Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Нравственное воспитание и сюжетно-ролевая игра в ДОУ. Выступление на педсовете

Как связанно нравственное воспитание и сюжетно-ролевая игра. Материал для педсовета.
Сегодня общество испытывает острую нужду в таких обще гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, эмпатия, доброжелательность. Воспитывать эти качества личности следует с раннего возраста. Дошкольное детство, по мнению ученых, как раз является сензитивным периодом в нравственном становлении личности. От того, насколько грамотно будет осуществляться воспитателем этот процесс, зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Именно сегодня первостепенной задачей педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, является формирование у ребенка необходимых нравственных чувств, представлений, поступков, соответствующих нормам поведения
Проблемой нравственного воспитания занимались: В.А. Аверин, Б.Н. Боденко, А. Валлон, Л.А. Венгер, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж.Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, В.А. Сухомлинский, А.П. Усов, Д.Б. Эльконин и другие.
Данное понятие они рассматривают как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного об-щества. А также данные авторы считают, что условия развития ребенка старшего дошкольного возраста существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали
Сухомлинский В.А. считал, что «Детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве…».
По мнению Б.Н. Боденко, результатом нравственного воспитания яв-ляются проявление и утверждение в личности набора нравственных ка-честв. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у растущей личности, Тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. В данный момент ведущие ученые не пришли к единому мнению в выборе конкретных средств и методов нравственного воспитания (делятся новыми находками, предлагают различные приемы, содействующие нравственному воспитанию, применение которых возможно уже в дошкольном периоде).
В.И. Логинова предложила объединить все методы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в три группы. Г.М. Семенов предлагает использовать современную мультипликацию как средство для глубокого анализа дошкольниками нравственных поступков, основу, которой видел в механизмах идентификации. Л.С. Выготский описал природу детской игры как самое эффективное средство, содействующее нравственному воспитанию на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Сущность понятий «нравственное воспитание», «нравственная воспитуемость», «нравственная воспитанность»
Главной задачей нашего общества на сегодняшний день является всестороннее воспитание подрастающего поколения, но в сегодняшних условиях, прерогативу хочется отдать воспитанию нравственности, а именно формированию у детей нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств, соответствующих современному образу жизни. С раннего детства задачей родителей и воспитателя, работающего с детьми, является формирование активной жизненной позиции, привычки руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях, чувства собственного долга.
Если углубиться в историю культуры, то можно отметить четыре основных традиции нравственного воспитания: патерналистская (как обязательное почитание старших); религиозно - церковная (как поддержание авторитета веры); просветительская (как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (как процесс формирования чувства коллективизма).
Различные источники предлагают нам термины: нравственное воспитание, нравственная воспитуемость, нравственная воспитанность.
Анализируя литературу по данной проблеме, мы выяснили, что нравственность как качество личности, может являться особой формой обще-ственного сознания, представлять собой вид общественных отношений, а так же может являться одним из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
В толковом словаре нравственное воспитание трактуется как:
- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе;
- целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных ка-честв, соответствующих требованиям общественной морали.
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и. А.Ю. Коджаспирова нравственное воспитание определяется как:
- формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения;
- система внутренних прав человека, основанная на гуманистических цен-ностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Термин «нравственное воспитание» рассматривал в своих трудах Л.С. Выготский. Он считал, что нравственное воспитание это ничто иное, как обучение нормам общественного приличия. Автор рассмотрел всю иерархию приятных в данной культуре форм поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов. Он писал: «Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, То, что именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя назвать нравственностью, но является необходимой её составляющей».
Задачи нравственного воспитания условно можно поделить на три группы:
- формирование представления о сущности нравственного качества, о его
необходимости и преимуществах овладения им;
- воспитание нравственных чувств, привычек, норм;
- овладение практикой поведения.
Л.С. Выготский говорит о том, что каждый компонент задачи имеет свои особенности, но необходимо помнить, что это единый механизм и по-тому при формировании одного компонента обязательно предполагается его взаимосвязь с другими компонентами. Данная группа задач носит постоянный, неизменный характер.
В.А. Сухомлинский в своих работах уделял особое внимание задачам формирования моральных ценностей. К ним можно отнести:
-воспитание гуманных чувств и отношений;
-формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости;
-воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;
-воспитание коллективизма.
По мнению А.М.Маркова, нравственная воспитуемость - это один из основных показателей «зоны ближайшего развития» личности ребенка, который выражается в его откликаемости на педагогическую помощь, легкости использования и преобразования усвоенных способов социального поведения и активности, ориентировки в новых условиях. Так же автор утверждает, что воспитуемость отражает готовность к переходу на новые уровни развития растущей личности.
В толковом педагогическом словаре воспитуемость трактуется как подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих качеств, умений и навыков.
По мнению В.А. Аверина, прочность, устойчивость нравственных ка-честв зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Автор описал механизм нравственного становления личности (нравственная воспитанность) таким образом:
(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное качество.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должна появиться потребность овладения им, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения нравственного качества.
В процессе сравнительного анализа мы пришли к выводу, что понятие «нравственность» можно представить в виде качества личности, которое может являться особой формой общественного сознания, представлять собой вид общественных отношений, а так же может являться одним из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Нравственное воспитание – это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. А нравственная воспитуемость - это подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений. Нравственная воспитанность – это уже некий уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых ка-честв.
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
В воспитании ребенка с первых лет жизни, по мнению К.Д.Ушинского центральное место занимает формирование у него нравственных чувств таких как: отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других.
