Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Здоровьесбережение в музыкальном воспитании детей дошкольников

Применение реалаксации - аспект здоровьясбережения в музыкальной деятельности дошкольников
Автор: Силкина Татьяна Николаевна
Место работы: Самарская область, город Новокуйбышевск; ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Методическая разработка
Описание работы: данный материал полезно использовать в работе с детьми (дошкольниками) музыкальными руководителями, воспитателями, инструкторами по физической подготовки др. педагогами. Физические упражнения помогают снять напряжение у детей, сменить вид деятельности, и перейти к другому виду деятельности. В процессе реалаксации и применения физических упражнений дети более качественно воспринимают новый материал, предложенный педагогом.
Цель: создание условий, среды, зон для образовательной деятельности детей.
Задача: разработка новых комплексных упражнений с целью повышения эффективности здоровьесбережения в учебном процессе.
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья.Именно в этом возрасте зарождаются предпочтения, привычки,представления,черты характера ребенка, от которых будет завесить образ жизни человека в дальнейшем. Поэтому оздоровление детей одна из важнейших задач каждого ДОО.В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем воспитания дошкольников. Проблемы здоровья населения России, в частности,здоровья детей до 7 лет, являются причиной для беспокойства как государственных организаций,так и общества, самих граждан.Такая озабоченность вполне понятна.Возникла острая необходимость о принятии государственной программы, определяющей направления в области здоровьесбережения. Главная цель всей работы по здоровьесбережению – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни. Одним из важным методом в образовательно - воспитательном процессе у детей является РЕАЛАКСАЦИЯ.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Методы релаксации и медитации показаны не только взрослым, они полезны и детям. Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – научится правильно и умело этим пользоваться. Умение расслабиться поможет детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.
Если «Релаксационные паузы» включить в режим дня детского сада, то это благоприятно скажется на нервной системе ребенка. Так как нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Настрои для релаксации:
В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
1 этап : лечь удобно и расслабиться.
2 этап: прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 этап: ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.
Вводная часть перед каждым настроем:
Дети ложатся на ковёр, устраиваются по удобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.
Ведущий. «Ложитесь по удобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»
Релаксационные настрои “Воздушные шарики”
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.“Облака”
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке “Водопад” Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног: упражнение «Подвески».
Детям предлагается представить, что они куклы - марионетки, которые после выступления висят на гвоздике в шкафу.
Инструкция: «Представьте себе, что вас «подвесили» за руку, за палец, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается».
Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами.
Музыкальные произведения, используемые для релаксации:
1.Эдвард Григ «Утро»
2.П. И. Чайковский симфония №6 «Пасторальная»
3.Пьеса «Мама» (сборник «Детский альбом»)
4.Роберт Шуман «Грёзы» (фа мажор)
5.Сенс – Санс «Лебедь» (сб.«Карнавал животных»)
6.И.С. Бах «Прелюдия» до мажор (первый том "Хорошо темперированный клавир")

Рекомендуем посмотреть:

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ Аналитическая справка о деятельности музыкального руководителя ДОУ Какую музыку слушать детям Консультация для родителей детского сада. Музыкальная деятельность в детском саду
День знаний в детском саду на улице. Сценарий для детей старшей группы
Опубликовано: 2704 дня назад (28 ноября 2016)
Просмотров: 2215
0
Голосов: 0
Наталья Викторовна Полторацкая # 28 ноября 2016 в 20:34 +1
Добрый вечер! Интересная разработка! Действительно, когда организм ребенка расслабляется, он спокойно переключается на усвоение новой информации. С вашего разрешения, начну применять в своем фольклорном коллективе. особенно, когда дети приходят на занятия в школу искусств с занятий в общеобразовательной школе, они достаточно взбудоражены, напряжены. Я применяю технику дыхательных упражнений: и для расслабления организма полезно, и занимаешься по программе!
Татьяна Николаевна Силкина # 28 ноября 2016 в 20:54 0
Наталья Викторовна! Попробуйте применять музыку на своих занятиях (см. музыкальное приложение в конце статьи)