Методическая разработка.Театрализованное представление отделения «Музыкальный фольклор» «С Рождеством Христовым!»
Автор: Полторацкая Наталья Викторовна, преподаватель отделения Музыкальный фольклор, класс Народного пения.
Место работы: МБУ ДО Детская школа искусств №20 пгт. Ижморский Кемеровской области
Пояснительная записка. Русское народное песенное творчество составляет богатейшее духовное наследие российской культуры. Воспитание подрастающего поколения на лучших образцах народного мелоса, приобщение к народной культуре, искусству, народным традициям, сложившимся за многовековую историю, является частью культурной национальной политики Российского государства.
Впитывая с детства этнически близкую, родную народно-мелодическую речь, ребёнок естественным образом развивает в себе музыкально слуховые и вокально-образные качества, необходимые для исполнения русских народных песен.
Предлагаемая методическая разработка ориентирована на изучение, практическое освоение песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора Сибири, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Сценарий может быть использован преподавателями школ искусств и средних школ, руководителями творческих музыкальных коллективов.Сценарий представления написан к отчётному концерту обучающихся на отделении Музыкальный фольклор (1 — 5 классы ДШИ). В постановке помогали родители обучающихся.
Цель: Возрождение и почитание традиций и обычаев празднования праздника Рождества Христова – путь к сохранению национальной принадлежности в современном мире.
Задачи:
– изучение, практическое освоение песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора Сибири;
– освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества, формирование круга представлений об аутентичных народных традициях и устоях;
– обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному;
– приобщение детей к совместным формам творческой деятельности.
Необходимо помнить, что основой формирования гармоничной личности, ее эстетических потребностей с самого юного возраста начинается с освоения художественных ценностей традиционной культуры своего народа, народов других стран и произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.
Методические приёмы и методы: сольное и ансамблевое исполнение старинных песен Сибири., а также песен других регионов России, ансамблевое исполнение хоровода и старинных бытовых танцев Сибири,методы устного сообщения по заданной теме, приёмы игры (декламация стихов, "поцелуйная игра,), приемы актерского мастерства.
Сценарный ход:
/Занавес закрыт. В зале полумрак. Звучит звон колоколов «Благовест». Под колокольный звон из зала на сцену поднимаются юноши и девушки со свечами в руках, вместе с ними священник, отец Антоний и матушка Дарья, все вместе исполняют духовное песнопение «Воззвала душа»/
Воззвала душа к Творцу на небо,
Сжалься ты, Боже, предо мной!
Зажги светило во Святом доме
И сам явися предо мной!
Где ангельские поют хороводы,
Там и мне место найти.
/После окончания отец Антоний поздравляет всех с Рождеством Христовым! Коллектив исполняет рождественское песнопение «Скиния» и под звон колоколов расходятся и уходят со сцены. На колокольный звон тихо накладывается музыка Чайковского «Зимние грезы», постепенно нарастает, а колокола стихают. Занавес открывается. На авансцене в карманах окна со старинными занавесками. На сцене декорации деревенской избы – посреди сцены стол, слева - печка, справа – сундук, красный угол, одна лавка у печки, вторая у стола. На печке и лавке сидят дети, общаются между собой/
1 ребенок:Пришло Рождество,
Сами знаете на что.
2 ребенок:Маленький мальчик
Скакнул на стаканчик,
В дудочку играет,
Христа восславляет!
/ Третий ребенок выбегает из-за кулис, в руках сумочка с зерном. Обсыпает зерном других детей/
3 ребенок:Сею, сею, посеваю,
С Рождеством Христовым поздравляю!
На счастье, на здоровье, на радость!
/все смеются, стараются попасть по зерно/
4 ребенок: Скоро мама придет, пироги на стол поставит, да кутью. Ух, вкуснотища!
5 ребенок: За стол-то только после вечерней зари сядем. Когда взойдет на небе первая звезда!
/ поют «А в ляску, ляску». После песни звук открываемой двери. В избу входят хозяин с хозяйкой и старшая дочь. В руках у хозяйки блюдо с пирогами, укрытое рушником. Снимают верхнюю одежду/
Хозяйка: Ну вот и в храме служба закончилась! Яства батюшка освятил!А ну-ка, детушки, слезайте-ка с печи, помогайте на стол накрывать. Разговляться будем!
/дети достают из русской печи горшочки с угощеньями, ставят на стол. На столе уже стоит самовар и деревянные приборы/
1 ребенок:Что ты, мама, наварила?
2 ребенок:Что ты, мама, напекла?
3 ребенок:Не ломай, не кусай,
А целехонько давай!
/все садятся за стол/
Хозяин:Пойду-ка, мороз погукаю. Кто со мной?
/берет кутью, подходит к окну, несколько детей бегут за ним, заглядывают в окошки./
Хозяин:Мороз, мороз, иди кутью есть!
