Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект открытого урока по познанию мира в 3 классе

Показательный урок по познанию мира "Охрана животного мира"
Описание материала: предлагаю Вам  конспект показательного урока по познанию мира в 3 классе по теме «Охрана животного мира». Данный материал будет полезен учителям начальных классов при изучении данной темы, так как здесь подробно рассказывается о Красной книге, для чего она нужна, рассказывается о заповедниках Казахстана. Каждый этап урока содержит познавательную информации, дети самостоятельно делают выводы, решают экологические проблемы, разгадывают кроссворды.
Охрана животного мира.
Цели:
- знать животных, которые занесены в Красную книгу, роль животных в жизни человека, экологические правила, которые должны выполнять люди, заповедники Казахстана;
- уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы, работать в парах и самостоятельно, делать выводы;
- развивать навыки работы с источниками информации, устную связную речь, внимание, мышление, память, познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности; продолжать воспитывать уважение к друг другу, бережное отношение к окружающему миру, позитивное отношение к учёбе, интерес к уроку, самостоятельность  в получении знаний.
План  урока.
I. Мотивационно – целевой этап:
1. Организационный момент.
2. Жужжащее чтение.
3. Актуализация знаний
- опрос домашнего задания.
4. Эпиграф.
5. Тема и цели урока.
II. Познавательно – закрепляющий этап:
1. Погружение в тему.
2. Сообщения учеников о животных.
3. Физическая минутка для глаз.
4. Просмотр видеофрагмента.
5. Физическая минутка.
6. Экологические правила.
7. Кроссворд «Заповедник»
8. Беседа о заповедниках.
9. Кроссворд «Береги».
10. Работа по карточкам.
III. Рефлексивно – оценочный  этап:
1. Рефлексия.
2. Домашнее задание.
3. Выставление оценок.

Ход урока.
I. Мотивационно – целевой этап:

1. Организационный момент.
2. Жужжащее чтение.
3. Актуализация знаний
- опрос домашнего задания.
4. Эпиграф.
Звери, рыбы, пауки и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
5. Тема и цели урока.

II. Познавательно – закрепляющий этап:
1. Погружение в тему.
Ребята, посмотрите на плакат «Как прекрасен этот мир!». Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях. Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколько щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению животного и растительного мира. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Это служба спасения составила мировой  список, в который входили животные и растения находившиеся на грани исчезновения и редкие виды. Ученые решили назвать этот список Красной книгой.

- Для чего нужна Красная книга?
  (Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять).

-  Как вы думаете, почему её назвали именно Красной?
(Красный цвет означает внимание, он как будто призывает:   Стоп! Не убивайте животных, не губите растения!

- какие  причины исчезновения  животных известны вам? (Животные играют огромную роль в природе. Но люди порой жестоко истребляют их ради меха или мяса, а иногда ради развлечения. На диких животных влияет хозяйственная деятельность человека. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес и река- дом. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие стали редкими).

2. Сообщения учеников о животных.
Сейчас мы послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране. Слушайте внимательно, по этим  сообщениям нам предстоит выполнить задание.
Пожалуйста, ребята, выходите к доске. И расскажите нам интересные факты о животных, информацию о которых вы должны были подготовить.
(Заранее подготовленные ученики рассказывают о лебеде, тигре, белом медведе, фламинго, журавле, соболе).
Спасибо большое, ребята. Очень  красивые фотографии вы подготовили и очень интересная информация об этих животных.  (Оценивание).
Мы с вами знает, что все животные делятся на 6 основных классов. Давайте вспомним их: насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные.

3. Физическая минутка для глаз.
Ребята, вы уже немного устали, давайте отдохнем и проведем небольшую разминку для глаз.
Посмотри – ка на ребят,
Теперь на небо, там птички летят.
Внизу по траве жук ползет.
А слева деревце растет.
Направо – алые цветы.
Закрыв глаза, понюхай ты.
Над ними бабочка кружит
С ней рядом шмель большой жужжит.

