Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока кубановедения, 3 класс

Урок кубановедения, 3 класс. Тема урока: «70 лет освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков»
Описание. Данный урок предназначен для учителей начальной школы. конспект урока на тему «70 лет освобождения кубани от немецко-фашистских захватчиков».
Цель развитие чувства патриотизма и любви к своей «малой родине» у младших школьников
Тип урока: вводный.
Цели урока:
1. Привитие любви к малой Родине, сопричастности к истории Краснодарского края.
2. Воспитание гражданской позиции и патриотизма, чувства гордости за героев своей страны, своего края.
3. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса.
4. Развитие познавательной активности.
Оборудование: мультимедио, цифровые карточки 1, 2, 3,  карточки с тестом, карточки с текстом для каждого учащегося «Ласточки» над фронтом» или учебник по кубановедению
Ход урока
1. Вступление
Степное раздолье - родная земля!
Всего ты дороже и краше!
Зелёной листвою шумят тополя
О славе и мужестве нашем.    (В. Подкопаев)
2. Сообщение темы и цели урока
- Как вы думаете,  о чём будем говорить на сегодняшнем уроке?
3. Объяснение темы
  Ученик:
Кубань - еще твоя не расплескалась чаша.
Еще богатств не тронули враги.
Фашист уже направился сжигать станицы наши -
Твои поля топтали сапоги!
Звучит музыка Александра Васильевича АЛЕКСАНДРОВА (1883-1946) «Священная война»

Учитель говорит слова на фоне музыки:
22 июня 1941 года в 4 часа утра, в воскресенье, на советские города и сёла обрушились немецкие бомбы и снаряды. В суровые годы войны весь народ встал на защиту своей Родины. Рядом, плечом к плечу, сражались бойцы разных национальностей: русский и грузин, таджик и украинец.  

Война не обошла стороной и нашу с вами малую родину – Кубань. Много славных страниц вписали кубанцы в историю Великой Отечественной войны.
- Сегодня мы совершим путешествие по историческим страницам нашей малой родины – Кубани.
Страница 1. Историческая  «Краснодар в годы войны»
1. В августе 1942 года был захвачен город Краснодар. Фашисты установили жестокий режим, наказывали за малейшую провинность, заставляли работать на новых хозяев, на Германию.  
6-9 августа сюда была прислана «зондеркоманда СС» занимавшаяся уничтожением людей в «душегубках».
- Что вы знаете об этих событиях?
Ответ:  Это 6-7-тонные крытые грузовики с дизельными двигателями, оббитые внутри железом и снабженные в задней части кузова двустворчатой герметически закрывающейся дверью. На полу имелась решетка. Через нее по специальной трубе в кузов поступали отработанные газы, содержащие окись углерода высокой концентрации. Запертые в машине люди задыхались и умирали в мучениях.
Учитель:Такие страшные картины прошлого есть в нашей истории.На Кубань пришли страшные дни оккупации и террора.  В  планы врага входило захватить не только Кубань, но и весь  Кавказ.              
- Ребята, как вы думаете, почему?
Ответ: Кубань - житница всей нашей страны, у нас много полезных ископаемых, богатый природный ресурс, уникальное место – два моря, а фашистам нужна была нефть, продовольствие, в котором нуждалась Германия, затем установить связь с турецкой армией.
  Учитель: Все кто мог держать оружие в руках, вставали против врага.  В крае было создано 86 партизанских отрядов.
- Ребята, а вы знаете,  кто такие партизаны?
Ответ: Партизан – член народного вооружённого отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.
Учитель:  Наиболее известен в крае партизанский отряд под командованием Петра  Карловича  Игнатова.  Его сыновья – Евгений и Геннадий, совсем молодые ребята, - погибли при диверсии на железной дороге. В этой диверсии погибли сразу 500 немецких захватчиков.  В марте 1943 года им были присвоены звания героев Советского Союза, так называлась наша страна тогда. В их честь названы улицы, библиотеки в г. Краснодаре.
Все  мирные  жители: старики, женщины и дети работали в тылу на заводах, делали снаряды, мины, автоматы для советской армии.
12 февраля 1943 года был освобождён город Краснодар.  За это время были замучены и убиты 61 тыс. кубанцев, около 32 тыс. юношей и девушек угнаны на каторжные работы в Германию.
2. «Новороссийск – город  - герой»

Подвиг Новороссийска в годы Великой Отечественной войны известен всей стране.Этот памятник-ансамбль героям-малоземельцам воздвигнут на месте высадки морского десанта. Именно сюда холодной зимой 1943 года высадился морской десант под командованием майора Цезаря Куникова.
225 дней шли кровопролитные бои на этом маленьком клочке земли.
(Памятник-ансамбль героям малоземельцам.)

У самого въезда в «Долину смерти» выросло «железное дерево». Это самый необычный из всех памятников на земле. По форме памятник напоминает взрыв. Он сооружён из кусков снарядов, мин, бомб. И весу в нём 1250 килограммов. Именно столько смертоносного груза приходилось на каждого малоземельца.
(Памятник «Взрыв».)

Этот памятник – символ немеркнущей славы героев-защитников, памятник-светильник. Воздвигнут на площади Героев в честь освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков.
(Памятник «Вечный огонь)

Много памятников в Новороссийске. Они – постоянное напоминание жителям и гостям города о священном долге перед Родиной.
Через 30 лет после окончания войны городу Новороссийску было присвоено звание город-герой.
Ученик: Читает отрывок из стихотворения В. Бакалдина «Здравствуй, город!»      Знаменит он ратной славой,
гордой славой боевой.
Всем народом,
всей державой
город признан
как герой!

3. Страница «Слава героям - апшеронцам!»
Свои кровавые следы война оставила и в нашем городе (тогда ст. Апшеронской). 12 августа 1942 г. немцы вошли в ст. Апшеронскую. В концлагерь, лазарет, тюрьму, вот во что превратили немцы наш город.

За станицей Нефтяной находился  лагерь военнопленных. В нём  было около 1 тысячи человек, ежедневно умирало от голода до 10 и более граждан.
В ст. Апшеронской в конюшнях конного парка располагался  концлагерь с 5 тысячами военно¬пленных.

Несмотря на угрозы немецкого командования со стороны Апшеронского населения тайком оказывалась помощь продуктами питания.
В здании РДК г. Апшеронска был немецкий госпиталь.
В районе было создано пять партизанских отрядов.

Особенно отличился партизанский отряд им. Гастелло. Партизанами был дважды взорван мост через реку Сухая Балка. Это помешало выйти немецким войскам к пос. Красная Поляна для взятия г.Сочи.
Именами героев названы улицы города.
- Какие улицы города носят имена героев?

В горы Кавказа враг направил 26 отборных горно-егерских, пехотных, моторизованных и танковых дивизий.под кодовым названием «Эдельвейс» На головных уборах солдат имелись отличительные знаки в виде цветка Эдельвейс. Основной их целью был захват нефти в районах городов Майкоп, Грозный и Баку.

Из рядов немецко-фашистского войска были отобраны люди, которые имели опыт ведения боя в горах. Велись ожесточённые бои за взятие горы Оплепен (Облепленная снегом) Апшеронского района.  Её высота 1010 м  
Враг, владея горами Оплепен и Утюг, населенными пунктами Котловина и Кушинка, держал бы под контролем всю долину реки Пшехи и мог скрытно накапливать силы для удара на Лазаревском направлении.
Сейчас на этом месте находится обелиск, в честь памяти погибших.
27 января 1943 года ст. Апшеронскую освободили.

Цифры войны неутешительны:  
В районе было замучено, расстреляно и повешено более 300 человек.
Немцы разрушили железную дорогу, школы, больницы, клубы, библиотеки и жилые дома.
ФИЗМИНУТКА  
4.Страничка «ГЕРОИЧЕСКАЯ»
Весной 1943 г. в небе Кубани происходила одна из самых крупных воздушных битв, в которой участвовало более 2 тыс. самолетов. Гитлеровцы потеряли 1100 самолетов. 52 советских летчика были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них А. И. Покрышкин, в прошлом воспитанник Краснодарского аэроклуба. В небе Кубани он сбил 20 самолетов врага. Появление Покрышкина, наводившее ужас на  гитлеровских  летчиков,  всегда  сопровождалось криком наблюдателей в эфире:  «Внимание! Внимание! Ас Покрышкин в воздухе!»

