Экскурсия на пасеку с мастер - классом.
Автор: Воробьева Алла Абдулмеджидовна, воспитатель, г. Москва.Мастер - класс: "Изготовление саше".
Описание: Для педагогов и родителей. (У некоторых людей может быть аллергия на укус пчелы, о которой они даже не догадываются. Первые признаки: отек слизистой. Поэтому детей оставляем в детском саду).
Актуальность: Пчёлы играют важную роль в опылении цветущих растений, являясь самой многочисленной группой опылителей в экосистемах, связанных с цветами. Исчезновение пчёл грозит утрате мёда и урожайности. 365 дней нового года будут посвящены проблемам природы.
Цель: Ознакомление родителей с устройством пасеки. Просвещение детей на основе фото и видеоматериала.
Задачи:
- познакомить с содержанием пчёл и источниками медосбора;
- создать условия для комфортного пребывания на пасеке.
Ход экскурсии:
Воспитатель заранее планирует экскурсию на пасеку для взрослых. Договаривается с пасечником о количестве человек и времени прибытия. Пасечник, в свою очередь, готовит спецодежду и мёд по количеству пришедших.
На территории пасеки слушаем инструктаж по технике безопасности.
На солнечной поляне возле леса, за высоким забором, расположился разноцветный пчелиный городок – пасека. Пчеловоды рассказали о жизни пчёл, о зарождении пчеловодства.
По нормативным требованиям к организации пасеки, ульи должны быть окрашены в разные цвета (желательно синий, желтый, зеленый, белый).
Много лет назад пчёлы жили в одиночку. Но с изменением климата, стали переносить холода, тесно прижавшись друг к другу. Под воздействием неблагоприятной погоды семейственность у пчёл постепенно закрепилась в инстинкт. Коллективная жизнь помогла им спастись от вымирания.
Уже первобытный человек был знаком с медом и любил его. И так как занятие пчелами не требуют больших затрат, их и стали разводить. Стоит только вырезать часть ствола с дуплом, в котором живут пчёлы, вот тебе и пасека. Название пошло оттого, что дупла составляли на поляне – подсеке (пасеке).
На пасеке представлены колоды и специальные ящики для содержания пчёл - ульи.
Современный пластиковый улей.
В Древнем Египте, в усыпальнице Тутанхамона археологами обнаружен подписанный сосуд с мёдом: «Год пятый, мёд дома Тутанхамона».
Пчёлы — высокоорганизованные и эффективные летающие насекомые. Более эффективные опылители, чем жуки, мухи, бабочки и др. Не встречаются они только там, где нет цветущих растений.
Тело пчёл покрыто многочисленными ворсинками. Все пчёлы имеют две пары крыльев (задняя пара по размеру меньше передней).
Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. В этом деле помогают усы. Ими пчела чувствует запах за два – три километра.
Периодически пчёлы счищают с себя пыльцу, прилипшую к телу. Собирают её щеточками, расположенными на лапках и затем переносят в специальную корзиночку для цветочной пыльцы (из неё делают пергу). Лапки, покрытые волосками, служат для выполнения нескольких функций: чистка антенн, снятие пластинок воска.
Пчела символизирует благоразумие, трудолюбие, усердие, бдительность, бережливость.
Колонии пчёл многолетние, а количество особей в них достигает нескольких сотен.
В нормальных условиях семья состоит из одной пчелиной матки (царицы), рабочих пчёл (женских особей), а в летнее время и из трутней.
В семье каждая пчела исполняет свою функцию.
Предназначение пчелиной матки – увеличивать поголовье пчёл. Через 21 день из яичек появляются молодые пчёлки.
Функция молодой пчелы – сторожа заключается в проветривании улья и охране летка. Чужих пчёл беспрепятственно пропускают, если они несут с собой пыльцу или нектар, или в случае грозы. Остальные, например, воровки гибнут от жал хозяев улья.
Трутень – единственный на земном шаре насекомое, которое выводится из неоплодотворённого яйца. Пчёлы начинают выводить трутней ещё в июне, перед роением. Они нужны им для оплодотворения молодых маток и обогревания расплода. Трутень безобиден. У него нет жала. После оплодотворения матки трутни погибают. В августе оставшихся в живых трутней пчёлы изгоняют из улья.
Укрывной материал.
Зимуют пчёлы, сбившись в тесный клубок. Озябнув, пчёлы верхнего слоя перемещаются в середину, вытесняя на своё место других. С потеплением пчёлы – разминаются, запоминают местность и принимаются за дело. Напившись сами – носят воду для молодых, не научившихся ещё летать пчёлок; собирают свежий нектар с первоцветов; вылетая за добычей, попутно захватывают клубок расширяется и движение замедляется. Весной выходят сразу все лётные с собой мусор из улья (погибших за зиму пчёл, труху от утеплителя и пр.). Здесь приходят на помощь пчеловоды.