4. Просмотр видеофрагмента.
А сейчас, мы с вами посмотрим небольшой видеофрагмент о некоторых животных Красной  книги Казахстана.

5. Физическая минутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули и кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к на птицы летят.
Как они тихо садятся покажем
Крылья сложили назад.

6. Экологические правила.
Ребята, посмотрите, у меня в руках конверты, в них лежат жалобы на людей. Давайте прочитаем их и попробуем догадаться от кого они.
Жалоба 1
Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им  мой не нравится, и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба.
- Кто это? (Сова)
Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова за лето уничтожает до 1000 мышей, которые способны уничтожить целую тонну зерна.
Жалоба 2
Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом — многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.
Это жаба. Одна жаба охраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принесите жабу — они исчезнут.
Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам  животные: белка, еж, синица, дятел, лягушка, жаба и др. Их жизнь часто зависит от нашего поведения по отношению к природе.
У вас на столах лежат листочки с экологическими правилами. Давайте ознакомимся с ними.
Экологические  правила:
1) Не разоряйте птичьи гнезда!
2) Не подходите близко к гнездам птиц!
3) Если у вас есть собака, не пускайте ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета! Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
4) Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов и детенышей зверей! В лесу о них позаботятся взрослые животные.
5) Подкармливайте птиц зимой, а весной с помощью взрослых делайте для них домики!
6) Не обрывайте паутину и не убивайте пауков!
7) Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей и других насекомых!
8) Не разоряйте гнезда шмелей!
9) Не разоряйте муравейники!
10) Берегите лягушек, жаб и их головастиков!

7. Кроссворд «Заповедник»
Сейчас нам предстоит разгадать кроссворд  и узнать, каким образам еще защищают и охраняют животных.
Вопросы:1)  Самое холодное время года?  (Зима)
2) Первое животное, которое стали считать домашним?  (Собака)
3) Как называют животных, которые являются вредителями для организма человека и животного?  (Паразиты)
4) Какое домашнее животное обеспечивает нас молоком?   (Корова)
5) Какие черви роют норы в земле, тем самым рыхлят почву?  (Дождевые)
6) Кто делает большие запасы орехов, ягод, семян?  (Белка)
7) Животные бывают домашние и ….?  (Дикие)
8) Как прозвали животных, которые очищают природу?   (Санитары)
9) Как называют паразитов, которые могут прятаться за волоском на руке или ноге?  (Клещи)
10. Какого цвета книга, куда занесены редкие животные и растения?   (Красная)

Какое слово у нас получилось в выделенном столбце? (Заповедник).
Знаете ли вы, что такое заповедники?
Заповедники – это уголки дикой природы, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь запрещена охота, рыбная ловля, вырубка лесов. В заповедниках оберегаются и охраняются редкие растения и животные.
Как вы думаете, есть ли заповедники на территории РК? (Конечно на территории РК существует 10 заповедников) .
8. Беседа о заповедниках.
Давайте узнаем, какие заповедники есть в нашей республике и какие животные там обитают.  У вас на партах лежат листочки, со списком всех заповедников РК.
1) Аксу – Жабаглинский государственный природный заповедник – Южно-Казахстанская область ( грифа, беркут, улар и др.).
2) Алматинский  государственный природный заповедник – Алматинская область (тянь – шанский  бурый медведь, снежный барс, тетерев, фазан и др.).  
3) Наурзумский государственный природный заповедник – Костанайская область (Косули, лебеди, орлы и др.).
4) Барсакельмесский  государственный природный заповедник - Кызылординская область (кулан, лиса, волк, джейран и др.).
5) Коргалжинский государственный природный заповедник  - Акмолинская и Карагандинская области (розовый фламинго,  пеликаны, дикий кабан и др.)
6) Маркакольский государственный природный заповедник  - Восточно – Казахстанская область (маралы, рысь и др.).
7) Устюртский государственный природный заповедник – Мангистауская область (гепард, длинноногий ёж, сайгак, джейран и др.).
8) Западно – Алтайский государственный природный заповедник  – Восточно – Казахстанская область (медведь, соболь, рысь, бурундук и др.).
9) Алакольский государственный природный заповедник – Алматинская и Восточно – Казахстанская облости (кудрявые и розовые пеликаны, косуля, лисица, волк и др.).
10) Каратауский государственный природный заповедник – Южно – Казахстанская область (Каратауский архар, белый аист, филин и др.).

Итак, сколько же заповедников на территории РК?

9. Кроссворд «Береги»
Сегодня проводится большая работа по сохранению редких и исчезающих животных, и мы с вами в этом убедились.
Мы  много говорили о животных, давайте разгадаем кроссворд и узнаем, что же мы должны делать с животными и растениями во всем мире. В разгадывании кроссворда нам помогут сообщения, которые нам читали ребята.
Вопросы:
1. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тыс.голов.(Соболь)
2. Владыка Арктики.(Белый медведь)
3. В 2-3-летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.(Журавль)
4. Эта большая белая птица служит символом красот, любви, чистотны и нежности.(Лебедь)
5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слаблсти и трусости.(Тигр)
6. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
(Фламинго)
Прочитайте слово, которое у нас получилось в выделенном  столбце. БЕРЕГИ! Берегите природу:  животных, растения, воздух, воду, почву!

10. Работа по карточкам.
Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельное задание. Каждый из вас получит карточку с заданием, которое вы должны выполнить. Задания для вас будут очень легкими, так как вы уже очень многое знаете о животных. Время на работу 3 минуты.
(Проверка выполнения задания).

III. Рефлексивно – оценочный  этап:

1. Рефлексия
           Разговор об охране животных хотелось бы закончить чтением отрывка из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца».
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!

Наш урок, к сожалению, подходит к концу. Но вам предстоит выполнить еще одно задание. Перед вами  листочки, с предложениями, которые вы должны закончить, и мы узнаем, что нового вы узнали на уроке, чему научились.
1) Сегодня на уроке я узнал(а) …..
2) На уроке мне больше всего запомнилось …
3) Лучше всех на уроке работал(а)  …
4) Я хотел бы сказать «спасибо» …  (кроме учителя)

2. Домашнее задание   стр. 150 – 152 читать, пересказывать.

3. Выставление оценок.
  
  

Рекомендуем посмотреть:

Урок-экскурсия по познанию мира в 3 классе Конспект урока кубановедения, 3 класс Конспект урока по краеведению для 2 класса по теме «Заповедники Мурманской области» Конспект урока по русскому языку для 4 класса. Понятие о местоимении. Личные местоимения

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Конспект урока русского языка во 2 классе. Безударные гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Образовательная система: «Школа 2100»

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему «Глагол. Закрепление понятия» (по сказкам К.И.Чуковского)

Конспект открытого урока по русскому языку в начальной школе. Употребление синонимов и антонимов в речи | Конспект урока по русскому языку для 4 класса. Понятие о местоимении. Личные местоимения
Опубликовано: 3888 дней назад (31 марта 2014)
Просмотров: 12026
+2
Голосов: 2
Галина Владимировна Костырина # 31 марта 2014 в 18:10 +1
Прекрасный конспект, все доступно и понятно!
Эльмира Маратовна Бахтиярова # 31 марта 2014 в 20:27 0
Спасибо большое. Очень рада, что Вам понравилось.
Эльмира Маратовна Бахтиярова # 31 марта 2014 в 20:27 0
Спасибо большое. Очень рада, что Вам понравилось.
Natalyaa Vladimirovna Yurochka # 1 апреля 2014 в 00:15 +1
Мне понравился возьму что-то себе на заметку к открытому уроку если можно
Эльмира Маратовна Бахтиярова # 1 апреля 2014 в 11:42 +1
Конечно можно. Очень рада, что Вам понравилось.
Марина Викторовна Попкова # 6 февраля 2015 в 18:30 0
Отличный урок, много разнообразных видов деятельности. Ученики узнают много нового и на таком уроке скучать некогда. Спасибо! Обязательно воспользуюсь вашим материалом.