Какой должна быть детская музыка, или: Что слушать детям?
Информационные листы для родителей воспитанников ДОУ
Автор: Куркина Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель МАДОУ-детский сад №106, г. Екатеринбург
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, воспитателям), представляет собой информацию для родителей воспитанников.
Цель: вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ; формировать представления родителей о влияние музыки на развитие ребенка.
Задачи:
- обогащать представления родителей о роли музыки в жизни ребенка;
- познакомить родителей с информацией о том, какая музыка полезна для физического и психического здоровья ребенка, а какая может причинить вред;
- дать рекомендации о том, где, как и когда можно организовать "среду общения" ребенка с музыкой.
Содержание информации и рекомендации:
Учитывая огромное количество музыкальных стилей и направлений, можно без преувеличения сказать, что музыка - это не просто искусство, а очень мощный инструмент воздействия на человеческую психику. Это средство общения и коммуникации, а еще - значимый фактор в развитии и воспитании человека.
Музыка давно проникла во все сферы жизни и непосредственно окружает и сопровождает как взрослых, так и детей, повсюду. Мультфильмы, кино, театральные спектакли и представления, концерты, радио, и даже уже «пространство» торговых комплексов и крупных магазинов - все это просто немыслимо без музыки. Соответственно роль ее трудно переоценить. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Как влияет музыка на детей, на их детскую психику и физическое здоровье, на воспитание духовных качеств?
Как вы можете помочь вашему ребенку избежать «вредного» воздействия музыки?
Вот несколько простых правил:
1. Постарайтесь создать условия для того, чтобы Ваш ребенок как можно чаще имел возможность слушать классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что музыка таких композиторов как П.И.Чайковский, В.А.Моцарт, А.Вивальди, Л.Бетховен очень благотворно влияет на процессы в детском организме. Создайте дома небольшую фонотеку с произведениями классической музыки, доступной и понятной любому ребенку. Посещайте Детскую Филармонию (в нашем городе она находится по адресу: ул. 8 Марта, 36, тел. +7 (343) 214-98-62).
2. Отбирайте музыкальные произведения по принципу мелодичности и легкости звучания. Старайтесь выбирать музыку без ярко выраженных ударных партий, так как они способны «зомбирующе» действовать на психику, оказывать негативное влияние.
3. Минимум низких частот! Отнеситесь к этому внимательно: давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.
4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия для ребенка в будущем.
5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку (особенно в младшем возрасте)слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что звук в наушниках воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросотрясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!
6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!
7. Обратите внимание на песни, которые звучат на Ваших любимых радиостанциях – содержание текста не всегда соответствует тому, что способен адекватно понять ребенок. Во время поездок на машине, идеальным вариантом будет настроить приемник на частоту FM 89,2 - это частота трансляции
«Детского радио» в Екатеринбурге.
8. Как можно чаще ставьте детям детские песни, разучивайте и пойте их вместе с ними, но не забывайте следить за реакцией ребенка на ту или иную песню или мелодию - если ребенок выражает недовольство, смените песню. Музыка должна вызывать у ребенка ощущение комфорта!
9. Учитывайте время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру лучше прослушивать песни и мелодии плавного, спокойного характера, постепенно переходя к «колыбельным».
10. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки – например, 20 минут утром, 30 днем и 10 минут вечером, перед сном. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
11. Ходите с детьми в театры на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, отдавая приоритет «советскому» кинематографу и мультипликации.
12. Старайтесь не пропускать время, отведенное в детском саду для совместной музыкальной деятельности детей с музыкальным руководителем,хореографами.
Мы рады помочь Вам в воспитании и развитии Ваших любимых детей!
Рекомендуем посмотреть:
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
Здоровьесбережение в музыкальном воспитании детей дошкольников
Аналитическая справка о деятельности музыкального руководителя ДОУ
Консультация для родителей детского сада. Музыкальная деятельность в детском саду