Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»
Описание. Предлагаю вам конспект урока русского языка в 4 классе «правописание безударных падежных окончаний имён существительных» данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Цель: закрепление и обобщение знаний о склонении имён существительных, отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, совершенствование умения определять склонение и падеж существительного, развитие орфографической зоркости, создание условий для воспитания трудолюбия, усидчивости
Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой
Оборудование: методические пособия к учебнику русского языка 4 класс, учебник, рабочая тетрадь, карточки, интерактивная доска, интерактивный диск, ноутбуки для работы учащихся, тесты.
Ход урока
1. Организационный момент.
- К какому уроку приготовились?
2. Эмоциональный настрой.
- Ребята, что вы ждёте от урока? (Узнать что-то новое, интересное)
- А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.
3.Постановка задач урока.
- Посмотрите на экран. О чём будем говорить на сегодняшнем уроке?
(Ответы детей: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.)
-Это первый урок по данной теме? (нет)
- Каковы будут задачи урока? (выслушиваю детей)
- Давайте сравним их с задачами на слайде.
4. Проверка домашнего задания
- Откройте тетради, проверим домашнее задание.
- Что было задано на дом? (на с. 26 учебника, упражнение№4)
-Какое было задание?
(Поставить существительное в указанном падеже. Составить и записать с каждым из них словосочетание или предложение)
Слова написаны на доске: сабля (П.п.), осина (Д.п.), кормушка (Р.п.), нежность (П.п.), полночь (Д.п.), дочь (Р.п.), озеро (П.п.), блеск (П.п.), предмет (П.п.)
(Фронтальная проверка выполнения правильности домашнего упражнения)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
5. Минутка чистописания
1) –Послушайте загадку. О каком зимнем месяце говорится?
Последний зимний месяц, жаль,
Короткий самый он…
(Февраль)
- Что характерно для февраля? (Мороз, снег, холод)
- Как вы можете объяснить слово «Февраль»?
- Давайте посмотрим толкование в словаре Ожегова.
2) Работа с толковым словарём
- Найдите в словаре Даля, что значит слово «февраль»
(Чтение учащимися толкования из словаря Даля слова «февраль» )
- Последний месяц зимы - «сечень». Такое название он получил в глубокой древности, т.к. отсекал год – был последним в семье зимних месяцев. Есть, правда, и другое предположение: именно этот период года раньше считали наиболее удобным для рубки леса, чтобы получить хорошую древесину. И ещё: в этот месяц удобнее всего обрезать ветки в саду, потому что в деревьях меньше всего сока.
Ещё февраль называли «межень» - межа между зимой и весной.
Из-за частых, продувающих насквозь метелей и вьюг величали в Древней Руси его «ветродуем», «лютнем».
Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - «бокогрей», потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.
День ото дня становится светлее, почти на 2 часа становится в феврале длиннее день.
- Какое величайшее событие произойдёт в этом году в феврале?
7 февраля 2014 года – открытие зимних Олимпийских игр в г. Сочи.
- Февраль- слово словарное. Посмотрите в орфографическом словаре, какую безударную гласную мы должны запомнить?
Запись в тетрадях и на доске: февраль
- Придумайте однокоренное слово к слову: февраль.
- Запишите однокоренное слово: февральский. Выделите корень.
- Составьте словосочетание со словом: февральский.
- Запишите. (Февральские метели)
В феврале два друга- мороз да вьюга.
- Как вы понимаете пословицу?
- Запишите, подчеркните орфограммы.
6. Словарная работа. (Работа по карточкам. Взаимопроверка)
Задание: вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную.
1 вариант.
Д ...серт, ...лмаз, к…пыто, к…рн...вал, г…зета, к...рабль
2 вариант.
К…питан, л…ловый, к…пытце, вдв…ём, тр…диция, п…беда
- Обменяйтесь карточками и проверьте друг у друга.
- Давайте проверим. У вас на партах лежат «числовые» вееры. Кто выполнил задание без ошибок - покажет ноль. Кто допустил 1 ошибку- единицу. Две ошибки - цифру 2 и т.д.
ФИЗМИНУТКА
7. Актуализация знаний
1). Повторное объявление темы и цели урока
2). Повторение алгоритма определения безударных падежных окончаний
- Как проверить безударные падежные окончания?
(Ответы детей: Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
1. По опорным словам:
1 склонение – стена
2 склонение – окно
3 склонение – печь
2. По таблице окончаний.)
Итак, вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к работе.
Часть ребят класса у нас будут работать на ноутбуках. (Учитель называет детей, которые работают на ноутбуках) Проверим навыки знаний определения склонения им. сущ. Найдите на рабочем столе документ «Тест 4 класс» Читайте задание и выполняйте.
А со всеми остальными поработаем на интерактивной доске.
(Работа на интерактивной доске)
ФИЗМИНУТКА
2) Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения №4, с.27
Два учащихся работают у доски. Проверка.
1 вариант. Тетрадь без обложк…, рисунок на ткан…, выросли в теплиц…, букет черёмух…, ходит без обув…
2 вариант. Раздал по горстк…, фильм о лебед…, шов на плать…, забота о брат…, подарок для матер…, по законам чест… и совест…
(Выборочно беру тетради на проверку)
8. Итог урока
1. Работа по группам.
(Класс делится на группы. Каждой группе предлагаются вопросы теста.)
Задание: Ответьте на вопросы. Выберите одно верное утверждение. Покажите буквой правильный ответ. За каждый правильный ответ группа получает 1 балл. В завершении теста - баллы суммируются. Подводится итог.
Вопросы теста:
1. а) Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
б) Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые.
2. Укажи существительное второго склонения:
а) в колыбели
б) в кровати
в) в парке
г) в траве
3. а) Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
б) Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
4. К какому из падежей не подходят вопросы?
а) И.п. — кто? что?
б) Р.п. — кого? чего?
в) Д.п. — кому? чему?
г) Т.п. — о ком? о чем?
5.Укажите, в каких словах пишется окончание — Е:
а) на столик…
б) около сторожк…
в) ветка ел…
г) на сирен…
9. Рефлексия
- Какова была цель нашего урока?
- Что знал ранее?
- Что знаю теперь?
- Что запомнилось на уроке?
У вас на партах лежат кружочки разного цвета. Оцени свою работу на уроке:
Зелёный кружок - работал отлично. Могу помочь товарищу.
Синий кружок - работал хорошо, всё понимаю.
Жёлтый - работал хорошо, иногда нуждаюсь в помощи
Красный - было интересно работать, прощу помощи
3). Выставление оценок за урок
10. Дом. задание: повторить правило на с. 17 учебника, подготовиться к проверочной работе «Правописание безударных окончаний им. сущ», ответить на вопросы в учебнике, с. 26-27
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Конспект урока русского языка в 4 классе. Числительное
Конспект урока русского языка в 4 классе
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: Правописание безударных личных окончаний глагола
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения
Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе
Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»
Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс