Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по музыке в начальной школе. Масленица

Конспект урока по музыке в начальной школе на тему «Народные праздничные обряды и традиции, кубанская масленица»
Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку конспекта по музыке для учащихся 2-3х классов. Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Это конспект музыкально-познавательной направленности, направлен на воспитание любви к музыке и развитию интереса к народным традициям и обрядам.
Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа на примере музыкальных произведений.
Задачи:
1. образовательная: разучить песню «Ой, блины!»; познакомить с народными традициями, обычаями и песнями о масленице.
2. развивающая: развивать вокально-хоровые навыки исполнения народных обрядовых песен, ритм движения.
3.воспитательная: воспитывать бережное отношение к художественному наследию русского народа, устойчивости интереса к народной музыкальной культуре.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеоролики «Ночь перед Рождеством» и «Снегурочка», клип про масленицу.
Ход урока
1.Орг. Момент
Навожу дисциплину в классе. Приветствую класс. Здравствуйте ребята. Садитесь.
2.Актуализация знаний
Учитель: Ребята, сегодня мы встречаемся первый раз на уроке музыки после каникул. Вы все отдохнули за это время, набрались сил.
- А скажите-ка, мне как вы провели новогодние каникулы?
- А какие праздники встречали, праздновали?
Дети: НГ, Рождество, Старый Новый год
Учитель: А как вы думаете, эти праздники существуют у нас давно, или они появились недавно?
Дети: они существуют уже давно.
Учитель: Конечно же, календарные праздники на Руси существовали во все времена, в них наиболее полно выражалась связь человека с природой. Праздники и увеселения служили своего рода передышкой от тяжелого полевого труда. Каждый праздник отмечали по-своему.
- Один из праздников Новый год и Рождество.
- Скажите, а кто издал указ о праздновании НГ 1 января, а не 1го сентября, как это было раньше?
Дети: Пётр Великий.
Учитель: Правильно! Главным зимним праздником был праздник начала земледельческого года – Новый год.
- А какой праздник следует за Новым годом?
Дети: Рождество.
Учитель: Конечно же, это Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж рождество Христа – великий праздник, святой день на все времена.
Учитель: А когда же празднуют Рождество Христово?
Дети: 7 января
Учитель: Правильно! Дню Рождества предшествует сочельник, с него и начинаются Рождественские святки, которые продолжаются двенадцать дней. Это время весёлых и окрыляющих забав, в которых участвовали все от мала до велика.
- На рождественской неделе ходили славить Христа, а в некоторых деревнях кликали Коляду, пели песню, за что хозяева давали деньги или угощение.
- Все эти традиции и обычаи нашли своё отражение в сказках, песнях.
- И сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Ночь перед рождеством», где вы и увидите, как происходили эти празднования. (Просмотр видеоролика)
- Именно так и праздновалось рождество Христово!
- Ребята, а какой же вы ещё встречали праздник после рождества?
Дети: старый новый год.
Учитель: А кто знает, как же появился этот праздник, и почему он так называется?
- В 1918 году правительство ввело новый Григорианский календарь, но церковь продолжала жить по старому календарю. Все церковные праздники остались на прежнем месте, и Рождество, отмечаемое всеми христианами, в том числе и православными, 25 декабря, из – за расхождения календарей переместилось на 7 января. По привычке и Новый год продолжали праздновать по старому стилю, то есть 14 января, в то же время не забывая отмечать его и по новому. Так появился Старый Новый год.
- Следующий праздник – это Крещение.
- Празднуют его когда?
Дети: 19 января
Учитель: Верно! Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят, что Крещение – такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба.
- Ну, вот и проходят зимние праздники, давайте вспомним, как называется праздник проводов зимы и встреча весны?
Дети: масленица
Учитель: Конечно же, это масленица! Один из самых любимых народных праздников, в честь древнего обрядового блюда – масленого блина.
- Кто может рассказать, как празднуют Масленицу на Руси?
- А назовите ка мне сказку, в которой ярко изображён масленичный обряд?
Дети: Снегурочка.
Учитель: А вот сейчас мы и посмотрим этот момент масленичного обряда. Всё внимание на экран.
- Понравилось?
- Ну и заключением этого праздника, т.е. в воскресенье жгли костры. Наряжали чучело, которое должно было воплощать Масленицу. Его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с Масленицей сгорала и зима. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, – Прощеное Воскресение. По обычаю все "прощались”, то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид.
3.Изучение нового
Учитель: А сейчас все встали, сделали 3 раза вдох. Почистили верхние зубки, теперь нижние, позагоняли в ворота мячик; сомкнули зубы и вытолкнули язычок и поехали на лошадке.
- Садитесь. (песня про масленицу).
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои. (2раза)
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.

Учитель: А сейчас споём песню про масленицу a capella.
-Кто скажет, что это такое?
Дети: сопровождение песни без муз. инструмента
Учитель: А как вы думаете почему мы будем петь песню про масленицу a capella?
Учитель: Сейчас девочки выйдут у нас к доске и будут водить хоровод как на масленицу, а мальчики с места будут подпевать.
-Молодцы ребята! Как весело у нас всё получилось!
4.Подведение итогов
Учитель: Ну а теперь подведём итоги нашего урока.
-С какими народными праздниками, традициями и обрядами вы познакомились на уроке?
Дети: НГ, Рождество, Старый новый год, Крещение. Масленица.
Учитель: Какую песню выучили?
Дети: «Ой, блины!»
Учитель: А кто вспомнит в какой русской народной сказке представляется обряд масленицы?
Дети: Снегурочка
Учитель: А в каком фильме Рождество?
Дети: Ночь перед рождеством.
Учитель: На этом наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника Масленица в начальной школе Игры и развлечения для зимних праздников в начальной школе Внедрение автоматизированных систем обработки тестовых заданий Сценарий весенней сказки для 1 класса

Похожие статьи:

Выпускной в начальной школе 4 класс. Сценарий

Масленичные забавы в начальной школе. Сценарий

Сценарий Масленицы для начальной школы

Сценарий игровой программы на Масленицу для младших школьников

Классный час на тему: Масленица, 2 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе. Викторина
Опубликовано: 3900 дней назад (19 марта 2014)
Просмотров: 14151
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!