Как снег ходи теперь.
Летом не бывай, цветов не побивай,
Ляг под межой, накройся ржей.
Дети: Ходи, Морозко, неси меду жбанок!
1 ребенок:Мороз, мороз, иди колбасы есть,
Не будешь у нас гурты морозить!
Дети: Ухо, рыло, нос! Приходи в гости, мороз!
/Поют песню «Ударило два мороза, третий – снег». Хозяин и возвращается на сцену, садится за стол. После песни дети возвращаются кто за стол, кто на лавки. Старшая дочь встает из-за стола, садится на лавку у печи,
несколько детей рассаживаются вокруг нее, кто на лавку, кто на пол рядом, кто на печь полез./
Дочь Настя:Нова радость стала,
Которой не бывало:
На дворе, под звездой ясной
Солнце засияло.
Хозяйка: Христос-Спаситель в полночь родился,
В вертепе тесном на свет появился.
Над вертепом звезда сияет,
Христос-Спаситель всем возвещает,
Что дева Мария сына родила,
В новых сенцах положила.
Хозяин: А из поднебесных туч
Три царя идут,
Иисусу Христу
Подарки несут.
/звучит светлая музыка. Пока артисты говорят, на сцене свет приглушается, за задником во время текста разыгрывается теневой театр: На «небе» ярко загорается звезда, дева Мария качает младенца на руках и укладывает его в колыбель. Дети тихонько поют «Рождество Христово, ангел прилетел»/
Хозяин:Был я в Вифлееме, видел чудеса,
Как Христос родился, мир весь претворился,
Ангелы запели, я хотел бежать,
Вдруг остановился чудо рассказать.
Чудо для потехи – а вам на орехи!
/дети смеются. Раздается стук в дверь. Заходят колядовщики с песней «Снежок сеем»/.
Колядовщики (вместе): Сеем, сеем, посеваем,
с Рождеством вас поздравляем!
1 колядовщик: Пришла коляда накануне Рожества!
Зароди, Боже, пшеницу на бычка и на телицу!
2-ой: Уж как наша коляда не велика, не мала,
Она в двери не влезает, нам в окошко кивает!
3-й: Мы ходили, мы искали коляду,
Мы нашли коляду у Иванова двора,
А Иванов-то дор, да он тыном горожен,
Да железным плетнем!
4-й: Коляда, коляда, отворяй ворота!
Вместе: Таусень, Маусень, дома ли хозяйка?
Хозяин: Иди, иди, марьюшка, выходи, барыня, моя!
К нам гости пришли, дорогие пришли.
Тебе гость – почет, а мне - честь воздает!
Хозяйка: Милости просим!
/колядовщики сыпят зерно, исполняют песню «Пришла коляда»/
1 колядовщик: У Ивана кудри по плечам лежат,
Словно жар горят!
2-й: Его женушка – красно солнышко!
3-й: Его детушки – часты звездочки!
4-й: Как и первая звезда – все Настасьюшка!
5-й: А вторая звезда – Николаюшка!
6-й: Остальных звезд – не счесть!
Хозяйка: Нате вам каши – золотые чаши!
/дети подают колядовщикам угощение/
Хозяин: Нате вам свежены – золотые чугуны!
Дочь Настя: Нате вам лепешки – золотые окошки!
/колядовщики поют песню «Ай, спасибо, хозяюшке, за мягкие пирожки»/
1 колядовщик: Айдате с нами колядовать!
Дети: Пошла коляда с конца в конец!
/Уходят вместе с колядовщиками за кулисы под песню «Снежок сеем». Звучит музыка Чайковского «Зимние грезы». На сцене остается старшая дочь Настя, убирает со стола в печь горшочки, уносит самовар. Достает из сундука зеркальце, садится на сундук, смотрится в зеркало и прихорашивается. На авансцене в кармане стоит парень, смотрит в окно на Настю/
Андрей: Чудная девка! Нет лучше девки и не было никогда, и не будет в селе. Парни за ней толпами гоняются… Нет, все-таки чудная. С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, да еще хвалит себя вслух!
Настя: Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уж равных им нет на свете? Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как я плавно выступаю. А какие ленты на голове!
/открывает сундук, кладет зеркало и достает сарафан, прикладывает к себе/
А сколько в сундуке моем нарядов, все это накупил мой отец, чтобы на мне женился лучший молодец на свете!
/Раздается стук в дверь. Заходит Андрей/
Настя:Зачем пришел? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою?
/берет, стоящий у печки, ухват и замахивается на парня/Вмиг пронюхали, что отца дома нет!
Андрей: Не сердись на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!
Настя: Кто же тебе запрещает? Говори, да гляди. Да только поскорее, скоро девчата придут, гадать будем. Вот и узнаю, кто мой суженый будет, кто платок мне на плечи накинет… Чтобы белый как снег, а по полям красные и желтые цветы раскиданы. Кто такой платок мне подарит, то, вот мое слово, выйду тот час за него замуж! Однако ж девчата не приходят… Давно уж гадать пора.
/смотрит в окошко/
Андрей: Так тебе весело с ними?
Настя: Да уж веселее, чем с тобой.
/слышится смех и разговоры/
Настя: А! Кто-то стукнул в окно! Верно девчата!
Андрей:/зрителям/Что мне больше ждать? Я ей столько же дорог, как перержавевшая подкова…
/повернулся, чтоб уйти, но вернулся/
Андрей:Ну, нет, все равно моей будешь!
Настя: Ни за что!
Андрей:А мы посмотрим!
/Андрей уходит, сталкивается с девушками/
Пелагея: Чтой-то у вас парни тут делают? Али девки гадать передумали?
Яна: Да к Насте нашей парень тут приходил /все смеются/
Пелагея: Ну, свечи зажигайте, занавески задергивайте, узнаем сейчас что вас ожидает.
/садятся за стол, зажигают свечи, кладут кольца в чашку. Свет приглушается на сцене. Поют подблюдные гадания «Сидит кошечка на печурочке»/
Пелагея:Кольцо мое, кольцо катись под самое крыльцо,
Расскажи, где суженый-ряженый живет.
С кем жизнь связать, с кем век вековать,
Да правда сбудется, аль забудется! /поют/
Пелагея:Подружки, чье кольцо?
Дарья: Мое кольцо.
Пелагея:Подруженька, да не будет у тебя в этом году суженого, придется тебе еще посидеть, да подождать.
Дарья: Ох, подружка, да мой суженый еще в люльке качается, еще перина не готова – перышки на курочке.
/девушки поют следующий куплет/
Пелагея:Подружки, чье кольцо?
Марийка:Мое кольцо.
Пелагея:Да будет у тебя, Марийка, жених богатый, как черт лохматый, не старый, а вдовец или брошенец.
Марийка:Ой, девочки, ночь не сплю. Как спать ложусь – Богу молюсь, а за вдовца идти боюсь.
Наташа П:Чем за вдовца идти, лучше в прорубь с головой.
Наташа Н:Зато богатый!
Пелагея:Был бы лад, и не нужен клад. А не будет ладу – не рада будешь и кладу.
/девушки поют следующий куплет/
Пелагея:Подружки, чье кольцо?
Настя: Мое кольцо.
Пелагея:Настенька, ты самая счастливая. У тебя есть молодец, который женится на тебе, девица!
Настя: Ох, неужели это сбудется во нонешнем году,
Золотой венец наденут на головушку мою!?
/Звучит величальная песня «Земляниченька», девушки заводят хоровод вокруг Насти. Пока девушки гадали, из печки вылезла голова черта, который наблюдал за ними, пока идут гадания. В конце величальной песни черт
спрыгивает с печки, врывается в хоровод, разбивает его, хватает Настю, начинает ее кружить. Звучит музыка Мусоргского «Ночь на Лысой горе». Девушки кричат, общий переполох. Настя вырывается, пытается убежать, черт бежит за ней, набрасывает ей на плечи платок./
Андрей: Сказал же, будешь моей!
/Снимает с себя ряженые одежды и перед девушками оказывается Андрей. За кулисами раздается смех, разговоры и стук в дверь. Девушки, еще не отошли от страха, хватают. Кто ухват, кто полено, кто горшок. Заходят ряженые, Андрей присоединяется к ним/
Вместе: Пришла коляда накануне Рождества,
Кто не даст пирога, мы корову за рога!
Влад: Здравствуйте, девицы,
Здравствуйте, красавицы
Гостей встречайте,
Чаем, шуткой угощайте!
Девушки: Рады гостям, как добрым вестям!
Настя: Проходите, не тушуйтесь,
Будем чаи гонять, хороводы водить, да в игры играть.
/из толпы ряженых выходит коза, парень играет на гармони, коза пляшет, падает/
Девушки: Серая коза, где же ты была?
Коза: В зеленом саду ягоды рвала.
Девушки: Чем тебя били, чем колотили?
Коза: Кнутами, прутами, все лозою.
1 ряженый:Ой, коза впала, сдохла, пропала,
Дайте козе сало, чтоб коза встала.
/козе подают, она встает/
2 ряженый:Эй, Петьк, скучно им!
3 ряженый:Что ж, тогда наподдадим,
Заиграй, гармонь , скорей,
Чтобы было веселей!
4 ряженый:Чтоб душою отдыхали,
А ногами заплясали!
5 ряженый:Не бывать тоске-печали,
Коль гармони заиграли!
