Конспект занятия в старшей группе детского сада по ФЭМП
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП "Необычное путешествие"
Автор: Иванова Анна Александровна, воспитатель ГБДОУ д/с 77 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
Аннотация методической разработки занятия.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Тип непрерывной образовательной деятельности: формирование элементарных математических познаний.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Продолжительность: 25 минут.
Группа: старшая.
Цель: закрепление пройденного материала.
Задачи:
Познавательное развитие:
- закрепить представления детей о геометрических фигурах;
- совершенствовать умение различать геометрические фигуры по признакам (форма, цвет, размер);
- развивать умение выделять заданную величину из множества;
- формировать умение группировать геометрические фигуры по различным признакам;
- развивать логическое мышление;
- развивать ориентировку на плоскости и в пространстве;
- развивать целостное восприятие;
- развивать пространственное воображение;
- повышать познавательную активность детей.
Речевое развитие:
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- развивать умение отражать в речи результат умозаключений;
- упражнять в умении отгадывать загадки;
- развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- развивать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки;
- способствовать развитию индивидуальных качеств каждого ребенка, его интересов и потребностей;
- вызывать у детей эмоциональную отзывчивость.
Физическое развитие:
- развивать общую моторику.
Оборудование и материалы: кукла Незнайка, карточки с картинками из геометрических фигур, блоки Дьенеша, карточки с головоломками, с цифрами, картинка «Петушок», изображения геометрических фигур липучке для работы на фланелеграфе, магнитофон и диски с записями веселых мелодий, звука едущего поезда и объявлений остановок..
Ход НОД:
Входит воспитатель с куклой Незнайкой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел! Это Незнайка и он хочет попросить нас о помощи. Поможем ему? Что у тебя случилось, Незнайка?
Незнайка: Я приехал к вам из страны Математики. Там случилась беда: злой враг король Неуч напал на эту страну и хочет ее уничтожить. Очень уж не любит Неуч математику. Королева страны Математики отправила меня к вам за помощью.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке спасти страну Математику от грозного врага? Отлично! А поможет нам попасть в эту страну волшебный поезд. Занимайте места -поезд отправляется!
Дети строятся друг за другом, кладут руки на плечи стоящему впереди и произносят заклинание:
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре –
Так стучат колёса,
Если поезд мчится.
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре –
Помогает поезд
Мне считать учиться. (А. Мохорев)
Под ритмичную музыку « поезд» двигается к первой «станции».
Звучит запись, имитирующая объявление на станции: «На станцию «Геометрические фигуры» прибыл скорый поезд номер 1. Прошу пассажиров покинуть вагоны для выполнения заданий».
Воспитатель: Король Неуч заколдовал жителей этого города – они стали невидимыми. Чтобы расколдовать жителей мы должны правильно разгадать загадки, которые оставил нам Неуч:
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья?...(круг)
2. Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…(квадрат).
3. Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь?...(треугольник).
4. Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...(овал).
5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь…(прямоугольник)
Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает изображения геометрических фигур на фланелеграфе.
Воспитатель: Вы отлично справились с заданиями – жители города Геометрических фигур расколдованы! Они благодарят нас и обещают помочь нам победить короля Неуча, если мы правильно сосчитаем фигуры.
Игра «Геометрическая головоломка».
Детям раздаются карточки с головоломками.
Воспитатель: Отлично, ребята, отправляемся дальше! Но что случилось? Двери в вагонах закрыты!
Незнайка: Пока вы были в городе Геометрических фигур, прилетел помощник короля Неуча и заколдовал наш поезд. На двери каждого вагона он приклеил картинку, составленную из фигур. Вам надо ее повторить – это и будет ключом, открывающим двери вагона.
Детям выдаются индивидуальные карточки с картинками и блоки Дьенеша.
Составление рисунка из геометрических фигур.
Воспитатель: Молодцы! Занимайте свои места в вагонах, мы отправляемся в следующий город.
Звучит ритмичная музыка, дети строятся в «поезд» и под музыку двигаются к следующей «станции».
Звучит запись, имитирующая объявление на станции: «На станцию «Цифроград» прибыл скорый поезд номер 1. Прошу пассажиров покинуть вагоны для выполнения заданий».
Воспитатель: Мы прибыли на новую станцию. Жители этого города тоже заколдованы – король Неуч изменил их. Нам надо помочь им, ребята. Чтобы справиться с этим колдовством, надо быть не только умными, но и сильными!
Воспитатель раздает детям карточки с написанными на них цифрами (в пределах 10) и стрелочками вправо или влево. Если стрелка показывает вправо, ребенок называет число на 1 больше, чем то, что написано на карточке. Если стрелка показывает влево, ребенок называет число на 1 меньше. После называния числа ребенок приседает названное количество раз.
Незнайка: какие вы молодцы, ребята! Вы расколдовали жителей города. В благодарность они подарили нам картину. Но она необычная! Посмотрите! Какие цифры вы тут узнали?
Демонстрируется картина «Петушок». Дети называют цифры, из которых состоит фигуры птицы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь садимся в поезд и отправляемся в столицу страны Математики – город «Логика».
Звучит ритмичная музыка, дети строятся в «поезд» и под музыку двигаются к следующей «станции». Звучит запись, имитирующая объявление на станции: «На станцию «Логика» прибыл скорый поезд номер 1. Прошу пассажиров покинуть вагоны для выполнения заданий».
Воспитатель: Смотрите, ребята, король Неуч окружил город! Надо скорее закрыть ворота города, чтобы враги не попали внутрь. Для этого надо подобрать ключи-отгадки к каждым воротам.
Слушайте задание первых ворот:
Бабушка вязала на зиму внучатам шапки и варежки. Она связала три шапки и шесть варежек. Сколько у бабушки внуков? (три)
Задание вторых ворот:
Маша разделила шоколадную конфету на три кусочка. Сколько ей для этого надо было сделать разрезов? (два)
Задание третьих ворот:
Как перечислить пять дней недели, не называя их по именам? (будни)
Незнайка: отлично, ребята! Вы закрыли все ворота и не дали злому королю захватить город!
Королева страны Математики очень благодарна вам за помощь. Она просила передать вам вот эти медали в память о славной победе над злым королем Неучем! Ну а я прощаюсь с вами – королева ждет меня.
Воспитатель: Вот и закончились наши приключения в стране Математики! Мы не прощаемся с этой удивительной страной и часто будем сюда возвращаться. Садитесь в поезд, ребята, возвращаемся домой.
Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали и что делали? (ответы детей, подведение итогов занятия).
Используемая литература:
Давайте поиграем: математические игры для детей 5 – 6 лет. Ред. А.А.Столяра Изд. Просвещение 1991г.
Блоки Дьенеша: Для самых маленьких (2-3г). – изд. Корвет, 2005г.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы: Спасти весну
Конспект НОД по ФЭМП в детском саду в средней группе «Два веселых гуся в гостях у ребят»
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Счёт в пределах 10