Мне всегда хотелось работать с детьми. И до работы в дошкольном учреждении мне казалось, что первоклашки, бегущие в школу, самые маленькие и беззащитные на свете. Однако, погрузившись в работу детского сада, поняла, какой кропотливый труд у моих коллег. Какая большая ответственность лежит на наших плечах. В детский сад приходят совсем малышки, такие крошки, которых нужно всему научить. Они смотрят на тебя наивными, чистыми детскими глазами, обнимают пухлыми ручками и называют «мамой». Чувствуешь на себе такую огромную ответственность за них! Если ты МАМА-то, никогда не предашь, пообещаешь - выполнишь, ответишь на все «почему», защитишь, успокоишь и поможешь дождаться настоящую маму с работы!
И до сих пор, уже 20 лет работая педагогом, часто задаю себе вопрос: «А каким же должен быть воспитатель? Стала ли я таким, каким он должен быть?»
ДА, добрым! ДА, любящим детей! Современным! «Подкованным» в вопросах педагогики! И обязательно – гуманным! Гуманизм воспитателя должен проявляться во всем: в отношении с детьми, родителями, коллегами, администрацией…
Современная жизнь диктует свои установки. Приходится не жить, а выживать. Воспитателю нужно успеть многое. Кроме, работы на группе, нужно ежедневно заполнять кучу документации, делать распечатки своих занятий, оформлять родительские уголки. Многим воспитателям не хватает уверенности в себе. Вроде бы большой стаж, а могу ли соответствовать современным требованиям? Зачастую анализ работы воспитателя сводится к указанию недостатков и недоработок, часто забывают отметить то доброе и хорошее, что есть в нем!
Ещё чаще, в гонке за аттестацией, отношения воспитателей основываются на соперничестве и конкуренции, а не на сотрудничестве и сотворчестве. А ведь вдохновение приходит к педагогу от его собственного успеха! Когда воспитатель испытывает радость от общения с детьми. И тогда у воспитателя появляется доброжелательное, ровное, терпимое отношение к окружающим. Человек, реализующий себя в работе и общении, понимает себя так: трудиться – значит жить, а жить – значит радоваться жизни. Такой педагог с радостью отдаётся любимому делу, а для ребёнка может создать атмосферу радости и творчества!
Кто же воспитатель на самом деле? Я думаю так.
ВОСПИТАТЕЛЬ – это вторая МАМА, наставница, педагог, культ массовик, экономист, дипломат, психолог, психотерапевт, кукловод, физорг, танцмейстер, справочное бюро для дошкольников, актер, режиссер, сценарист, певец, сказочник, оптимист!
Воспитателю необходимо таковым быть. ДА, и психотерапевтом! Для этого надо установить душевную связь с ребёнком, знать проблемы ребёнка, его душу, понимать все его трудности и помогать преодолевать их. Если это достигнуто, то воспитателю с ребёнком легко.
Воспитатель, использующий гуманные методы и приёмы в воспитании, заботится о душевном равновесии каждого ребёнка, помогает ребёнку преодолеть его собственные проблемы в воспитании и развитии. Педагог видит, как ребёнок чувствует себя в группе, умеет ли найти себе занятие по душе, здоров ли он эмоционально, умеет ли гордиться собой, ДАЖЕ ЕСЛИ В ЧЁМ – ТО ОТСТАЁТ ОТ ДРУГИХ.
При отборе методов и приёмов воспитания важно помнить следующее:
- Никогда не наказывать детей
- Не сравнивать детей друг с другом, не ставить друг другу в пример
- Не выставлять детей на позор
- Не укорять детей
- Не жаловаться на них родителям
- Не стоять над душой, не надзирать над ними
- Не оскорблять
- Не приказывать, не требовать жестоко
- Обеспечить успех во всех делах и особенно в творчестве
- Хвалить от души
- Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям
- Прощать искренне
Считаю, что ни в одной другой работе существующей – такой, как в нашей, педагогической, воспитательской, без любви к детям работать просто нельзя!
Я расскажу о ней стихами:
С дошкольником пять зим и лет
Кто рядом всегда? Воспитатель!
А, если спросишь - получишь ответ
На каждый вопрос, приятель!
Игры, походы, занятия ведет
Кто же? Да, он - воспитатель!
Азы этикета преподает
Кто, как не он - воспитатель!
К школе готовит и учит лепить,
Родину нашу ценить и любить,
Дружными быть, аккуратными быть-
Учит все он - воспитатель!
С мамой и папой поговорит,
Баловников пожурит, приструнит,
Сказку прочтет, на прогулку сведет,
Мишку смешного к спектаклю сошьет.
В горе утешет и слезы утрет,
И колыбельную песню споет.
Кто, как не он – воспитатель!
Сколько за всем этим скрыто труда!
Все же главней – чтоб росла детвора!
Здоровой росла и счастливой,
Вот в чем воспитателя СИЛА!
Порой родители искренне сочувствуют: «Как вы тут с ними, Анна Анатольевна, целый день! Мы дома с ума сходим с нашими детками, покоя не дают!» А я отвечаю:
«Некогда нам скучать! У нас столько интересных моментов запланировано на день, что даже не успеваем все переделать! Вместе и посмеемся, и поплачем! Как могут они мне надоесть? Мне без ваших деток наоборот скучно!»
Мое кредо: «Всегда быть своей в мире детства!» Потому что детство не имеет границ. Потому что даже БОГ завещал людям: «Будьте, как дети!», ибо дети безгрешны. У них можно многому научиться. Даже самому элементарному – не сердиться подолгу друг на друга, моментально забывать обиды, смеяться, улыбаться, радоваться каждому дню!
Дети – наше будущее! Я за счастливое будущее!
Рекомендуем посмотреть:
Моя педагогическая философия
Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия
Сочинение воспитателя. Детский сад будущего
Стихотворение: Я Воспитатель!