/Пока говорят текст, гармонист или баянист играют наигрыши. Поют «Ой, дождь идет», страдания. Танцуют сибирские бытовые танцы «Во саду ли, в огороде», «Коробочка». После танцев Андрей накидывает Насте платок на плечи, она в него кутается, Андрей обнимает ее за плечи/
Настя: Шаль ты, шаль моя,
Шаль моя суконная,
Долго с миленьким гуляла,
Теперь буду законная!
/Поют плясовую песню «Возле садика»/
Марийка:Как у нашего широкого двора
Собирались красны девушки в кружок.
Они думали, какой игрой играть:
Сём-ка в жмурки, сём – в веревочку начнем.
Пелагея:Одна девка прослезилася в кругу:
Настя: Вы играйте, красны девушки, одни,
А мне,молодой, игра на ум не идет,
Мил – сердечный друг в уме моем живет,
Живучи во мне, сердечушко крушит.
Пелагея:Двое – ходят, двое – бродят, двое – обоймутся,
Поцелуются!
/поцелуйная игра «Подушечка»/
Настя: Куст сирени распустился,
Надо лентой перевить.
Я давно тебя любила,
Да не смела говорить.
Наташа П. (Насте):Задушевная подруга,
Начинай рязаночку,
По какому интересу
Ходим на гуляночку?
/девушки поют «Рязанские частушки», вместе танцуют «Польку с перебегом»/
Лена: Приезжали меня сватать с позолоченной дугой.
Пока пудрилась, румянилась, уехали к другой!
Марийка Андрею: Милый, счастье потеряешь –
Меня замуж не возьмешь
Я один денек поплачу –
Ты навеки пропадешь!
Андрей: Много звездочек на небе – полуночной звезды нет.
Много девушек на свете – да одной милее нет!
/обнимает Настю. Общая плясовая песня «Барыня». После пляски звучит музыка Чайковского «Зимние грезы», все герои замирают в мизансцене после пляски, как будто действие замирает. Между артистами на авансцену медленно проходит маленькая девочка, говорит текст. По залу со звездой движутся колядовщики, хозяин с хозяйкой, их дети. Они выстраиваются перед сценой. Артисты на сцене тоже выстраиваются в одну линию/
Лиза: Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село,
Все дороги, все тропинки
Белым снегом замело.
Ясный свет над ним струится
И звучат слова:
Вместе: Здравствуй праздник
Светлый, ясный,
Величавый и прекрасный –
Праздник Рождества!
/музыка звучит громче. Общий поклон/.
Список использованной литературы, музыкальных произведений.
1. Гоголь, Н. Вечера на хуторе близ Диканьки, часть вторая – Ночь перед Рождеством, Изд-во Карелия, 1985.
2. Колокольный звон – Благовест.
3. Крайнев В. Календарные песни. – Кузбассиздат, Кемерово, 1994.
4. Народные песни Кемеровской области, выпуск 1. Методическое пособие для руководителей фольклорных коллективов. – Кузбассиздат, Кемерово, 1993.
5. Народные песни Кемеровской области, выпуск 1. Методическое пособие для руководителей фольклорных коллективов. – Кузбассиздат, Кемерово, 1993.
6. Песенные узоры. Выпуск 4. / Сост. П. Сорокин: Русские народные песни и игры для детей школьного возраста: Для пения (соло, хор) без сопровождения и в сопровождении народных музыкальных инструментов – М.: Музыка, 1990.
7. Пришла коляда накануне Рождества. Антология Енисейского фольклора, сост. Новоселова Н.А. – Красноярское книжное издательство, 1995.
8. Сборник рождественских рассказов, стихов и песнопений Свет Христова Рождества/редактор Коротенко Л. – М.: Издательство Отчий дом, 2003;
9. Хорошие песни в добрые руки. Выпуск №1. Народные песни Доволенского, Маслянинского, Северного, Кочковского районов Новосибирской области, записанные в фольклорных экспедициях 1985-2005 гг. / запись, нотация и составление О.Гуриной, А.Гуриной. – Новосибирск, 2011.
10. Хорошие песни в добрые руки. Выпуск №2. Народные песни Чановского, Венгерского, Сузунского, Купинского, Баганского районов Новосибирской области, записанные в фольклорных экспедициях 1985-2005 гг. / запись, нотация и составление О.Гуриной, А.Гуриной. – Новосибирск, 2011.
11. Чайковский, П.И. Симфония № 1 соль минор, соч. 13 Зимние грёзы;
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий зимнего развлечения в средней группе
Сценарий в подготовительной группе на тему: Коляда
Сказка о чуде на Святках
Занятие по ритмике для детей 9-10 лет: Кадриль для детей
Похожие статьи:
Святочные гадания
Святочные вечера. Сценарий рождественского праздника для ДОУ
Святки, колядки в младшей группе детского сада
Рождественские посиделки. Сценарий для школьников 5 – 7 класса
Святочные праздники на Руси