правилами безопасности при работе с тем или иным объектом эксперимента;
-отказывать ребёнку в совместных действиях, так как маленький исследователь не может развиваться без непосредственного участия взрослого наставника;
-высмеивать желание ребёнка или быть невнимательным к нему, так как этим заглушается самостоятельность и инициативность;
-постоянно указывать малышу на ошибки, недочёты и недостатки выполнения того или иного познавательного исследования, это может привести к снижению интереса к этому виду деятельности, уменьшению познавательной активности и потере авторитета взрослого.
Необходимо:
- поощрять природное детское любопытство, на основе которого происходит формирование потребности к новым впечатлениям;
- эксперименты проводить в совместной деятельности с детьми, предоставляя каждому участнику исследования, работая в группе, взаимодействовать самостоятельно с объектом исследования;
- подкреплять желание ребёнка узнать что-то новое положительными эмоциями (радость, удовольствие, удивление, ликование и т. д.), которые высказывает взрослый, побуждающий к этому и детей;
- проявлять заинтересованность к исследовательской деятельности ребёнка, беседовать с ним о целях, процессе и результате эксперимента, тем самым юный исследователь научится целеполаганию, осознает процесс и научится делать выводы, производить умозаключения, что позитивным образом скажется на формировании его самооценки.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду в старшей группе "Юный химик. Игрушка slime своими руками"