Наравне с мужчинами в борьбу с захватчиками вступали кубанские женщины. Удивительная история 46-го Таманского авиаполка, в котором служили только девушки добровольцы. Этот полк находился в Тамани.
Работа с текстом «Ласточки» над фронтом».
1. Самостоятельное чтение текста (у каждого ученика карточка с текстом или учебник):
2. Анализ текста по вопросам.
«Ласточки» над фронтом.
Это была удивительная воинская часть: в ней служили только девушки-добровольцы. Лётчицы умело управляли небольшими самолётами и точно сбрасывали бомбы на вражеские дороги, переправы, эшелоны.

Боевые вылеты совершали ночью: это был полк ночных бомбардировщиков. От заката до рассвета вновь и вновь поднимались в чёрное небо под лучами вражеских прожекторов легкокрылые самолёты, неся грозный бомбовый груз. Каждая из девушек выполняла за одну ночь по 8 – 10  вылетов. Фашисты боялись и ненавидели лётчиц, прозвали их «ночными ведьмами». А наши бойцы называли девчат «сестрёнками» и «ласточками».
С февраля 1943 года лётчицы из женского авиаполка сражались с врагом в небе Кубани. Более пяти тысяч боевых вылетов совершил полк при освобождении нашего края.

Вопросы по содержанию:
- О ком вы прочитали?
- Как называли девушек-лётчиц наши бойцы?
- А как их называли фашисты? Почему?
  Почти в каждой кубанской семье есть герои ВОВ.
-Ребята, расскажите о своих родственниках-героях, воевавших в ВОВ.
(Рассказы детей о своих родственниках – героях ВОВ).
Фильм  
Заключение  
1. Выделить правильный ответ.  

а) Какие события обозначают даты 1941-1945гг?
1. Гражданская война
2. Великая Отечественная война
3. Афганская война
б) Сколько времени длились военные действия на Кубани?  
1. один год
2. два года
3. три года
       в) Как называли фашисты девушек-лётчиц, которые ночью сбрасывали    бомбы на вражеские дороги, переправы, эшелоны?
1. ночные колдуньи
2. ночные бомбардировщики
3. ночные ведьмы
            г) Сколько дней шли кровопролитные бои на Малой Земле?          
                     1.   255  дней
           2.   235  дней
           3.   225 дней        

Проверка с использованием   цифровых карточек     1,   2,   3      

За годы войны было совершено много подвигов солдатами, мирными жителями. В каждом городе, селе, на хуторе проходили военные боевые действия.
-   Давайте почтим минутой молчания всех павших в годы ВОВ.
(Минута молчания)Звучит стук маятника
Презентация «Поклонимся великим тем годам…»  
4 года страшной войны не прошли бесследно.  В каждом городе, хуторе есть памятник воину освободителю. И у всех своя история.
Апшеронцы, как и весь советский народ внесли свой вклад в разгром немецких войск.
В ряды Красной армии были призваны 16320 апшеронцев. 13209 человек не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, из них 7764 – пропали без вести.

Чтение учителем или учащимися  стихотворений о войне

- Что вы узнали нового на уроке? Что запомнилось?
Домашнее задание: повторить тему «Кубань в годы Великой Отечественной войны» по учебнику кубановедения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по познанию мира в 3 классе Конспект интегрированного урока рисования и ручного труда для 3 класса специальной (коррекционной) ш Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России». Экологическая безопасность Конспект урока письма для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида

Похожие статьи:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы

Конспект интегрированного урока в 3 классе по познанию мира, русскому языку и математике

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»
Опубликовано: 3911 день назад (11 марта 2014)
Просмотров: 7172
+1
Голосов: 1
Анастасия Геннадьевна Давыдова # 25 марта 2014 в 20:22 0
Галина Ильинична,интересный конспект урока, я узнала,много полезного и интересного.
Галина Ильинична Погиба # 26 марта 2014 в 20:09 0
Спасибо
Чернова Марина # 2 мая 2015 в 02:16 0
Урок очень интересный,актуальный урок, много информации, используется музыка, работа с текстом, в конце урока - через вопросы -закрепление материала, спасибо за конспект.