Сценарий для подростков «Турнир знатоков морали и права»
Конспект занятия «Турнир знатоков морали и права» для детей подросткового возраста
Автор: Ахмедов Али Алиевич, воспитатель.
Место работы: ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера», г.Харабали, Астраханская обл.Конспект занятия «Турнир знатоков морали и права» для детей подросткового возраста
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия «Турнир знатоков морали и права». Надеюсь, что предложенный материал будет полезен педагогам в работе с трудными подростками, классным руководителям, а также воспитателям реабилитационных центров.
Цели занятия:
1. Формирование, развитие и закрепление нравственно-правовой культуры, активной гражданской позиции детей; профилактика делинквентного поведения трудных подростков.
Задачи: развивать духовно–нравственные качества личности подростков; учить детей ответственно поступать в ситуациях нравственного выбора; формировать навыки практического использования знаний; развивать логическое мышление, память, коммуникативные способности.
Раздаточный материал: карточки.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Цитаты:
"Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений". (П. Гольбах)
"Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя".(Демокрит)
"Мораль есть учение не о том, как мы должны считать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья". (И. Кант)
"Порядочен тот, кто свое право измеряет своим долгом". (Ж. Лакордер)
"Главное условие нравственности — желание стать нравственным". (Сенека Младший)
Ход занятия
Друзья, мы с вами живем в правовом демократическом государстве. Для становления в нашей стране полноценного зрелого гражданского общества необходимо, чтобы вы, молодое поколение, соблюдали законы государства, уважали личностные свободы окружающих, были способны к разнообразной продуктивной деятельности на благо государства, общества, своей личности.
Вы уже знаете, по каким нормам должен жить человек в обществе. Есть две нормы жизни: мораль и закон.
Сегодня у нас состоится «Турнир знатоков морали и права». Предлагаю капитанам представить свои команды.
Капитаны представляют членов своей команды в виде краткой презентации.
Девизы команд:
1. Добро и зло – две стороны медали,
А чья важней, зависит от морали.
2. Поэтом ты можешь не быть,
Но гражданином быть обязан. (Н. Некрасов)
I.«Разминка»
Командам предлагается ответить на восемь вопросов.
На экран проецируются слайды с вопросами. После каждого ответа команды на экране появляется правильный ответ. Обсуждение ответов.
Слайд № 4,
Вопрос 1.Что такое право?
Ответ: Право - это совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Эти правила называются Законами.
Вопрос 2.Что такое мораль?
Ответ: Мораль - система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.
Слайд 5
Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их формирования, становления, создания.
Вопрос 3. Как создаются и санкционируются правовые нормы?
Ответ: Правовые нормы создаются и санкционируются только государством, им же отменяются.
Вопрос 4. Как формируются моральные нормы?
Ответ: Моральные нормы формируются и развиваются спонтанно, в процессе практической деятельности людей. Для моральных норм не нужно согласие властей. Достаточно, чтобы эти норм признали сами люди.
Слайд 5
Право и мораль различаются по методам их обеспечения, контроля.
Вопрос 5. Кто и как контролирует выполнение правовых норм, законов?
Ответ: Правовые нормы и законы охраняются, защищаются государством. За правом стоит аппарат принуждения (армия, полиция, прокуратура, суды), который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушил. Закон – это не просьба, не совет, а властное требование.
Вопрос 6. Кто и как контролирует (регулирует) выполнение моральных норм?
Ответ: Выполнение моральных норм контролирует человеческая совесть, моральное сознание человека и общество. Выполнение моральных норм – частное дело каждой личности.
Слайд 7
Право и мораль отличаются по форме их выражения, фиксации, закрепления.
Вопрос 7. Каким образом фиксируются, закрепляются правовые нормы?
Ответ: Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, в законах, указах,
в постановлениях.
Вопрос 8. Каким образом фиксируются, закрепляются моральные нормы?
Ответ: Нравственные нормы возникают и существуют в сознании людей – не имеют четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются.
Слайд 8
У правовых и моральных норм разные оценочные критерии, социальные мерки.
Вопрос 9. Назовите основные критерии правовых норм.
Ответ: правомерно – неправомерно;
законно – незаконно;
наказуемо – ненаказуемо.
Вопрос 10. Назовите основные критерии моральных норм.
Ответ: добро – зло;
похвально – постыдно;
честно – бесчестно;
благородно – неблагородно;
нравственно – аморально;
совесть, честь, долг и т. д.
II. Конкурс капитанов:игра слов
Капитаны выбирают карточку с заданием (задания проецируются на экран).
Слайд 9
Право регулирует отношения между людьми с помощью законов и опирается на силу государства (полиция, армия, суд, тюрьма).
Мораль регулирует отношения людей путем убеждения, действия на их сознание, на их разум. Она опирается на силу общественного мнения, на силу порицания или одобрения людей и полагается на совесть человека.
Внимательно прочти подсказку выше и закончи предложение, используя слова «сила», «авторитет» (нужно использовать оба слова).
Аргументируйте свой ответ.
Задание № 1
Закон и право опирается на … (закончи предложение, используя слова «сила», «авторитет»)
(Ответ: авторитет силы. На силу государства. Человек обязан соблюдать закон).
Задание № 2.
Мораль и нравственность опирается на… (закончи предложение, используя слова «сила», «авторитет»)
(Ответ: силу авторитета. Общественное мнение, самоуважение, чувство собственного достоинства. Человек добровольно берет на себя обязанность быть хорошим, добрым, честным, справедливым).
III. Тестирование.
(Каждая команда получает таблички с цифрами "1","2","3" (буквы "a","b","c"). Вопросы теста по очереди проецируются на экран). Команда должна поднять табличку с номером правильного ответа и аргументированно отвечать. После ответа команды на экране появляется правильный ответ. Обсуждение.
Слайды 10-11
Подумайте и выскажите свое мнение……
1. Что такое закон?
1) документ, регулирующий взаимоотношения людей;
2) общепринятые нормы, обязательные для исполнения;
3) наказание за преступление.
2. В чем цель наказания?
1)посадить человека в тюрьму;
2)предотвратить новые нарушения закона;
3)наградить правонарушителей.
3. Правонарушение – это…
1) нарушение закона;
2) нарушение распорядка дня;
3)нарушение режима питания.
4. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
1) с 18 лет;
2) с 7 лет;
3) с 20 лет.
5.Право зарождается:
1) в органах власти;
2) в самом обществе;
3) в среде политиков.
6. Право должно отражать интересы:
1) только группы лиц;
2) представителей власти;
3) всего населения страны.
7.Право обязательно:
1) только для граждан и государства;
2) только для предприятий и организаций;
3) для граждан, организаций, государства.
8. Что такое дееспособность?
1) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия;
2) способность иметь права и обязанности;
3) так по-другому называется право на труд.
IV. «От теории – к практике»
Какие правовые или моральные нормы нарушены в этих ситуациях?
Команды получают карточки с заданием. Инсценировка и обсуждение ситуаций.
(Задания проецируются на экран для участников и зрителей).
Слайд 12
Ситуация первая
На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.
Выбрасывает телефон. ( Имитация)
Порча чужого имущества
(167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред),
Слайд 13
Ситуация вторая
В класс вбегают мальчишки:
– А «Зенит» выиграл, но никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Пишут. (Имитация)
Осквернение зданий и транспорта
(ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба). Следует знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.
V. Конкурс «Хочу все знать» –
работа в группах
Команды получают конверты, где лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Участники должны найти соответствующее пояснение и, если нужно, проиллюстрировать конкретными примерами. На подготовку дается три минуты.
Слайды 14-15
На экран проецируются слова.
После ответа команды на экране появляется правильный или уточняющий ответ.
1.Вежливость – это качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается
на доброжелательности внимании, уважении к людям.
2.Выдержанность – умение контролировать свои поступки, действовать сообразно своим
целям, несмотря на трудности и препятствия.
3.Грубость – бестактность, раздражительность, недоброжелательность к людям,
невнимание к интересам других людей.
4.Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
5. Искренность – качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой
и другими людьми.
6.Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо.
7.Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с
желанием помочь в его преодолении
8.Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении трудовой
деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
VI. Ситуации из вашей жизни: «Нравственный выбор»
Друзья, вам придется сделать нравственный выбор по принципу «добро-зло», «благородно-неблагородно», «похвально-постыдно»
Слайды №16-17
1 ситуация
– Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
a)Отложу все дела и займусь оформлением;
b)Займусь, если будет свободное время;
c)Перепоручу другому человеку.
2 ситуация
– Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
a) Сразу же уступлю место;
b) Попрошу соседа, чтобы уступил место;
c) Отвернусь или буду читать книгу.
3 ситуация
– Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
a) Постараюсь защитить;
b) Позову на помощь и попрошу вмешаться прохожих;
c) Пройду мимо.
4 ситуация
– Ты нашел кошелек, где было 1000 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу;
б) Передам взрослому;
в) Возьму себе.
Слайд 18
Ребята, старайтесь всегда соблюдать моральные и правовые нормы нашей страны, гражданами которой вы являетесь.
С давних времен людям дано право выбирать между добром и злом.
Никогда не забывайте о том, что в жизни всегда есть возможность выбора между «плохим» и «хорошим».
Сделайте правильный выбор. Тогда точно не будет стыдно вам за свои поступки, действия, слова.
Пока судьи подводят итоги, хочу рассказать вам притчу о добре и зле.
«Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени, разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Подведение итогов. Награждение команд
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия. Культурные традиции и обычаи Белгородчины
Методическая разработка классного часа для 8 класса на тему: Здоровый образ жизни
Внеклассное мероприятие в школе "Модный школьный приговор"
Внеклассное занятие «Пиво: мифы и реальность». Конспект для старшеклассников
Похожие статьи:
Мероприятие «День славянской письменности» в школе, 8-9 класс
Шоу – программа для подростков. Сценарий