Концептуальная идея этой программы - совместное участие учащихся с ограниченными возможностями здоровья и учащихся с категорией «норма». Участие детей в этой программе – это возможность социализации через совместную творческую деятельность.
Цель:
- создание условий для творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
создание условий, направленных на повышение самооценки участников программы;
создание условий, направленных на социализацию участников программы.
Участники: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья образовательных учреждений города и района.
Оборудование: видеоматериалы (обучающие и развивающие) «Мамино солнышко», «Почему бывает радуга», «Малыш и Синий Осьминог», музыкальный файл «В дорогу», листы А4, фольга, клей, бумага, серпантин, ленты, кольцебросы, кегли, театральный аквагрим.
Условия проведения:
во время ожидания всех участников программы демонстрируются следующие видеоматериалы: «Мамино солнышко», обучающие мультфильмы «Почему бывает радуга», «Малыш и Синий Осьминог».
Цель визуальных объектов: создание благоприятного психологического климата и доброжелательных отношений среди участников игровой программы. Тематическое содержание видеоматериалов поддерживает основную идею самого мероприятия.
Форма мероприятия представляет собой передвижение участников по различным объектам (станциям) с целью выполнения предложенных заданий. Движение от станции к станции осуществляется с помощью ленты, за которую удерживаются все участники (цель: создание единой команды; доброжелательных, поддерживающих отношений в детском коллективе).
Ход мероприятия
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Сегодня будет праздник необычный,
Сегодня будет путешествие по радужной стране.
В нем множество героев симпатичных,
И значимых в твоей судьбе!
Проведение упражнения на знакомство участников «Имя - движение». Всем присутствующим предлагается назвать свое имя и показать любое движение, остальные повторяют имя и движение.
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное и познавательное путешествие в Цветной мир.
- Ребята, а у вас есть любимый цвет, который вам нравится больше остальных?
- Вы хотели бы узнать, что скрыто в значении выбранного вами цвета? (ответы детей)
- Тогда я предлагаю вам послушать, посмотреть и узнать, что обозначает ваш любимый цвет.
Цель: формирование интереса к психологии, раскрытие качеств участников программы через цветовой образ.
Далее дается характеристика каждого цвета:
Выбор красного цвета – вы любите быть в центре внимания, всегда стремитесь к успеху. Стараетесь быть активным, принимать участие в различных мероприятиях. Любите, когда вас хвалят. Старайтесь не хвастаться и не ябедничать!
Выбор коричневого цвета — вы иногда бываете упрямыми, но добиваетесь своего. Хорошо, что вы энергичные и смелые.
Любители зеленого цвета — у вас уравновешенный характер, вы любите честность и справедливость. Иногда чувствуете себя одиноким, но вы отзывчивы, охотно помогаете людям.
Вы любите синий цвет — вы воспитанные и вежливые, готовы уступить, чтобы не было ссоры.
Любят желтый цвет люди с выраженной фантазией и развитым воображением. Им нравятся творческие занятия.
Любите черный цвет — вы совсем не такой, каким видитесь окружающим. Вам незаслуженно приписывают черствость и зря лишают доверия. Может, вы слишком загадочно выглядите?
Нравится белый цвет – вы одаренная и всесторонняя личность. Непринужденно общаетесь, у вас много положительных качеств.
Рефлексия.
- Совпадает ли значение цвета с вашими представлениями о себе? А что-то интересное и новое узнали про себя и про свой цвет? (ответы детей)
Звучит музыкальный файл («В дорогу»)
На фоне музыкального сопровождения произносится следующий текст:
- Итак, закройте глаза и … представьте, что вы сидите на радуге. Ярко светит солнышко – вам тепло и уютно, дует легкий ветерок, и щебечут птицы.
- Ребята, открывайте глаза, мы начинаем путешествие по цветному миру.
- Во время путешествия, посещая различные стации, за выполнение заданий вам будут даваться разноцветные кружки. А для чего они нужны, вы узнаете в конце нашего путешествия.