Б.Н. Боденко, основываясь на трудах К.Д.Ушинского, выделил группу чувств, присущих детям старшего дошкольного возраста:
-эстетические;
-интеллектуальные;
-нравственные (эмоциональное отношение к поведению других людей и своему собственному, которые отражают общественную мораль, сложив-шиеся нравственные традиции, реальные отношения детей друг к другу).
Так же автор отмечал, что именно чувства побуждают до-школьников к проявлению нравственных качеств: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Особенностью детей старшего дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу для воспитателя формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой).
Это отмечается и в трудах К.Д.Ушинского, Н.А. Добролюбова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а так же другими современными прогрессивными зарубежными педагогами.
Среди педагогов нет единого мнения и в выборе единых критерий нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
В.П. Подласый говорит, что от детей – дошкольников 6 лет требуется:
-знать, что они живут в России;
-уметь заботится о себе, делать зарядку, бережно относится к своим иг-рушкам и вещам, ухаживать за цветами и домашними животными;
-любить родителей, братьев и сестер, дедушек, бабушек, природу, все живое;
-дружить с мальчиками и девочками, быть другом мамы, папы;
-бороться с беспорядком, грязью, обманом, злостью, завистью, жадно-стью в себе и других;
-беречь хлеб, воду, свет, тепло;
-помогать старшим в труде;
-творить – рисовать, сочинять стихи, песенки, танцевать, создавать поделки.
З. Горожанкин предлагает такие критерии нравственной воспитанности:
-глубина осмысления правил морали;
-степень развитости и сформированности нравственных умений, навы-ков, привычек;
-характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях;
-степень принципиальности;
-меры требовательности к себе и людям;
-характер поведения наедине с собой и в коллективе;
-наличие гуманистических черт характера и поведения;
-степень уважительного и доброжелательного отношения к себе и к лю-дям;
-уровень развития чувства собственного достоинства;
-уровень развития совести, чести, стыда.
На наш взгляд, задача взрослого состоит еще и в том, чтобы создать благоприятные условия для нравственного воспитания. Во-первых, воспитатель сам должен являться примером, которому хотелось бы подражать, во- вторых, оснастить среду, способствующую нравственному воспитанию. Необходимо ежедневно анализировать поступки детей, направлять их мирное урегулирование конфликтов.
Можно сделать вывод о том, что самыми благоприятными и действенными формами и средствами для нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста являются:
- чтение и анализ с детьми различных произведений, отражающие нрав-ственность героев;
- описание различных ситуаций (кукла попала в беду);
- тематические беседы на тему нравственности («Как бы ты поступил?» «Как можно справить ситуацию?» «Волшебные слова» и др,);
- игры (театрализованные, драматизации и конечно сюжетно-ролевые).
Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра.
По мнению Н.К. Крупской, именно игра дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.
Подчеркивая особенности детских игр, она писала: « Игра есть по-требность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – серьезная форма воспитания…».
Л.С. Выготский определил место игры в педагогическом процессе. Он считал, что игра может быть представлена в виде формы организации жизни и деятельности детей, досуга в повседневной жизнедеятельности ребенка, может являться средством воспитания, коррекции, реабилитации и самореализации, методом и приемом обучения, а так же способом изменения отдельного ребенка в коллективе сверстников.
Наряду с этим им были выделены основные принципы организации игровой деятельности:
- Отсутствие авторитаризма;
- Развитие игровой деятельности;
- Поддерживание игровой атмосферы;
- Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- Переход от простейших игр к сложным.
Анализируя литературу, мы определили, что существуют различные виды игр, содействующих нравственному воспитанию:
- подвижные (применяются в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упав-шему);
- дидактические: («Соберем бусы для мамы», «Найди друга»);
- игры со строительным материалом: («Пожалеем зайчика и построим для него избушку»);
- сюжетно – ролевые игры: («Больница», «Магазин», «Семья» и др.) где ребенку отводится некая социальная роль, которая знакомит ребенка с базовыми жизненными ценностями (дружба, честность, сочувствие и др.)
Само понятие «ролевая игра» рассматривается в толковом словаре как форма моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений и может быть представлена как свободная импровизация, не подчиненная жестам и правилам.
Понятие сюжет в «Большой энциклопедии Кирилла и Мифодия» трактуется как способ развертывания событий, последовательность и мотивация, пространственно - временная динамика изображаемого.
Cюжетно - ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Cогласно взглядам ведущих отечественных психологов (А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.), является ведущей деятельностью дошкольного возраста.
Б.Н. Боденко в своих работах описал педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду:
-воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства; на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом,
чтобы дети «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения;
-начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнером - взрослому и сверстнику;
-на каждом этапе процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной
- игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры
С.Каширова утверждает, что сюжетно-ролевая игра имеет свои черты. К ним относятся:
- социальный характер;
- творчество;
- экспериментальность;
- свобода;
- самостоятельность;
- автономность;
- самобытность;
- эмоциональное напряжение как результат эмоционального удовлетво-рения.
Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. Старшим дошкольникам можно предложить следующие сюжетно-ролевые игры с целью воспитания нравственных качеств:
- «Семья». Данная игра воспитывает у детей качества, свойственные буду-щим родителям (чуткость, способность к сопереживанию, развивает умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях);
- «Летчики», «Космонавты», «Детский сад», «Дорога». Эти игры воспитывают у детей нравственно-волевые качества, готовят их к труду, Роль, исполняемая ребенком в игре, побуждает его вести себя так, как и ведет себя в жизни настоящий летчик, шофер. Взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка;
- «Школа». Эта игра готовит ребенка к обучению в школе. Ребенок примеряет на себя новую социальную роль школьника - прилежного ученика, учит строить взаимоотношения с окружающими;
- «Больница». Игра воспитывает сочувствие, эмпатию, жалость, вниматель-ное отношение к другим людям, вежливость;
- «Магазин». Данная игра воспитывает культуру поведения в общественных местах, помогает закрепить нравственные привычки говорить спасибо, пожалуйста, воспитывает дружеские взаимоотношения и другие игры.
Для нравственного воспитания дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки: куклы, мишки, Чебурашка, Буратино. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, конструктор. Дети могут использовать предметы - заместители (песок превращается в кашу, кубик в утюг и т.д.)
На основе выделенных педагогами и психологами положений о роли игры в жизни дошкольника, можно сделать вывод, что игра, тогда становится важным средством нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.

Список литературы
1.Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 2004. 86c.
2.Азбука нравственного воспитания под ред. И.А. Каирова. - М.; «Про-свещение» 2005-320с.
3.Боденко Б.Н. Воспитание-проблема современного образования в России (состояние, пути решения) - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов 1999г.37с.
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007.97с.
5.Венгер Л.А. Воспитание и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 2006.73с.
6.Внешняя среда и психическое развитие ребенка. / Под ред. Р.В. Тонко-вой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 2004.49с.
7.Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. - М., 2000.214с.
8.Воспитатель в детском доме: организация и методика работы по формированию нравственно-волевых качеств у детей 3-7 лет // А.В.Гладилина-М:ООО» Издательство гном» 2006г 120с.
9.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 2007 62с.
10.Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М., 2000.51с.
11.Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 2003.74с.
12.Детская психология: //Г.А.Урунтаева-7-е изд.,-М:Издательский центр «Академия» 2008г. 368с.
13.Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А. Ре-пиной. – М., 2006.56с.
14.Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 2003.58с.
15.Дошкольная педагогика: // С.А.Козлова, 8-е изд.,стер.-М.: Издатель-ский центр «Академия» 2007 406с.
16.Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 2008.74с.
17.Изучение развития и поведения детей. / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 2006.37с.
18.Коджаспирова Г.М. , Коджаспиров А.Ю. М.-Издательский центр «Академия»2000г 23с.
19.Крупская Н.К.Методика организации воспитания - М1999.64с.
20.Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. - М., 2006. 84с.
21.Поддьяков Н.Н. Нравственное воспитание дошкольника. - М., 2000.68с.
22.Подласый В. П. Педагогика начальной школы-М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.-400 с.
23.Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 2007.23с.
24.Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 2004.123с.
25.Ушинский К.Д. «Родное слово»-М1972.28.
26.Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 2005.341с.
СРИ "Гостик к нам пришли,мы печем калачи"

СРИ "Чаепитие"

СРИ "Салон красоты"

СРИ "Больница"

СРИ "У бабушки в деревне"

СРИ "Соблюдай ПДД"

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический совет в ДОУ. Конспект Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа Педагогический совет в ДОУ. Инновационная деятельнось при реализации ФГОС Профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС. Презентация
Конспект НОД в старшей группе. Моя малая Родина
Опубликовано: 3481 день назад (25 апреля 2015)
Просмотров: 13597
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!