Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного логопедического занятия для младших школьников к 9 мая

Конспект интегрированного логопедического занятия для младших школьников ко Дню Победы на тему "Цвет войны. Цвет Победы"
Автор: Соломкина Александра Игоревна, учитель-логопед МБОУ ООШ №20 пгт. Никель Печенгского района Мурманской области.
Описание работы: конспект данного логопедического занятия предназначен для учащихся 1-4 классов. Элементы данного конспекта могут использовать в своей работе учителя изобразительного искусства, воспитатели групп продленного дня. Конспект рассчитан на 45 минут.
Цель:развитие связной речи и творческих способностей младших школьников
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
• обогащение словаря детей;
• коррекция и развитие диалогической речи через формирование ответа полным предложением;
• коррекция и развитие слухового восприятия;
• расширение кругозора;
• развитие внимания, памяти;
• коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости);
• коррекция и развитие личностных качества, эмоционально-волевой сферы (навык самоконтроля, усидчивости).

Образовательные:
• знакомство с творчеством художников и поэтов-фронтовиков, а также художников и поэтов, писавших о Великой Отечественной войне;
• закрепление навыков выразительного чтения и чтения наизусть;
• закрепление приобретенные навыки подробного пересказа близко к тексту;
• знакомство с графикой как одного из видов изобразительного искусства;
• закрепление навыков работы с фломастерами, красками.

Воспитательные:
• воспитание интереса к занятиям;
• воспитание любви к изобразительному искусству.
• воспитание самостоятельности;
• воспитание положительных нравственных качеств (патриотизма, любви к стране, Родине; уважение к людям, участвовавшим в сражениях во время Великой Отечественной войны; бережное отношение к материалам, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:
• планирование объема материала с учетом возрастной работоспособности детей;
• соблюдение правильной посадки детей при выполнении практической работы;
• способствование созданию благоприятного психологического климата;
• соблюдение режима охраны зрения;
• чередование статических и динамических заданий.

Оборудование:
мультимедийный проектор, экран; бумага, краски (фломастеры, цветные карандаши, цветные восковые мелки).

Учитель-логопед. Ребята, наш урок мы проводим в преддверии Дня победы. В этом году наша страна отмечает 70 лет со дня освобождения России от немецко-фашистских захватчиков. Давайте вместе вспомним те минуты, когда советский народ узнал о страшной беде – о начале Великой Отечественной войны.
(Звучит аудиозапись голоса Ю.Левитана. Сообщение от Советского Информбюро о начале войны).

Чтец 1.
(Стихотворение Сергея Тельканова, участника Великой Отечественной войны).

«Июнь»
Какое страшное слово – «война»!
Оно пришло оттуда, от границы.
И ты стоишь безмолвно у окна.
Лицо – как мел, опущены ресницы.
И я молчу. Июньский светлый день
Вдруг помрачнел, закрылся дымкой тёмной,
Как будто в небе самолета тень
Повисла чёрной свастикой огромной.

(Автор плейкаста: svyatayaLOJ)

Учитель-логопед. Ребята, наш урок я начала со стихотворения Сергея Тельканова «Июнь» не случайно. Предлагаю вам задуматься, как изменился мир с момента осознания огромной трагедии, с момента начала войны? Нужны ли людям слова, чтобы обсудить надвигающуюся беду?
Ученики. Мы думаем, что слова не нужны. Женщина стоит «безмолвно у окна», молчит и мужчина, автор строк.
Учитель-логопед. Как вы предполагаете, о чём думает мужчина?
Ученики. Мы предполагаем, мужчина понимает, что он должен защищать Родину. На его долю выпадут лишения, боль, невзгоды. Возможно, он отдаст свою жизнь за Отчизну.
Учитель-логопед. Как вы считаете, о чём думает женщина?
Ученики. Нам кажется, женщина понимает, что война забирает у нее все самое дорогое: тепло и уют дома, спокойную (мирную), размеренную жизнь, любимого.
Учитель-логопед. Чтобы подчеркнуть трагичность момента, поэт словно «раскрашивает» свои строки. Белое лицо женщины, мрачный июньский день, тёмная дымка, чёрная свастика. Какие цвета предстают перед нами?
Ученики. Перед нами предстают цвета мрачные, тёмные, угрюмые, безрадостные, траурные…
(Варианты ответов детей можно записать в столбик на одной половине классной доски. Можно открыть заранее напечатанные и прикрепленные к доске слова-синонимы).
Учитель-логопед. Война… Она – источник боли и горечи. Задумывались ли мы о том, какого цвета война?
Посмотрите, пожалуйста, на рисунки, сделанные фронтовиками.

(Дементий Шмаринов. «Возвращение крестьянки на пепелище», 1942 г.)

(Дементий Шмаринов. «Мать», 1942 г.)

(Е.И. Комаров. «Сталинградские официантки», 1943 г.)

(Е.И. Комаров. «Наблюдательный пункт 120 гвардейского полка «Красный октябрь», 1943 г.)

Учитель-логопед. На всех картинах авторы мастерски точно передали ужас войны. Смятый, искорёженный металл, хищно торчащие обломки, выбитые взрывами окна домов, мертвые бойницы вражеских укреплений и боль, скорбь в глазах людей, напряженные лица, слёзы и горечь.
Такие работы выполнены в одном из видов изобразительного искусства – графике. Слово «графика» произошло от греческих слов «пишу», «черчу», «рисую». Графические работы – это четкие, контрастные рисунки, в основе которых лежат линии, штрихи, пятна и точки.
И эти штрихи, пятна и черточки под умелыми руками художников-графиков превращались в картины, которые до сих пор будоражат умы и сжимают сердца.
70 лет назад кончилась война. Вопрос: «Какого цвета была война?» был задан ветеранам Великой Отечественной.

Галина Павловна Юдина. Молоденькой девушкой, в 17 лет, она ушла на фронт. В 1943 году принимала участие в Курской битве, но не относит себя к особым героям. «Я не была ни лётчиком, ни танкистом, всего лишь передавала приказы командира – радистка».
Галина Павловна считает, что у Великой Отечественной цвет огня – оранжевый. «Но ведь это и цвет плодов земли, теплого очага, – рассуждает она, – всего того, что нам надо было защищать».
Любовь, неиссякаемый интерес к жизни стали основой для многих замечательных занятий Галины Павловны Юдиной. Она прекрасно вышивает, умеет делать искусственные цветы. Кстати, последнее увлечение не случайно. Цветы всегда были в семье на особом месте.
«Какой мой любимый цвет? – переспрашивает Галина Павловна. – Наверное, все-таки оранжевый». И действительно, у нее яркие в этот тон волосы. Этот необычный цвет упрямства, яркой самобытной жизни очень ей подходит. В нем умение всегда держать удар. Держать удар на золотой волне памяти, какой бы стороной ни поворачивалась к тебе жизнь.

Иосиф Фадеевич Богдан. Воевал артиллеристом. Пережил множество фашистских танковых атак. В одном из кровопролитных боёв в Польше потерял много однополчан. Сумел подбить гранатой вражеский танк, но был тяжело ранен. Только ночью к нему смогли подобраться санитары и оказать помощь. Награда (медаль «За отвагу») нашла Иосифа Фадеевича в госпитале.
«Мой любимый цвет? Голубой. Цвет неба без копоти и дыма пожарищ», - утверждает ветеран.


Александр Васильевич Вячеславов. Был призван в армию осенью 1942 года. Воевал в минометной батарее на Воронежском фронте. После ранения в 1944 году был направлен на Карельский фронт.
«Это были тяжелые будни. Жили в землянках. Служили, ели на снегу, на нём же и отдыхали, когда пригревало солнышко. Иногда полежишь так, а шинель-то и примерзнет, потом отрывать приходилось. Ничего, нормально, весело даже. Помню, в конце лета нашли мы в лесу черничник и так от души наелись ягод, что друг на друга не могли смотреть без улыбки! Фиолетовые губы, фиолетовые ладони… И сейчас нравится мне этот цвет. И вкус черники нравится».
Александр Васильевич закончил войну в Финляндии. В ноябре 1945 года был демобилизован из армии. Награждён орденом «Красной Звезды», медалью «За освобождение Заполярья», медалью «За победу над Германией», а также грамотой Верховного Главнокомандующего.

Говорят, каждое время, эпоха, отрезок истории имеет свой цвет. Для каждого он свой, в зависимости от того, сколько отдано ему человеческой души и силы. И истинный цвет войны все больше скрывается за дымкой тумана, легенд и песен. Так какого же она цвета, эта война?

Чтец 1.
Я проснулась от вопроса,
Что возник из темноты:
«А война какого цвета?
Что ответила бы ты?»

Кто задал вопрос не знаю,
Но спешу найти ответ:
Для меня война какая?
У войны бывает цвет?

Книгу памяти листаю,
И передо мной
Чередой проходят судьбы
Связанных с войной…

Чтец 2.

Война - смерть, разруха, горе,
Слёзы жён и матерей.
Цвет военный только чёрный
Он земли черней.

«Синий цвет войны», -
Добавил узник молодой. -
«На предплечье след оставлен…
Номер синий мой».

Похоронку мать достала
И в тиши ночной
Фиолетовою стала
От слезы людской.

Чтец 3.

Но горит кроваво-красный,
Это цвет знамён
Под которыми отряды
Поднимались в бой.

- Нам земелька хлеб рожала,
Чтоб смертям назло
Золотом для всех сияло
Спелое зерно.

- Небо, небо голубое,
А на нём рассвет.
Вновь любимая рукою
Машет мне в ответ…

Чтец 4

Нет, оранжевой каймою
Ленты орденов
О войне напоминают
С наших пиджаков.
В день Победы засверкает
Радуга цветов.
Праздничный салют смешает
Горе и любовь.

Засыпаю сном спокойным,
Найден мной ответ:
Жизнь всегда сменяет горе…
РАДУГА нам шлёт привет!!!
(Татьяна Болотова «Какого цвета война?»)

Учитель-логопед. Война – источник боли и горечи, гордости и славы нашего народа. Со словом «война» ассоциируется не только страх и ненависть, но и огромное желание жить! История пережитой народом трагедии и достигнутой Победы живет сегодня с нами! Какие цвета несёт Победа?
Ученики. Победа изображена светлыми, солнечными, счастливыми, ликующими, праздничными, жизнерадостными красками.
(Варианты ответов детей можно записать в столбик на одной половине классной доски. Можно открыть заранее напечатанные и прикрепленные к доске слова-синонимы).

Учитель-логопед. Давайте выполним небольшую разминку.

Физминутка.
(Звучит песня «Моя армия». Музыка Э.Ханкок, стихи И.Резник. Исполняет группа «Непоседы»).
Стройные ряды под небом чистым –
Это наши славные полки. (марширование на месте)
С вами я, танкисты и артиллеристы,
Летчики, стрелки и моряки. (бег на месте)

Моя Армия сильная, сильная,
Моя Армия смелая, смелая, (повороты влево – вправо)
Моя Армия гордая, гордая,
Эта песня об Армии моей. (наклоны право - влево)

Наша Армия самая сильная,
Наша Армия самая смелая, (поднятие рук вперед, опускание вниз)
Наша Армия самая гордая!
И святая защитница детей! (поднятие рук вверх, опускание на плечи)

Учитель-логопед. Ребята! Давайте попробуем ответить на вопрос: какого цвета война и какого цвета Победа? Ответ прошу выразить рисунком. Должен ли быть рисунок обязательно мрачным? Мир разноцветный, ему война не нужна!

Детьми выполняется практическая часть занятия. В конце урока из завершенных работ оформляется выставка «Цвет войны. Цвет победы».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного занятия в 1 классе. Встреча с ветераном ВОВ Логопедический утренник в начальной школе к 9 мая - День Победы. Сценарий Вечер встречи ветерана Великой Отечественной Войны с учащимися
Участник №367 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Опубликовано: 3485 дней назад (11 мая 2015)
Просмотров: 3313
+2
Голосов: 2
Елизавета Сергеевна Сергеева # 11 мая 2015 в 16:50 +1
Добрый день, Александра Игоревна! Мне очень понравилось Ваше занятие! Дрожь по телу! Очень оригинальный подход к знакомству с Великой Отечественной войной! Не перестаю удивляться от того сколько граней есть у этого времени...Никогда не задумывалась о цвете войны... Прекрасно подобран материал к занятию: стихи, фотографии, рисунки...Беру в закладки материал! Как пожелание - хотелось бы посмотреть на получившиеся работы детей.
Ольга Михайловна Лазарева # 11 мая 2015 в 19:06 0
Браво, доступно, сенсорно и актуально!