Тема урока: «Однородные члены предложения»
Описание работы: конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса общеобразовательных школ. Данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Тип урока: обобщение знаний и закрепление пройденного материала. Урок направлен на систематизацию знаний учащихся об однородных членах предложения. Развивает память, внимание, речь. У учеников формируются навыки совместной деятельности.
Цели:
- систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения;
- закрепить навык употребления знаков препинания при однородных членах предложения;
- развивать речь учащихся путём конструирования предложений с однородными членами.
УУД
Познавательные:
- выполнение действий по данному алгоритму;
установление соответствия между терминами и символами
Коммуникативные:
- умение устанавливать рабочие отношения;
- эффективно сотрудничать в парах.
Развивающие:
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.
Личностные:
- развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Ход урока
1. Орг. момент.
Чтоб хорошим и полезным оказался наш урок,
Будем мы работать дружно
И сидеть прилично нужно.
На уроке не зевать,
Руку во время поднять.
На уроке не шуметь,
На учителя глядеть.
Мы тетради открываем,
Что писать в них точно знаем.
Уч-ся записывают число, Классная работа.
2. Чистописание.
- Ребята, отгадайте загадку
Листья золотом стелила,
Краски травам подарила.
Лес наполнила грибами.
Полон огород плодами.
Бабье лето полетело.
Груши, яблоки созрели.
Рады все, кого не спросишь.
Ведь пришла к нам в гости – ОСЕНЬ!
Запишите слово осень на строке
- Сегодня мы отправимся с вами гулять по осеннему лесу.
3. Словарная работа.
Какие месяцы в году
Идут в осеннюю пору?
Кто назовёт их по порядку,
Тот и найдёт отгадку ( Сентябрь, октябрь. Ноябрь).
– Запишите словарные слова.
С..нтябрь, ..ктябрь, н..ябрь.
- Составьте предложение с этими словами , используя обобщающее слово.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.
- В чём особенность этого предложения ( В этом предложении есть однородные члены).
- Докажите правильность своего ответа.
( Названия месяцев отвечают на один и тот же вопрос что? и относятся к слову месяцы.
- Сформулируйте тему урока. ( « Однородные члены предложения»)
- Найдите в загадке однородные члены предложения (груши, яблоки созрели).
4. Сообщение темы и целей урока.
Цели урока: ( опорные слова на доске).
1. Вспомнить … … о,о,о ( вспомнить что такое однородные члены предложения) .
2. Повторить правило о … … … при о, о, о (повторить правило о расстановке знаков препинания при однородных членах) .
3. Упражнять в умении находить о,о,о и составлять предложения ( развивать умение находить однородные члены в предложении).
5 Систематизация знаний.
- Сегодня на уроке вы сможете самостоятельно оценить свои знания по этой теме. А поможет вам в этом карта самоконтроля. После выполнения заданий, вы сами будете ставить себе оценки.
Опора на доске :
Красный кружок – отлично.
Зелёный кружок - хорошо.
Синий кружок – надо повторить правило.
На партах у детей карта самоконтроля
Карта самоконтроля по теме « Однородные члены предложения»(таблица)
Правило
Знаки препинания при однородных членах:
- правило
- применение правила на письме
Нахождение однородных в предложении
Составление предложений с однородными членами
- Такие члены предложения называются однородными ( устные ответы).
- На интерактивной доске даны варианты предложений , нужно найти и прочитать предложения с однородными членами.
а) Осенью грустный вид у природы.
Б) Осень пахнет яблоками и рябиной. ( Что? Осень . Осень что делает? пахнет. Пахнет чем? яблоками, рябиной.
В) В середине осени сбрасывают свои наряды берёзы, клёны, осины.
Запишите предложения в тетради, подчеркните однородные члены.
- Оцените свои знания, закрасьте первый кружок в карте самоконтроля.
- Как связаны между собой однородные члены предложения?
( Однородные члены предложения связаны между собой интонацией перечисления или союзами и, а, но
- Заполните таблицу « Знаки препинания при однородных членах»
( Дети работают в парах, вставляя пропущенные слова).
Таблица знаков препинания
Ставится Не ставится
Если однородные члены соединены союзом …, или .. .
Если между однородными членами … … … … .
Если однородные члены соединены повторяющимся союзом … .
Если однородные члены соединены не повторяющимся союзом … .
- Оцените свои знания и закрасьте второй кружок на карте самоконтроля.
- Осенью облака плывут низко над землёй, они становятся серыми. Вот и у нас, кажется начался дождь.
6.Физ минутка
Учащиеся под звуки дождя показывают различные движения (раскрывают зонты. прячутся под зонт, прыгают по лужам, собирают грибы).
- Но дождь пошёл непростой, он состоит из слов и знаков препинания.
. .
, , . ,
- Составьте предложения , запишите в тетрадь по вариантам..
( комментированное письмо у доски, схема предложения
1 вариант ( Осенью, дождём, парки, поля, покрыты, и , серебра, из)
2 вариант ( Полил, перестал, быстро, дождь, сильный, но).
- Закрасьте третий кружок на карте самоконтроля.
- Какие члены предложения могут быть однородными? ( тест).
А) Главные и второстепенные члены предложения.
б) Только главные члены предложения.
В) Только второстепенные члены предложения.
К тесту прикреплён лист с заданиями:
1. Найдите из данных предложений то, в котором однородные члены выражены сказуемыми;
2. подлежащими;
3. второстепенными членами предложения.
Наступила осень: дождливая, холодная, с утренними туманами. Опустели поля и луга. В воздухе летают ,кружатся и плавно ложатся на землю разноцветные листья . Груды золота лежат под ногами . Собрались и отправились в длительный перелёт косяки журавлей, гусей, уток.
- Запишите предложения в тетрадь.
- Закрасьте четвёртый кружок в карте.
7. Итог
- Выразите своё отношение к уроку , составив предложения с О, О, О ( было интересно или скучно, что больше всего понравилось).
Н-р,
На уроке мы описывали листья осины, берёзы.
Мне очень понравилось задание – дождь из слов и знаков препинания.
На уроке было интересно и познавательно.
- Закрасьте пятый кружок на карте самоконтроля.
( Подводится итог по картам самоконтроля : если больше красных и жёлтых кружков – цели и задачи урока выполнены).
- Я вас благодарю за урок и дарю вам картинку с изображением тучки, солнышка и радуги.
Пусть для вас всегда светит солнышко и сияет радуга!
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Конспект урока русского языка в 4 классе. Числительное
Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите
Конспект урока русского языка в 4 классе
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения
Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе
Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»
Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс