Конспект урока по русскому языку для 4 класса. Тема "Понятие о местоимении. Личные местоимения"
Автор: Бахтиярова Эльмира Маратовна, учитель начальных классов ВКО Бородулихинского района
КГУ «Новопокровская средняя школа», село Новопокровка.
Описание материала: представляю Вашему вниманию конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Понятие о местоимении. Личные местоимения». Материал будет интересен учителям начальных классов при повторении данной темы, так как ранее учащиеся уже знакомились с темой «Местоимение» на уроке большую часть учащиеся занимаются самостоятельно. В конспекте представлены различные виды деятельности, интересные задания познавательного характера.
Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».
Цель: расширить знания учащихся
• Знать о местоимении, как о части речи; наиболее употребляемые разряды местоимений; вместо какой части речи мы употребляем местоимения, для чего мы их употребляем;
• Уметь употреблять местоимения в устной и письменной речи; заменять повторяющиеся существительные местоимениями; работать в команде и самостоятельно;
• Развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, устную и письменную речь, внимание, память, культуру общения, мышление;
воспитывать уважение к мнению товарищей, интерес к уроку.
Ход урока
I. Мотивационно – целевой этап
1. Эмоциональный настрой
Настроение какого? – Во!
Все такого мнения? – Все без исключения!
Может вы уже устали? – Мы с собой таких не брали!
2. Деление на команды
После эмоционального настроя, каждый ребенок берет конфету. У кого одинаковые конфеты, это одна команда. Таким образом, формируется 3 команды.
3. Актуализация знаний
• Игра «Передай мяч»
Один ребенок задает вопрос на пройденным темам. Под музыку, ребята передают друг другу мяч. Учитель останавливает музыку, у кого в руках остался мяч, тот и должен ответить на вопрос.
II. Познавательно – закрепляющий этап
1. Оформление тетрадей
- число
- классная работа
- чистописание
2. Тема и цели урока
Каждая команда получает лист с заданием, выполнив которое они должны определить тему урока.
• Задания для команд
- замените повторяющиеся существительные другой частью речи, а какой вы должны догадаться сами.
- задание для команды № 1
Настя выбежала на улицу. На улице лил дождь. Настя забыла зонтик дома. Настя побежала домой за зонтиком. Настин зонтик был очень красивый. Насте нравился этот зонт.
- задание для команды №2
Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами. Муркин хвост очень пушистый и длинный. Мурка закрывает мордочку хвостом, когда спит.
- задание для команды №3
У нас в доме был ежик. Ежик был очень маленький. Когда ежика гладили, ежик прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика.
• Прочитайте, пожалуйста, текст, который у вас получился.
• Какой частью речи вы заменили повторяющиеся существительные?
• О чем мы будем говорить на уроке?
3. Работа по теме урока
• Игра «Вспомним все»
Каждая команда, по очереди говорит, что знает о местоимении и приводит примеры.
• Спикеры команд работают у доски, ребята записывают в тетрадях.
- Задание: Произвести синтаксический разбор предложения. Подписать части речи.
1) Сегодня мы принимаем гостей!
2) Он смотрел интересный фильм.
3) Я увидел красивое дерево.
• Какой частью речи выражено подлежащее?
4. Музыкальная пауза.
• Звучит музыка «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Беседа:
- Как начинается песня?
- Какую часть речи мы услышали в песне?
- Какие это местоимения?
- Назовите мне все личные местоимения.
- Что вы можете рассказать о личных местоимениях?
(изменяются по лицам и числам)
1 лицо ед. ч я мн.ч. мы
2 лицо ед.ч. ты мн.ч. вы
3 лицо ед.ч. он, она, оно мн.ч. они
• Задание: каждая команда получает карточку с текстом. Задание каждой команды выписать все местоимения и определить лицо и число личных местоимений.
5. Физическая минутка
6. Разминка
Называю различные предлоги, союзы, местоимения. Задача детей хлопать в ладоши, если услышат местоимение.
7. Веселые задачки
Задаю вопросы, каждая команда по очереди отвечает на один вопрос.
1) Первый слог слова - местоимение, второй слог – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).
2) Первый слог – личное местоимение, остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают клевету или клеветника. (Ябеда).
3) Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
8. Самостоятельная работа.
Каждый ученик получает карточку с заданием (на усмотрение учителя по данной теме).
Проверяем.
9. Закрепление.
III. Рефлексивно – оценочный этап
1. Рефлексия.
На доске иллюстрация к басне «Стрекоза и муравей».
Вспомните басню «Стрекоза и муравей». Прикрепите стикер к тому герою, к которому вы себя сегодня отнесли. Как вы работали на уроке? Трудились как муравей, или как стрекоза трудили не во всю силу?
2. Домашнее задание: стр. 124-125 учить правила, упр.326.
3. Оценивание.
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Урок-экскурсия по познанию мира в 3 классе
Конспект урока русского языка в 4 классе. Числительное
Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения
Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе
Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»
Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс