Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по краеведению для 2 класса по теме «Заповедники Мурманской области»

Конспект урока по краеведению по теме «Заповедники Мурманской области»
Автор: Шатецкая Виктория Александровна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №10, г. Североморск.
Описание материала: предлагаю вам конспект урока для второго класса по теме «Заповедники Мурманской области». Данный материал будет полезен учителям, работающим в Мурманской области, а также для всех учителей начальных классов в качестве опорного конспекта по изучению родного края, а также всем, кто на уроках углубленно изучает природу России и ее заповедники. Это конспект урока открытия новых знаний, направленного на воспитание экологических ценностей и развития любознательности младших школьников.
Конспект урока по краеведению по теме «Заповедники Мурманской области»
Цель: изучить с учащимися, какие заповедники есть в Мурманской области и охраной каких объектов они занимаются.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать и углублять знания учащихся о Родине, расширять представление о природе родного края, о заповедниках, их функциях, продолжать учить работать с картой.
Развивающие: развивать внимание, память, речь, наблюдательность, внимательность.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению родного края и своей Родины – России.
Демонстрационный материал:
Карта России, карта Мурманской области, иллюстрации с изображением животных и растений, карты с изображением местонахождения заповедников Мурманской области.
Раздаточный материал:
листы с заданиями на каждого ребенка (приложение 1)
Методические приемы:
беседа, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, самостоятельная работа детей, анализ, подведение итогов.
Ход урока:
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей необъятной Родине.

Но сначала, давайте вспомним, где мы уже успели побывать? (Москва, Санкт-Петербург, Сочи)
- О каких заповедниках мы говорили с вами на прошлом уроке? (Большой Арктический заповедник
Командорский заповедник
остров Врангеля
- Положите перед собой листочки, которые я вам раздала. Найдите задание №1.  

Прочитайте. Возьмите синий карандаш, и, пользуясь картой, обведите то место, где находится 1.Большой Арктический заповедник, красным цветом обозначьте 2.Командорский, а зеленым – 3.остров Врангеля.
- Давайте вспомним, что такое заповедник. ( Заповедник – это особо охраняемая природная территория)
- Запишем определение под картой в задании №1.
- Какие основные три функции заповедников мы с вами выделили на прошлом уроке? (1. охрана животных и растений 2. изучение животных и растений 3. обучение детей и взрослых бережному отношению к природе).
- Хорошо, молодцы. Сегодня мы с вами отправимся в край, в котором мы с вами живем. Кто знает, как называется наша область? (Мурманская).
- Правильно. На уроках окружающего мира мы уже изучали природные зоны. Кто мне скажет, в какой природной зоне находится наша область? (В тундре, в тайге, в холодном поясе)
- Итак, давайте посмотрим на карту природных зон России.
  
Найти Мурманскую область нетрудно. Как? (Она похожа на голову лошади, в европейской части России)
- Найдите задание №2 на своих листочках, закрасьте Мурманскую область голубым и зеленым карандашами.
- Давайте рассмотрим карту Мурманской области поближе.
- Найдите задание №3 на своих листах, обозначьте город-герой Мурманск красной точкой, а Североморск – синей с помощью карты.
- Не смотря на то, что Мурманская область большей своей частью находится за Полярным кругом, ее природа очень разнообразна. Но трудные климатические условия накладывают свой отпечаток на жизнь обитателей Севера. Если численность растений или животных сокращается, то восстановиться в условиях Севера животным самостоятельно очень трудно. Именно поэтому в Мурманской области существует огромное количество охраняемых природных территорий – 61. Сегодня мы с вами будем говорить о самых крупных из них и начнем с Лапландского государственного биосферного заповедника.
Задание №4 – пользуясь картой обозначьте территорию этого заповедника.
Заповедник был организован с целью сохранения северной тайги  
  
и горных тундр Кольского полуострова и зашиты дикого северного оленя.
Наиболее интересные объекты в заповеднике:
СОСНОВЫЙ ЛЕС  
площадью около 5000 га, образовавшийся после последнего оледенения (около 10 000 лет назад). За этот период не изменились виды деревьев, не было никакого человеческого воздействия, а за последние 230 лет не было пожаров или иных природных катаклизмов;
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАПОВЕДНИКА
которая является наибольшей по площади охраняемой территорией Кольского полуострова и на которой гнездятся перелётные птицы. Они зимуют в Западной и Южной Европе и Северной Африке;
ИСКОННЫЕ СТАРОВОЗРАСТНЫЕ ЛЕСА  
которые занимают примерно половину площади заповедника. Возраст деревьев достигает 500-600 лет, высота до 30 м, а диаметр стволов до 70 см, что является уникальным феноменом для столь высоких широт;
ТРИ КРУПНЫЕ РЕКИ ЗАПОВЕДНИКА — Чуна, Нявка и Мавра с притоками — от истока до устья,
которые текут по заповедной территории и являются питомниками лососевых рыб для бассейна озера Имандра.
Под охраной находится 1871 вид растений и 771 вид животных, из них можно выделить
СКОПА
БЕРКУТ
ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ
КРЕЧЕТ  
СОКОЛ-САПСАН
ЖЕМЧУЖНИЦА ЕВРОПЕЙСКАЯ  
Под картой, в специально отведенном месте, запишите представителей животного мира, охраняемых в Лапландском заповеднике.
Давайте немножко отдохнем.
Физминутка.
Рано утром в заповедник (ходьба на месте),
Мы ходили на прогулку (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
И лепили мы Снегурку (прыжки).
Со снежинкой покружились (кружимся на месте),
В звонком танце ледяном,
И мохнатого мишутку
Разбудили подо льдом! (показывают медведя)
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
Второй по величине заповедник Мурманской области – Кандалакшский государственный природный заповедник.  
Задание №5 – пользуясь картой, обозначьте территорию этого заповедника.
Заповедник создавался для охраны гнездовий обыкновенной гаги  
и других морских птиц. Отличить самку гаги от самца очень просто – самец имеет красивый, ни с чем несравнимый окрас, в то время как у самки оперение серое, простое. Самцы таким образом привлекают к себе внимание.
Самым ценным у гаги является ее пух. Но эта птица находится под охраной, и собирать пух с мертвых птиц нельзя. Поэтому люди пользуются тем, что наседка, делая кладку, выщипывает из груди пух и утепляет им гнездо. Если пуха мало, самец тоже может выщипывать его. Когда птицы отправляются на кормежку, сборщики пуха аккуратно вынимают пух из гнезда, а птицы, возвращаясь обратно, опять выдергивают пух из груди.
Гагачий пух очень лёгкий и тёплый, он широко используется для набивки подушек, одеял и тёплой одежды северян, альпинистов и космонавтов. И людям польза, и птицы не страдают.  
Питается гага, в основном мидиями.  
Также в заповеднике охраняют
ГРЕНЛАНДСКОГО КИТА
НАРВАЛА  
СЕВЕРНОГО СЕЙВАЛА
АТЛАНТИЧЕСКОГО МОРЖА
  
Морская звезда в Кандалакшском заливе.  
  
Под картой, в специально отведенном месте, запишите представителей животного мира, охраняемых в Кандалакшском заповеднике.
Последний из трех и самый маленький заповедник Мурманской области - Государственный природный заповедник «Пасвик».
Часть заповедника также находится на территории Норвегии.
Задание №6 – пользуясь картой, обозначьте территорию этого заповедника.
Заповедник был создан после того, как на реке Паз, протекающей через весь заповедник, было построено 7 гидроэлектростанций, которые привели к образованию большого количества болот и привлекли внимание полусотни видов птиц, ныне находящихся под охраной. Основная задача заповедника сейчас – охрана лося.  
Также в заповеднике под особой охраной находится
СИБИРСКАЯ ЕЛЬ
  
РОССОМАХА
РЫСЬ
ПЕСЕЦ
Под картой, в специально отведенном месте, запишите представителей животного мира, охраняемых в заповеднике «Пасвик».
Мы с вами закончили путешествие по заповедникам Мурманской области. Давайте теперь проверим, насколько хорошо вы смогли запомнить их названия.
В задании №7 вам нужно ответить на вопросы.
- Какой заповедник самый большой в Мурманской области?
- В каком заповеднике охраняется гага?
- Как называется заповедник, который был создан при участии нескольких стран?
- Все вы справились с заданиями, узнали много нового и интересного. Что вам больше всего понравилось в сегодняшнем путешествии? Что было трудно запомнить? А что легко?
Спасибо за внимание. Урок окончен.

Приложение 1
Раздаточный материал.
№1
Найди на карте и обведи :
Большой Арктический заповедник – синим цветом
Командорский заповедник – красным цветом
Заповедник остров Врангеля – зеленым цветом
Дополни определение:
Заповедник - _____________________________________________________.
Укажи, какие функции заповедников ты знаешь:
1.
2.
3.
№2
Найди на карте Мурманскую область и раскрась ее природные зоны соответствующими цветами.
№3
Найди на карте Мурманской области и обозначь город-герой Мурманск и Североморск.
№4
Пользуясь картой Мурманской области, обозначь территорию Лапландского заповедника.
Кого охраняют в этом заповеднике?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
№5
Пользуясь картой Мурманской области, обозначь территорию Кандалакшского заповедника.
Кого охраняют в этом заповеднике?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
№6
Пользуясь картой Мурманской области, обозначь территорию заповедника «Пасвик».
Кого охраняют в этом заповеднике?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
№7
Ответь на вопросы:
- Какой заповедник самый большой в Мурманской области?_______________
- В каком заповеднике охраняется гага?________________________________
- Как называется заповедник, который был создан при участии нескольких стран?_____________________________________________________________

Рекомендуем посмотреть:

Игры и развлечения для зимних праздников в начальной школе Внедрение автоматизированных систем обработки тестовых заданий Сценарий весенней сказки для 1 класса Конспект урока по музыке в начальной школе. Масленица

Похожие статьи:

Выпускной в начальной школе 4 класс. Сценарий

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Конспект урока русского языка во 2 классе. Безударные гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Образовательная система: «Школа 2100»

Опубликовано: 3931 день назад (19 марта 2014)
Просмотров: 10949
+2
Голосов: 2
Наталья Борисовна Годлевская # 23 марта 2014 в 11:31 0
Виктория Александровна! Урок очень интересный! Задание с картой замечательно продумано. Опираясь на Ваш урок, можно составить свой собственный о заповедниках родного края.