Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Профилактика и коррекция дисграфии у младших школьников

Профилактика и коррекция оптико-пространственных представлений у обучающихся с ТНР в условиях школы-интерната.
В данной статье можно познакомиться с методами и приёмами профилактики и коррекции оптико-пространственных нарушений у обучающихся с ТНР (тяжелыми нарушениями речи. Статья представлена на основе опыта работы учителя начальных классов и учителя-логопеда в школе-интернате для детей с ТНР. Статья будет полезна учителям начальной школы, учителям-логопедам, родителям младших школьников.

ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос» это школа-интернат для детей имеющих тяжелые нарушения речи. В центре реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) на основе ФГОС с учетом УМК «Школа России».
В центре обучаются дети, имеющие различные речевые нарушения, и если в 1 дополнительном и первом классах логопедическая работа направлена в основном на коррекцию звукопроизношения, то со второго класса большая работа ведется по коррекции дисграфии (различных видов) и дислексии.
Ошибки чтения и дисграфические ошибки носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.
В последнее время у большого количества детей при обучении грамоте и в дальнейшем проявляются ошибки оптического характера. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания, т.к. она недостаточно дифференцируется учителем и родителями. Эти ошибки чаще всего связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные «описки». Но здесь очень важно понимать, что оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
Виды оптической дисграфии:
- к оптической дисграфии относится зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга;
- литеральная форма оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв;
- вербальная форма оптической дисграфии - изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.
Таким образом, нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок на письме
- трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки;
- замены букв по кинетическому принципу, т.е. буквы, отличающиеся на письме одним из элементов. (б-д, а-о, и-у, Н-К);
- смешения по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т);
- недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, неправильное расположение элементов букв относительно друг друга (буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж)
- зеркальное написание букв, т.е. буквы отличающиеся по направлению элементов; в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О
- пропуски, перестановки, вставки букв и недописывание слов;
- несоразмерность букв, несоблюдение строки и наклона.
Как и любое другое речевое нарушение, оптическую дисграфию легче предупредить, чем устранить. Поэтому важно провести профилактику данной патологии еще в дошкольном возрасте. И начинать можно с самого раннего возраста.
Т.е. профилактическая и коррекционная работа особенно важна для учащихся 1 дополнительных и первых классов, т.к. необходимо создать условия для успешности детей с ОВЗ в дальнейшем обучении.
Наличие дисграфии, в том числе и оптической, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мотивацию обучения, препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Поэтому необходимо «дотянуть» детей имеющих оптико-пространственные нарушения до необходимого уровня.
Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по ее устранению и профилактике. Эффективность работы также напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков. Наиболее быстрых положительных результатов можно достигнуть при постоянном взаимодействии учителя начальных классов, учителя-логопеда и родителей.
Главные условия профилактики и коррекции оптико- пространственных представлений это комплексность и системность.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Профилактика оптической дисграфии осуществляется по 4 направлениям:
• Развитие зрительного восприятия (гнозиса)
• Расширение объема и уточнение зрительной памяти
• Формирование пространственных представлений
• Развитие зрительно-моторной координации
В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис).
В каждом из этих 4-х направлений также важно учитывать последовательность формирования их в онтогенезе.
Развитие зрительного гнозиса проходит в следующей последовательности:
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия размера и величины.
Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;
б) развитие запоминания цвета;
в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
Формирование пространственного восприятия и представлений (формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения):
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б) дифференциация правых и левых частей тела, предмета, собеседника;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
В развитии этого направления большое влияние имеет не только учитель-логопед, но и учитель физкультуры, рисования, музыки, преподаватель ритмики и логоритмики.
На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Также параллельно с развитием пространственных представлений проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.
При работе над четвертым направлением по профилактике и коррекции оптической дисграфии (развитие зрительно-моторной координации) соблюдается следующая последовательность:
а) закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме;
б) автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв;
в) дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация смешиваемых букв проходит сначала изолированно, затем в слогах, словах, предложениях, текстах.
Развитие всех этих направлений в правильной, четкой последовательности чрезвычайно важно для предупреждения и ранней коррекции оптической диcграфии. Еще раз хочется отметить, что особое внимание следует уделить комплексному воздействию и системе работы по профилактике оптико-пространственных нарушений у детей с ТНР. Преемственность между специалистами, участвующими в коррекционной работе, родителями необходима для согласования коррекционных занятий с программой образовательного учреждения и, наоборот, для внесения некоторых необходимых изменений в методику преподавания в классе. Поэтому в центре «Логос» были разработаны рекомендации для различных специалистов школы в какой последовательности и при выполнении каких заданий в игровой, ненавязчивой форме осуществлять профилактику оптико- пространственных представлений у обучающихся с ТНР.
Только при комплексной и системной работе можно решить проблему оптической дисграфии и обеспечить в будущем успешность обучающихся с ОВЗ и возможность полноценного овладения грамматикой родного языка.

Рекомендуем посмотреть:

Игры для профилактики оптической дисграфии и дислексии у дошкольников Логопедическое занятие по преодолению оптической дисграфии Профилактика и коррекция оптико-кинетической дисграфии у старших дошкольников и младших школьников Консультация логопеда для родителей 1 класса
Воспитание орфоэпической культуры младших школьников | Ребенок с заиканием. Что делать? Консультация логопеда
Опубликовано: 2133 дня назад (20 января 2019)
Просмотров: 975
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Виктория Александровна Лутковская # 22 января 2019 в 19:03 0
Добрый день. Очень подробно описаны причины и признаки оптической дисграфии и дислексии. Понятно и доступно изложен план коррекционной работы. Успехов в работе.