1 станция "На приёме у королевы"
- Ребята, на этой станции вам необходимо проявить ловкость, смекалку и творческие способности.
Цель: задания №1, №2 способствуют снятию мышечного зажима, активизируют участников программы. Занятие №3 способствует повышению самооценки и отработки навыков изготовления поделки по образцу.
Задание №1 «Мим»
Необходимо изобразить мимикой и жестами следующие выражения:
Проколотый воздушный шарик
Часы с кукушкой
Мигающая лампочка
Попугай в клетке
Завядший цветок
Распускающаяся роза
Задание №2 «Походка»
Необходимо изобразить походку человека, который:
Хорошо пообедал
Попал ночью в лес
Пробежал 10 км.
Задание №3 «Золотые ручки»
Из предложенного материала: бумага, фольга, серпантин, ленты - необходимо сделать корону короля /королевы . Для повышения самооценки учащимся предлагается с помощью жестов, мимики, осанки показать свою принадлежность к королевским особам.
Участникам вручаются цветные кружки.
2 станция «В гостях у сказки»
- Цвет интересует поэтов и писателей. Послушайте рассказ ученицы 4-го класса. Назвала она его «Розовый цвет»
«Когда только всходит солнце, - все вокруг розовое-розовое, словно со всего мира собрались лепестки розовых роз и облепили небо. У меня есть розовое ожерелье. Бусинки – словно утренняя роса в розовом цвете. Розовый цвет самый живой и прекрасный цвет в мире!»
- Что вы чувствовали, когда слушали этот рассказ? У вас есть любимый цвет? Я вам предлагаю составить рассказ о своем любимом цвете.
Участникам вручаются цветные кружки.
3 станция «Большие гонки»
На этой станции сейчас собрались самые счастливые, самые удачливые, самые сильные, самые ловкие - настоящие герои...
Цель: применение упражнений адаптивной физической культуры для гармонизации и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Условия: участники делятся на две команды.
Эстафеты:
1. «Кольцеброс» Каждый участник команды кидает по 5 колец на кольцеброс.
2. «Водитель» Каждый участник, держа в руках руль, «по змейке» обходит кегли и обратно возвращается без задания.
Участникам вручаются цветные кружки.
4 станция «В гостях у Марьи - искусницы»
Цель: отработка навыка изготовления поделки по образцу, рефлексия доброжелательных отношений детей с ограниченными возможностями здоровья к значимым для них взрослых и сверстников.
На труде я не скучала,
Я цветочки вырезала,
Разноцветные снежинки,
Птичек, звёздочки, картинки.
Я — почти художница.
Помогли мне…
(Ножницы)
Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей.
Я — липучий, вязкий…
(Клей.)
Изготовление поделки по образцу.
Участникам вручаются цветные кружки.
5 станция «Театральные тайны»
Цель: знакомство с новой техникой (нанесение театрального грима), выражение эмоционального состояния через цветовое оформление лица участников программы.
Рефлексия:
- Какие чувства вы испытывали, когда вам наносили грим на лицо?
- Каково ваше состояния при виде разноцветной радуги на своем лице?
Участникам вручаются цветные кружки.
РЕФЛЕКСИЯ
Обсуждение ведущими с участниками мероприятия чувств и эмоций, полученных в ходе выполнения заданий.
Фиксация положительных эмоций, доброжелательных отношений в сложившейся группе.
- Вот и закончилось наше путешествие. Нам очень важно знать ваше мнение о нашем путешествии по Цветному миру. У вас в руках пять кружочков разного цвета. Давайте условимся, что будет обозначать каждый из них. Поднимите те цвета, которые символизируют ваше отношение к занятию.
Далее участникам игровой программы предлагается наклеить разноцветные кружки в рамку для картины. Таким образом, создается картина настроения всех участвующих в мероприятии.
Приложение 1
Приложение 2
Рекомендуем посмотреть:
Психологическая викторина для детей 10-14 лет
Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников
Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа