Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Сказки». Старшая группа
Данное занятие разработано и проведено на основании основной общеобразовательной программы Учреждения, в соответствии с Федеральной образовательной программой и с учётом ФГОС ДО.
Образовательные области: речевое развитие.
Интеграция видов деятельности:
- «Социально-коммуникативное развитие» (способствовать развитию диалогической речи; умение договариваться, задавать вопросы; совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам; Формировать эмоциональную отзывчивость, воспитывать умение работать в коллективе и команде, продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, вызвать желание сопереживать);
- «Познавательное развитие» закреплять умение детей анализировать, ориентироваться в пространстве (ТРИЗ, развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, память, внимание).
«Физическое развитие»- содействие укреплению здоровья через использование физминутки.
«Художественно-эстетическое развитие» - использование музыкального сопровождения на аудиозаписи.
Лексическая тема: носит обобщающий характер и направлена на создание условий для повторения и обобщения знаний детей по темам, пройденным за учебный год в области познавательного развития. Проведено в соответствии с комплексно-тематическим планированием, с учетом возрастной группы и возможностей детей.
Формы образовательной деятельности: игра- путешествие.
Цель: закрепление знаний детей о сказках и сказочных героях.
Задачи:
Обучающие:
- активизировать в речи детей: названия сказок, имена сказочных героев, названия сказочных предметов;
- совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;
- закрепить знания о последовательности частей суток, дней недели;
- формировать эмоциональную отзывчивость.
Развивающие:
- способствовать развитию связной речи;
- способствовать развитию мыслительной и речевой активности детей;
- развивать мышление, воображение, внимание, инициативу…
Воспитательные:
- вызвать желание детей проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок;
- воспитывать уважение к книге, любовь и интерес к сказкам; воспитывать уважение друг другу.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.
Средства обучения для воспитателя: письмо от волшебника, презентация (картинки по сказкам), корзинка, клубок, волшебная палочка, цветочная поляна со сказочными героями, модель избушки на курьих ножках.
Средства обучения для обучающихся: герои сказок, раскраски.
Планируемые результаты: проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Принимает правила взаимодействия в группе. Обладает развитым воображением. Умеет поддерживать непринужденную беседу. Владеет своей речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Знает о последовательности частей суток, дней недели.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, чтение сказов «Золушка», «Дюймовочка», «Белоснежка и семь гномов», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Доктор Айболит», «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Принцесса на горошине», «Лисичка со скалочкой», «Дюймовочка», работа с иллюстрациями по сказкам, загадывание загадок о сказочных персонажах и сказочных предметах, игры-пантомимы, театрализованные игры.
Аппаратное обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, музыкальный центр.
Содержание занятия: традиционным подходом в проведении занятия заключалось в ходе занятия – вводная, основная и заключительная часть.
Инновационный характер в квест - игре заключается в применении современных технологий ТРИЗ и ИКТ.
Весь ход занятия логично связан единым игровым сюжетом.
Продолжительность занятия 25 минут.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: А как вы думаете, что такое сказка?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно: Эта волшебная история, где с героями случаются чудеса, оживают звери, птицы и начинают разговаривать человеческим голосом.
Воспитатель: Вспомните, какими словами начинаются сказки?
Дети: Жили – были; в некотором царстве, в некотором государстве…
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы все их очень любите слушать. А как вы думаете, кто придумывает сказки?
Дети: Народ, люди.
Воспитатель: А еще?
(ответы детей) Правильно, придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так через века и дошли до нас сказки. Поэтому такие сказки и называются – народными. Сказки еще бывают и авторскими.
Воспитатель: Как заканчиваются сказки?
Дети: добро побеждает зло, по-доброму, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
Мотивация. Проблемная ситуация
Слышен стук в дверь. Почтальон приносит письмо.
Воспитатель: - Ребята, вы не против, если я вам прочитаю письмо?
Дети: нет.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята, пишет вам Волшебник из сказочной страны. В нашем королевстве должен был состояться бал, куда были приглашены все сказочные жители. Но случилась беда. Вредная и очень злая Баба Яга заколдовала их. А я не могу расколдовать героев сказок. Она у меня украла волшебную палочку. Помогите мне вернуть от Бабы Яги мою волшебную палочку, чтобы я смог расколдовать всех жителей моей страны. Будьте очень аккуратны и внимательны она расставила свои ловушки».
Воспитатель: Ребята, мы сможем помочь волшебнику?
Дети: отправимся на помощь.
Воспитатель: Ну, хорошо, отправляемся к Бабе Яге за волшебной палочкой. Но каждый путешественник должен знать, когда он отправляется в путь. Какой сегодня день недели?
Дети: Среда.
Воспитатель: А какой день недели будет завтра?
Дети: Четверг
Воспитатель: Если сегодня среда, то какой день недели был вчера?
Дети: вторник
Воспитатель: Какие еще дни недели мы не назвали?
Дети: Понедельник, пятница, суббота, воскресенье.
Воспитатель: Правильно. А теперь скажите, какие части суток вы знаете?
Основная часть
Воспитатель: Итак, можно отправляться в путь. В путешествие всегда нужно брать корзинку, вдруг пригодится. Но как мы пойдем, не зная дороги? Ой, смотрите, ребята, в корзинке клубочек, он нам и покажет дорогу! Ты катись, клубочек показывай нам дорогу.
(Бросает клубочек вперед)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в сказочном лесу. А вот и избушка на курьих ножках.
Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом.
Баба Яга: Кто это там меня беспокоит? Откуда вы пожаловали?
Дети: Мы дети старшей группы «Лучики». Пришли за волшебной палочкой.
Баба Яга: Я не хотела никому ее отдавать. Больно мне понравилась эта палочка. Ладно, так и быть, отдам. Но сначала выполните мои поручения. Присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно.
Баба Яга: вот вам первое задание. Посмотрите внимательно на экран. Узнайте по картинке сказку и назовите ее.
Дидактическая игра «Угадай сказку»
1. «Гуси-лебеди».
2. «Кот, петух и лиса».
3. «Лиса и журавль»
4. «Маша и медведь»
Воспитатель: Молодцы! Мы справились с первым заданием.
Баба Яга: Ребята, я приглашаю вас на цветочную поляну сказок.
Дидактическая игра «Опиши поступок героя сказки»
Баба Яга: А вот и цветочки. Ой, они не простые! В них спрятаны герои сказок, которые совершали хорошие и плохие поступки. Возьмите цветочек, назовите сказочного героя, который спрятался в цветочке и охарактеризуйте совершенный им поступок.
Дети: В цветочке сидит Дюймовочка, она спасла ласточку, умирающую под землёй. Она совершила добрый поступок; «Петушок и бобовое зёрнышко», курочка помогла петушку, а вот петух, наоборот. Не послушался курочку. Поэтому с ним приключилась такая беда; «Доктор Айболит», спас больных зверей в Африке и т. д.,
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием прекрасно справились. Пора немножко отдохнуть.
Физкультминутка «Баба Яга»
В тёмном лесу есть избушка
(шагают на месте)
Стоит задом наперёд
(поворачиваются)
В той избушке есть старушка
(грозят пальцем)
Бабушка Яга живёт
(грозят другим пальцем)
Нос крючком
(показывают пальцем)
Глаза большие
(показывают)
Словно угольки горят
(покачивают головой)
Ух, сердитая такая
(бег на месте)
Дыбом волосы стоят
(руки вверх)
Баба Яга: Ребята! Я играла с волшебной палочкой, и нечаянно перепутала все сказки. Герои тоже перепутались и оказались не в своей сказке. Помогите вернуть героев в их сказки. Вы готовы?
Дети: Да.
Дидактическая игра «Путаница»
Воспитатель:
- Коли есть печка, не нужен и диван,
Щукой командует в сказке Иван
(не Иван,а Емеля).
- Дёрнуть за верёвочку Такой для входа код. Съел бабушку и внучку Голодный, серый кот
(не кот,а волк).
- Женат на лягушке уже он неделю,
Старшие братья жалеют Емелю
(не Емелю, а Ивана).
- Найти жену помог клубок,
Был счастлив очень Колобок
(не Колобок, а Иван-царевич).
- Волка не пускают, Волка братья злят. Крепкий дом построен
У троих козлят
(не козлят, а поросят).
- А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Те орешки - щёлк да щёлк
Разгрызает ловко волк
(не волк, а белка).
- Лягушка со стрелою
Печальная картина.
Женой квакушка станет
Теперь для Буратино
(не для Буратино, а для Ивана- царевича).
Заключительная часть
Баба Яга: Молодцы, всех героев вернули в свою сказку. Ну что ж, получайте волшебную палочку волшебника. Я ее положила… Ой, не помню, куда же положила? Но знаю, как ее найти. Я загадаю загадку, найдя отгадку найдёте и то, за чем ко мне пожаловали.
От жары укроет,
Прохладой напоит.
Одна благодать
Под ним стоять.
Дети: Под деревом.
Баба Яга: Ой, точно! Я же палочку оставила под деревом! Вот она. Это вам, ребята, подарок за смелость, за старание, за любовь к сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить эти раскраски дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое.
Воспитатель: Ребята! Вы у меня все молодцы! Палочку мы получили и непременно отправим ее волшебнику посылкой.
Воспитатель передает палочку и клубок Бабе Яге, которая складывает все в коробку для посылки.
Воспитатель: Баба Яга передай, пожалуйста эту посылку волшебнику. Ребята, нам пора возвращаться в нашу группу.
Воспитатель: Чтобы вернуться в детский сад нам надо сказать волшебные слова, повторяйте за мной:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вместе мы в кругу опять,
Крепко за руки держитесь,
В детском саду все окажитесь.
Рефлексия
Дидактическая игра «Незаконченное предложение»
1. Сегодня мы были…
2. Баба-Яга украла…
3. Мы отправились в …
4. Мы выполняли разные задания…
5. Мы вернули обратно ….
6. Мне понравилось…
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Бумага своими руками»
Конспект НОД в старшей группе на тему: Орешки
Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы»
Конспект занятия в старшей группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Коммуникация» на тему «Путешествие по сказке Колосок»