Пчелиный век короток: изнашивается на работе и гибнет. Летом, как правило, в полёте. Чтобы других пчёл не отвлекать от основного дела. Зимой – падает из тесного клубка на дно и, замерзая на ходу, ползёт к летку.
В середине лета пчёл нарождается во много раз больше, чем гибнет. Когда семья достигает больших размеров и пчёлам в улье становится тесно или не хватает питания, происходит разделение ее на две части (роение). Часть пчёл остаётся, другая же половина улетает. Ловля роев – это кропотливое и требующее внимание дело.
В зависимости от текущей потребности, пчёлы могут сконцентрироваться как на сборе нектара, так и на сборе пыльцы. Из цветочной пыльцы пчёлы делают пергу. Приносят ношу в корзиночках на лапках в улей. Затем, счищают её в ячейку и начинают головкой туго утрамбовывать. После чего заливают сверху мёдом. Эту витаминную пергу (или хлебину) пчёлы едят сами. Только после этого у них вырабатывается молочко, которым питаются личинки в первые дни жизни. Затем тоже переходят на пергу.
Забрус - продукт пчеловодства, остающийся от срезания крышечек запечатанных сот (то, что расположено за бруском ульевой рамки). Состоит из воска, обладает антибактериальными свойствами.
Вощина, используемая для рамок, изготавливается промышленным способом.
Дымарь и ящик с рамками.
После нескольких клубов дыма, пущенных в улей, пчёлы успокаиваются и меньше жалят. Когда пчёлы жили в дуплах, при первых признаках лесного пожара, они запасались мёдом на несколько дней, наполняя им зобики. За это время подыскивали новое жильё. Спустя много лет пчёлы всё также реагируют на запах дыма. Делают запас, а с ним трудно согнуть брюшко, а следовательно и ужалить.
Дегустация мёда.
Соты
Творческие работы из воска похожи на мини - гербарий. Попробуем и мы сделать что - то подобное.
Мастер – класс: "Изготовление саше"
Описание: Для родителей с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Может использоваться педагогами, как часть опытно - экспериментальной работы «Свойства воска».
Во Флорентийской аптеке Санта Мари Новелла, начиная с 1612 года и по сей день, изготавливают ароматные пластинки из воска. В их состав входят: натуральный пчелиный воск, сухоцвет, эфирные масла.
Пчелиный воск прекрасно передаёт ароматы и сам сохраняется в саше. Он снимает стресс и создаёт необходимую атмосферу для спокойного сна, семейного праздника, помогает проявить заботу о близких; пахнет летом, солнцем, полем и травами.
Применять ароматизированные восковые пластинки следует в шкафу с бельем, в автомобиле; как новогодний сувенир или украшение на ёлку.
Цель: Изготовление саше для домашних нужд в соответствии со своими вкусами.
Задачи:
- познакомить со свойствами воска;
- учить использовать природный материал для создания экологически чистых и полезных в быту предметов – саше;
- развивать кругозор и творческие способности детей;
- воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Материалы:
- небольшая кастрюля
- кружка для плавления воска
- крышка
- сухоцветы и травы для декора
- ароматическое масло
- трубочка для коктейля
- нож
Выполнение работы:
Полученный от сот воск переложить в кружку и поставить её в кастрюлю с водой. Нагревать до полного превращения воска в жидкость.
После чего быстро перелить в заготовленную форму (крышку). Пока воск не застыл, воткнуть часть трубочки для отверстия и украсить растениями.
Можно капнуть немного ароматического масла на поверхность.
Чтобы поделка легче вынималась – положите её остывшую на 10 минут в морозилку. Медальон достаём из крышки. Его можно перетопить и, поменяв наполнитель и эфирные масла, отлить заново. Это можно проделывать много раз.
В отверстие продеваем ленточку.
Если воска много – можно сделать работы разнообразной формы, размера, декора и украсить новогоднюю ёлку в едином авторском стиле. Тогда ель будет пахнуть не смолой, а мёдом.
У меня мало воска и места на ёлочке.
Работа делается на одном дыхании! Приятно видеть искреннее удивление и восторг в глазах детей и взрослых.
Спасибо за внимание. С Наступающим Новым годом!
Рекомендуем посмотреть:
Аппликация из природного материала в старшей, подготовительной группе
Декорирование вазы своими руками кукурузными зернами
Одуванчик из природного материала своими руками. Мастер-класс
Конспект занятия в творческом объединении
Похожие статьи:
Саше своими руками. Мастер-класс