Проект «Литературная гостиная», посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю Лермонтова» . Проект-сотрудничество с родителями.
Автор: Хамидулина Альмира Идрисовна, учитель начальных классов МБОУ прогимназии « Кристина» г. Томска.
Цель: ознакомление с творчеством великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, создание условий для вовлечения в проектную деятельность всех учащихся класса, привлечение родителей к процессу проектирования.
Задачи: изучить этапы биографии поэта, развивать навыки проектной деятельности ,учить умению представлять готовый продукт, развивать коммуникативные, познавательные, личностные ууд, содействовать сотрудничеству детей, родителей и учителя.
Назначение и описание проекта: данный материал будет полезен учителям начальных классов. Что делали все ребята? Конечно, рисовали на уроке изо портрет М. Ю. Лермонтова! Получились разные « Лермонтовы» с одной стороны, а с другой- все увлеченные, умные, с черными горящими глазами, безгранично талантливые! Что еще? Конечно, все ребята учили наизусть самые лучшие стихотворения поэта, в том числе известное « Бородино».Что было дальше? В данном проекте мой класс разбился на 4 группы, по 5-6 человек. Каждая из групп работала над своей маленькой, но очень значимой темой: « Биография М. Ю. Лермонтова», «Кавказ в жизни Лермонтова», « Дуэли поэта». Двум группам досталась одинаковая тема, но тем и интереснее- результат у групп был неповторимый! Родители все время сопровождали ребят, помогали и консультировали! В итоге состоялась
Литературная гостиная, где гостями были и наши
родители!
Тип проекта : исследовательский.
Вид проекта: краткосрочный ( 2 урока литературного чтения и 2 занятия внеурочной деятельности по направлению « Я гражданин»)
Ему была посвящена Литературная гостиная.
В октябре 2014 года мы отмечали 200 лет со дня рождения великого русского поэта
Михаила Юрьевича Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 октября (15 октября) 1814 года,15 июля [27 июля ) 1841 года поэта не стало. Похоронен в Пятигорске.Его творчество оказало большое влияние на известных русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова отображены в живописи, кинематографе, театре. За свою короткую жизнь М. Лермонтов не раз приезжал на Кавказ. Мать его умерла рано, и когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, его бабушка, Елизавета Арсеньевна несколько раз из Тархан (теперь город Лермонтово) Пензенской губернии наведывалась в гости в имение к сестре – Екатерине Столыпиной. Для укрепления здоровья (а в этих местах было много минеральных источников ) она брала с собой и маленького Мишеля. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах в 4 года -в 1818г. второй раз - в 1820 г., третий - в 1825г.
Конечно, экзотическая, яркая , природа Кавказа оставила неизгладимый отпечаток в творчестве поэта.
Лермонтов прожил короткую жизнь, но участвовал в двух
дуэлях. Первая состоялась 18 февраля 1840 года в Петербурге , за которую Лермонтов был сослан на Кавказ, другая - 15 июля 1841 года в Пятигорске. Вторая дуэль закончилась его смертью . Характер поэта был, безусловно, сложным, противоречивыим и дерзким. Но он оставил своим потомкам бесценный клад в виде своих произведений.
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Смерть поэта
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.
Погиб поэт!- невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?... издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он - с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Утёс
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Деятельность учителя .
1.помогаю ученикам определить цель проекта;
2.рекомендую источники получения информации;
3.рекомендую возможные формы деятельности;
4.содействую прогнозированию результатов данного проекта;
5.создаю условия для активности школьника, вовлекаю всех детей до единого;
6.являюсь надежным партнёром;
7.помогаю ученикам оценить полученный результат ;
8.разрабатываю памятку для родителей.
Роль родителей в проекте.
1. ознакомиться с ПАМЯТКОЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ детей, участвующих в проекте:
Памятка.Участие в проектной деятельности – нелегкий и важный труд и для школьника, и для его родителя. Проектная деятельность подразумевает самостоятельность ученика, но задача родителя- изучить суть проектной деятельности, её этапы, требования к процессу и результату выполнения, Будьте готовы содействовать своему ребёнку в случае, если он обратится к Вам за помощью .
ПОМНИТЕ: также, как книги, журналы, фильмы- вы играете роль источника информации для своего ребенка!
2.помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
3.помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
4.помочь в правильной формулировке задачи проекта.
5.помочь спланировать работу.
6.посодействовать ребёнку в посещении музея, библиотеки, выставок, книжных магазинов, в поиске дополнительных источников информации по теме проекта.
7.помочь оценить результаты и сам процесс работы над проектом.
Деятельность учащихся.
1. в процессе работы над проектом ребята познакомились с биографией великого русского поэта.
2. рисовали
портреты М. Ю. Лермонтова.
3. учили наизусть его
стихи.
4.
инсценировали дуэль Лермонтова с Барантом.
5. учились работать
в группах, распределяли обязанности, поддерживали друг друга.
Продукт проектной деятельности.
Готовимся выступать!
Такая получилась газета!Одна из!
Готовимся к сцене дуэли!
Сцена дуэли!
Увлеклась чтением стихотворения!
Знакомьтесь-это наши
родители!Наши друзья и помощники! И почетные гости
Литературной гостиной!
Таким образом, образом, совместная деятельность при работе над нашим проектом принесла свои плоды.
Участие вместе с детьми родителям очень интересно, это своего рода сотворчество.
Родители растут вместе со своими детьми и узнают много нового .Получается, что и дети, и родители, помогают друг другу!Оценивая проектную деятельность,
родители по другому смотрят на своего
ребенка, понимая, сколько в нем познавательной активности, личностных качеств, увлеченности.Общение с сыном или дочкой по времени становится больше, а это немаловажно в нашей современной жизни, наполненной сотовой связью, интернетом и другими
современными технологиями.
Рекомендуем посмотреть:
Проект ко Дню Победы в школе
Программа воспитательной работы классного руководителя
Метод проектов в школе
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе