Проект "Соломенная азбука" (художественная обработка природного материала)
Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области
Проект «Соломенная азбука» предназначен всем творческим людям, учителям технологии, педагогам дополнительного образования, обучающимся от 7 лет и выше и.
Цель: создание русского алфавита из природного материала, трансляция опыта работы по художественной обработке экологически чистого природного материала (соломы).
Задачи:
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
- освоить технологические приёмы и способы обработки соломки;
- использовать аккуратно и экономно материал;
- передавать выразительность образа;
- воспитывать интерес и прививать любовь к народному творчеству;
- способствовать формированию профессиональной ориентации и самоопределению.
В 2011-2012 учебном году было много юбилейных дат, тесно связанных с российской историей и культурой:
-
19 ноя6ря 1811 года был открыт Царскосельский лицей;
-
19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов — поэт, учёный, основатель Московского университета;
-
19 мая 1712 года Пётр I перенёс столицу России из Москвы в Санкг-Петербург;
-
1710-1711 годы — реформа русского алфавита Петром I;
-
1812 год — конец Русско-турецкой войны и победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года
6 июня 2011 года впервые отмечался Всемирный день русского языка.
В этот день в 42 странах мира начался IV Всемирный конкурс «Дети рисуют свой русский мир: Мир русского слова». Конкурс «Мир русского слова» является расширением и продолжением проекта «Дети рисуют свой русский мир», и его открытие в этом году приурочено к международному Дню русского языка, который отмечается 6 июня в день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина.
Цель конкурса – продемонстрировать детям силу и красоту русского слова и показать, что не язык разъединяет людей, а человеческие поступки ведут к разобщению или слиянию наций.
Девиз конкурса: «Давайте сохраним русский язык во всём его богатстве и разнообразии – как язык МИРА и МiРА!»
Организаторы конкурса просили присылать рисунки, иллюстрирующие:
- русский алфавит на фоне предметов русского быта на данную букву (если участвует весь класс, то он рисует весь алфавит – по букве на ученика);
- русские пословицы и поговорки;
- русские фразеологизмы;
- русские существительные общего рода (растяпа, работяга...).
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев
Обращение
Анатолия Алексина, Лауреата Международных премий, Государственных премий СССР и России к участникам конкурса:
«Дорогие мои юные друзья!
Обращаюсь к Вам, как к гражданам Мира русского слова.
С гордостью отношу и себя к этому Миру, как носитель Великого языка, на котором созданы бессмертные творения гениев русской отечественной литературы, - Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Тургенева, Достоевского, Чехова, Горького, Есенина, Бунина... Список выдающихся имен с гордостью можно продолжить. На их книгах воспитывались многие поколения не только русских людей по происхождению, но миллионы читателей иных стран мира.
Не одна лишь красота звучания русского языка, а произведения, на нем написанные, привлекали веками и будут привлекать тех, кому дороги завоевания во всех областях творчества. Ведь они зовут к борьбе за свободу личности, за святое стремление к увековечиванию доброты, справедливости, человеческого счастья! Они обращены к сердцам, к душам, а порой и к бессмертным поступкам людей...
Желаю вам, мои дорогие, никогда не расставаться с этим Великим и Могучим языком и книгами, на нем созданными!
Большой удачи Четвертому Всемирному конкурсу с таким замечательным названием: "Дети рисуют свой русский мир"!»
Мысли по поводу важности хранения языка, как дара божьего
Почему важно сохранение родной речи?
Язык – это не только средство общения людей. Язык – это база, на которой вырастает разум человека, складывается его мировоззрение, характер, его духовное состояние, обогащается образование, и, наконец, наполняется спелыми плодами жизни его душа. Родной язык является мостом для живущих в разных частях мира людей. По этому мосту двигаются слова, понятия, шутки, концепции, идеи.
Родной язык помогает людям чувствовать себя членами одной семьи, понимающими друг друга с полуслова. В конце концов, язык – это пароль для людей, объединенных одной родственной судьбой.
Язык, это и сцена истории, на которой этим языком говорятся великие слова и поются волшебные песни. Язык, это и фундамент, на котором держится культура народа, говорящего на нём. От начала и до конца жизни человека, язык является основным мыслительным и душевным стержнем каждого мыслящего индивидуума, с любовью относящегося к тому, что ему дал Бог, народ и природа.
Слово – вот главный предмет языка и всей жизни.
Доктор
Михаил Моргулис,
Президент Фонда «Духовная Дипломатия»
Член Академии Духовного Единства Народов Мира при ООН.
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней -
царственное слово.
Анна Ахматова
На конкурс поступило около 10 000 работ, для участия в финале было отобрано 2 000 работ, а для экспозиции в музеях стран мира, где изучают русский язык, только 1 000.
В этом конкурсе приняли участие педагоги и воспитанники МБОУ ДОД «Дом детского творчества» и ОГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 37» с. Молчанова.
По итогам конкурса Плотко Евгения, 11 лет с работой
«Каково живется, таково и поется» - русская пословица (декоративное панно: ткань, масса для лепки) стала
Финалистом.
Проект «Соломенная азбука» заняла почётное I место. Все работы детей направлены в
Музей русского слова г. Нюрнберг (ФРГ), который в свою очередь создал ролик с нашими работами. Ролик можно посмотреть здесь
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/proekt-virtualnoi-igry-virtualija-rf.html
Уважаемые коллеги! С радостью поделюсь с вами наработками данного проекта. Возможно, кому-нибудь пригодятся наши идеи, задумки…
Основные принципы работы, технику безопасности при художественной обработке природного материала соломка я рассказывала, их можно посмотреть здесь
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/master-klas-na-temu-vals-cvetov.html
Проект получил широкую огласку в средствах массовой информации, в пример привожу странички из журнала
«Внешкольное образование в Томской области». Они опубликовали распечатку слайдовой презентации, в которой использованы работы с Интернета.
Создатели азбуки: педагоги
Наталья Петровна Лысых директор МБОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Молчанова
Алёна Дмитриевна Крутенкова педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории,
Победитель национального проекта «Образование», Россия, 2006 г.;
Лауреат Премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и
культуры ,2010 г., стаж работы 27 лет.
Кривошеина Ольга Викторовна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, ветеран педагогического труда Томской области, стаж работы 31 год.
Создатели азбуки: воспитанники
Krutenkova Viktorija, 15 let
Крутенкова Виктория, 15 лет – воспитанница Сказочной мастерской «Кудесники» МБОУ ДОД
«Дом детского творчества», руководитель А. Д. Крутенкова
Sleptsojva Marina, 15 let
Слепцова Марина, 15 лет – воспитанница Сказочной мастерской «Кудесники»
МБОУ ДОД «Дом детского творчества», руководитель А. Д. Крутенкова
Smakotina Anastasija, 15 let
Смакотина Анастасия, 15 лет-воспитанница творческой мастерской «Соломенная фантазия»
МБОУ ДОД «Дом детского творчества», руководитель О. В. Кривошеина
Bibanina Ekaterina, 17 let
Бибанина Екатерина, 17 лет - воспитанница творческой мастерской «Соломенное чудо» ОГБОУ НПУ «Профессиональный лицей №37», руководитель А. Д. Крутенкова
Grigorjev Andrej, 17 let
Григорьев Андрей, 17 лет – воспитанник творческой мастерской «Соломенное чудо» ОГБОУ НПУ «Профессиональный лицей №37», руководитель А. Д. Крутенкова
Вместо предисловия…
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром.
А.Герцен "Былое и думы"
Любовь к природе рождает любовь ко всему прекрасному, пробуждает в человеке глубокие раздумья, наполненные проникновением в мир чудесной мечты, в мир, где стирается грань между фантазией и действительностью.
Солома - интереснейший природный материал для работы: она золотая, гладкая, гибкая, пахучая, даёт большой простор для творческого развития. Аппликация из соломки очень привлекательна, красива.
Ей украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки.
Её наружная глянцевая поверхность хорошо отражает свет. По-разному располагая отдельные элементы рисунка из соломки, можно добиться интересного светового эффекта.
В руках мастеров солома превращалась в настоящую сказку. В изделиях она смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями.
Для работы используют соломку различных зерновых культур: ржи, пшеницы, овса, проса, риса и других. Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск. Например, овсяная соломка – самая нежная, эластичная, обладает чистым перламутровым блеском, а просяная – нежно-белого цвета.
Сбор материала осуществляется осенью в период уборки зерновых культур. Необходимо собирать солому, которая пролежала на солнце несколько часов или даже дней: она приобретает равномерный светло-золотистый тон. Далее обработка соломы заключается в следующем: ножницами удаляют узлы на стебле – отрезают от коленца до коленца, очищают покровный лист, вследствие чего и получаются небольшие трубочки.
Из трубочек заготавливают соломенные ленты, а затем изготавливают панельки.
Соломенные ленты выполняют 2 способами: горячим и холодным.
В основном все аппликационные работы выполняются из заготовленных панелек, где самое главное правило: хорошо подобрать соломинки по цвету, наклеить встык на кальку, чтобы не было промежутков.
Техника выполнения аппликации из соломки, может быть различной:
- сплошной, когда все изображение заполняется соломкой;
- контурной - изображение выкладывается соломкой по контуру;
- смешанной – где происходит сочетание тонкого ажурного контура и сплошного заполнения.
Аппликации могут быть нескольких видов: предметные; декоративные; сюжетные.
*Предметные – это наиболее простая аппликация, которая используется при передаче несложных изображений, она носит силуэтный характер, развивает умение видеть и передавать форму изображения, соотношение высоты и ширины, сходство и различие изображений, близких по форме, правильно определять на глаз пропорции.
*Декоративные – способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью.
*Сюжетные аппликации могут быть простыми и сложными, динамичными по действию,
с большим количеством персонажей, предметов, деталей.
Естественный цвет соломы имеет более 100 оттенков – желтоватый, зеленоватый, сероватый, коричневатый. Солома восприимчива к окраске. Это увеличивает цветовую палитру материала, дает возможность сочетать в аппликации естественный цвет с яркими цветовыми акцентами.
Окрасить солому можно натуральными и анилиновыми красителями, а также способом прокаливания. Если нужно получить другие оттенки, прибегают тепловой обработки или отбеливанию.
История изготовления изделий из соломы уходит далеко в глубь веков к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь.
Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали, Ярило - солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке.
Языческие обряды давно забыты, а древнее соломенное ремесло возрождается как вид народного декоративно-прикладного искусства. Приемами изготовления, выверенным многими поколениями мастеров, может научиться каждый, если есть желание, любовь к делу и терпение.
Анализ Интернет-ресурсов помогает познакомиться с опытом народных умельцев и мастеров всего мира по обработке природного материала. В последние годы молодые дизайнеры всё чаще уделяют большое внимание изучению различных видов народного декоративно – прикладного искусства.
С 1 по 7 августа 2010 года в г. Луцке проходил V Международный фестиваль соломенного искусства. Он стал настоящим праздником для мастеров соломки. Очень интересными и разнообразными по содержанию были мастер-классы. Впервые в нём приняли участие мастера из Непала, Узбекистана, Белоруссии и России.
В фестивале приняли участие мастера аппликации, соломоплетения и вышивки соломкой из 100 стран мира.
Если есть желание
И в душе мечта,
Приложи старания,
Не жалей труда!
Ведь, судьба на блюдечке
Удачу не несёт,
Постарайся чуточку,
Тогда она придёт!
В селе Молчаново Томской области, что в России, есть замечательные мастера-умельцы по художественной обработке природного материала.
Алёна Дмитриевна Крутенкова и Ольга Викторовна Кривошеина с удовольствием передают опыт по созданию аппликаций из соломки своим воспитанникам.
Педагоги и их воспитанники являются неоднократными победителями районных и областных выставок декоративно-прикладного творчества Томской области.
Они объединили усилия и создали «Соломенную азбуку».
Смакотина Анастасия: «А»- аисты
Смакотина Анастасия: «А» - анютины глазки
Крутенкова Виктория: «Б» - берёза
Крутенкова Виктория: «В» - встреча
Смакотина Анастасия: «В» - весна
Смакотина Анастасия: «В» - воробьи
Смакотина Анастасия: «Г» - груша
Смакотина Анастасия: «Г» - голуби
Смакотина Анастасия: «Г» - гуси-лебеди
Смакотина Анастасия: «Д» - деревня
Смакотина Анастасия: «Д» - дама
Смакотина Анастасия «Е» - егоза
Бибанина Екатерина:«Ж» - журавли
Крутенкова Виктория: «З» - замок
Григорьев Андрей: «И» - игла
Слепцова Марина: «К» - кот
Слепцова Марина: «К» - кукушка
Смакотина Анастасия: «Л» - любовь
Смакотина Анастасия: «Л» - лес
Крутенкова Виктория: «М» – мелодия
Смакотина Анастасия: «М» - мама
Смакотина Анастасия: «Н» - натюрморт
Смакотина Анастасия: «Н» - Новый год
Смакотина Анастасия: «О»- оленёнок
Смакотина Анастасия: «О» - осень
Смакотина Анастасия: «П» - петушок
Смакотина Анастасия:«П» - подсолнухи
Смакотина Анастасия: «П» - память
Смакотина Анастасия: «Р» - рыбы
Смакотина Анастасия: «Р» - рождество
Крутенкова Виктория: «Р» - ромашки
Крутенкова Виктория: «Р» - райская птичка
Бибанина Екатерина: «С» - стрекоза
Смакотина Анастасия: «С» - солнце
Крутенкова Виктория: «Т» - театр
Смакотина Анастасия: «У» - урожай
Крутенкова Виктория: «Ф» - фея
Смакотина Анастасия: «Ф» - фламинго
Смакотина Анастасия: «Х» - Христос Воскресе
Смакотина Анастасия: «Ц» - Цапля
Смакотина Анастасия: «Ч» - читатели
Смакотина Анастасия: «Ч» - читатель
Григорьев Андрей: «Ш, Ы» - шары
Григорьев Андрей: «Ъ» - подъёмный кран
Смакотина Анастасия: «Щ» - щеглы
Смакотина Анастасия: «Э» - эскимос,
Бибанина Екатерина: «Ю» - юла
Григорьев Андрей: «Я, Ь» - якорь
Желаем творческих успехов и удачи!
Рекомендуем посмотреть:
Научно - практическая конференция для дошкольников
Картина "Собачка из соломки" своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Цветочное панно из соломки своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Декоративное панно «Жар-птица» из соломки своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото и шаблонами
Похожие статьи:
Панно из соломки своими руками. Мастер-класс
Картины из соломки своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото