Учет гендерных особенностей в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
Мастер-класс для родителей и педагогов «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей»
Ход мастер-класса
1. Консультация-презентация для родителей «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей».
2. Практическая копилка по теме «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей».
2.1 Отличия мальчиков от девочек.
2.2 Коллаж «Мир мальчиков, мир девочек».
2.3 Игра «Два мира».
2.4 Аппликация «Снеговик и снеговичка».
2.5 Игрушки для мальчиков и для девочек.
2.6 Шуточный тест для родителей.
3. Подведение итогов.
1.Воспитатель презентовала родителям презентацию на тему мастер-класса «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей»
С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет, готовим ребенка к выполнению половой роли –голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая - у девочек.В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой.
Что мы воспитываем в девочках? В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность.
Что мы чаше прощаем мальчикам? Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость. Ребёнок в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой.
На что вы опираетесь в воспитании ваших детей?
Любовь, желание вырастить их полноценными членами общества-это движущий фактор в воспитании, но знания об особенностях развития своего ребёнка-это оружие, которым мы должны умело владеть, воспитывая в нашем ребёнке те или иные качества.
Я хочу вас познакомить с гендерными особенностями детей:
• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
• в возрасте 4-7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется; мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами, эта принадлежность к полу не изменяется в зависимости от ситуации или личных желаний ребёнка.
Огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека имеет семья- это самый древний и важный институт воспитания. Большую роль здесь играют семейные традиции. В полной семье мальчики подражают папе, девочки стремятся быть похожими на маму. Очень важно помнить, что дети - это дети. От них нельзя требовать безукоризненного соблюдения всех полоролевых условностей.Иная мама говорит своемупятилетнему сыночку:Что ты разнюнился?Мужчины не плачут!Но,простите,какой же он мужчина? Пока он только маленький мальчик, и относиться к нему надо соответственно. А поддержать его полоролевую составляющую следует только в состоянии успеха! Помог младшей сестрёнке, скажите ему:Какой ты молодец- настоящий мужчина растёт!Так он получит положительное подкрепление.А если поступать наоборот и при каждой неудаче напоминать добродетелидругих, у ребёнка может возникнуть отвращение к ним.
Тот же принцип относиться и к девочкам.
Представьте себе:вы пришли с работы,а ваша дочка,перемазавшись в помаде, туфлях на огромных каблуках вертится у зеркала.Не пугайтесь.Это нормально, Девочка просто хочет быть похожей на вас!Если вы боитесь, что она сломает фирменную помаду, не держите её на видном месте. А лучше всего-разделите с дочкой игру (во взрослую). Можно даже чуть-чуть накраситься как тётя,но потом тщательно смыть грим.Вреда от этого не будет,но сколько удовольствия! Это полоролевое воспитание. Но игра –игрой, а девочку надо учить следить за собой по-настоящему.Сейчас разные фирмы предлагают косметику,специальную для детей.Чрезмерные запреты могут ожесточить женское начало будущей леди.
Мальчик и девочка-это два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково.Надо постараться понять своих детей,мальчиков,девочек,ведь они-будущие мужчиныи женщины и должны соответствовать своей сути.А суть- каким должен быть человек.Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем,поможем избежать тех ошибок,которые наделали по незнанию.
2.Во второй части мастер-класса участники делятся на две группы и поделится знаниями о своих детях: 2.1 Отличия мальчиков от девочек
(родители пишут на листике отличия и по очереди зачитывают их). 2.2 Коллаж «Мир мальчиков, мир девочек».
Родители на листах А3 составляют коллажи «мальчиков и девочек».
2.3 Игра «Два мира».
Передавая мяч, родители заканчивают предложения:
Мне нравится воспитывать девочку/мальчика, потому что…
Мне трудно воспитывать девочку/мальчика …
Я завидую родителям, имеющим мальчика/девочку, потому что…
Мне не нравится в мальчиках/ девочках…
Хорошо быть мальчиком/девочкой, потому что…
Плохо быть мальчиком/девочкой, потому что…
Воспитывая мальчика/девочку, вы стараетесь, чтобы они были…
Обсуждение ответов.
2.4 Аппликация «Снеговик и снеговичка».
Сейчас на улице зима и все дети любят мастерить снеговиков. На улице снега нет, а так хочется слепить снеговика. Предлагаем Вам порадовать ребят и смастерить для них снеговика-мальчика и снеговика-девочку.
Материал: ножницы, бумага, ленты, самоклейка, клей-карандаш, фломастеры и др.
2.5 Игрушки для мальчиков и для девочек.
Ни печенье, ни ватрушки,
Ни сметану, ни кефир –
Покупаем мы игрушки
В магазине «Детский мир».
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи. А вот шары –
Мамы, папы, выбирайте
Вашим милым шалунишкам
Все, что нужно для игры.
Предлагаем Вам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка.
От каждого стола «идет в магазин» 1-2 родителя. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор. 2.6 Шуточный тест для родителей.
Дети вырастают и превращаются в мужчин и женщин. Мы хотим предложить Вам «Шуточный тест».
Напишите, пожалуйста, 7 животных по порядку.
Ответы для женщин: Мой муж -
1. Нежный как
2. Общительный как
3. Сильный как
4. Умный как
5. Независимый как
6. Улыбчивый как
7. Красивый как
Ответы для мужчин: Моя жена –
1. В кабинете у врача как
2. С подругами как
3. По телефону как
4. С родственниками как
5. С коллегами как
6. В магазине как
7. У себя дома как
3. В заключение мастер-класса воспитатель подводит итоги:
• Постарайтесь быть для своих детей образцом поведения(мужского и женского),если это не возможно, обратите внимание детей на то,как ведут себя уважаемые ребёнком, взрослые(педагог, знакомые);
• Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола(посещение д/с, прогулки, посещение и приглашение гостей), для них это будет хорошей тренировкой в поведении, свойственном представителям его пола;
• Чаще привлекайте детей к посильной для них помощи родителям по дому, например, можно вместе с мамой испечь пирог для всей семьи, или с папой починить сломанную мебель;
• Знакомьте детей с родословной семьи, рассказывайте поучительные или просто интересные истории, которые произошли с членами вашей семьи, необязательно только с близкими родственниками. Они будут способствовать развитию интереса ребёнка к истории семьи, воспитывать уважение к старшим, послужат примером для подражания.
• Организуйте дома пространство для игр с учётом пола ребёнка;
• Не оставляйте без ответа вопросы детей о поведении мужчин и женщин.Если ребёнок не получит ответа у вас, он найдёт его сам, и не всегда этот ответ будет верным.
• Используйте методы и приемы народной педагогики, читайте детям народные сказки, пойте колыбельные, рассказывайте о былинных героях;
• Формируйте у ребёнка поведение,свойственное представителям его пола с помощью совместных праздников, отдыха.При организации таких мероприятий необходимо учитывать возраст детей,ведь многие интересные для взрослых развлечения им не подходят. Заключение:
На этом мы заканчиваем работу нашего «мастер-класса», где мы обсудили вопросы полоролевого воспитания дошкольников.
И если у вас возникнут вопросы или затруднения в решении подобного рода задач, обращайтесь к воспитателям детского сада, психологу, мы всегда рады оказать вам помощь.
Уважаемые родители, в напоминание о нашей беседе, я хочу Вам раздать буклеты с подбором литературы, для домашнего чтения с учётом гендерного подхода, а так же памятки с рекомендациями по полоролевому воспитанию дошкольников.
Спасибо за внимание и плодотворное сотрудничество в работе!
Презентация на тему: Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей
Александра Абдувалиевна, спасибо за интересный конспект. Понравились разнообразные приемы используемые на занятии, а так же смена деятельности. Использование мультимедийного материала придает дополнительный интерес в мероприятию. Удачи, творческих успехов в новом году! Примите голос.
Спасибо за интересный конспект. Очень понравилось использование видеоматериала. Формирование представлений о поведении девочки и мальчика, их взаимоотношениях. Это успешно влияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка. Удачи.