Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Профилактика и коррекция оптико-кинетической дисграфии у старших дошкольников и младших школьников

Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана рядом причин: недостаточным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только устной речи, но и письменной. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-кинетическая дисграфия, осложненная акустическим недоразвитием.
Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием устной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию.
Смешанный вид дисграфии предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу. У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями русской графики. И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируются между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р; и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д, у, з и другие.
Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ).Поэтому, не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Коррекция оптической дисграфии представляет собой практический материал, составленный с учетом методических требований:
• развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т.ч. и буквенного.
• уточнение и расширение объема зрительной памяти.
• формирование пространственного восприятия и представлений.
• развитие мелкой моторики.
• развитие зрительного анализа и синтеза .
• формирование речевых обозначений зрительно-пространственных обозначений.
• дифференциация смешиваемых на письме букв.

Кратко опишу методику и задачи работы:
1 задание
Составь заданную букву из элементов. Напиши эту букву.
Задача: Сформировать зрительное восприятие буквы в различных шрифтах. Параллельно проводится ознакомительная и познавательная работа по начертанию букв, нахождению сходства и различия. Эффективным является показ стилизованных букв.
2 задание
Игра «Путница». Нужно найти спрятанную новую ( не говорим какую!) букву.
Задача: Формирование зрительного гнозиса и праксиса. Параллельно, например на уроках математики, проводится работа по разъяснению понятий: «обвести в кружок » и «по контуру».
3 задание
Найди на рисунке спрятавшуюся букву среди других букв и картинок.
Задача: Выявление образа буквы в зашумленном ,заштрихованном варианте. Параллельно ведется работа по знакомству с геометрией: ломанные линии, клетка, параллельные прямые и т.д.
4 задание
Определить букву в неправильном положении.
Задача: Сформировать пространственное восприятие образа буквы. Параллельно проводится работа по формированию понятий: «наклон» и «лево-право».
5 задание
Выделение знакомой, новой буквы.
Задача: Развитие пространственных отношений. Параллельно формируется пространственное положение предмета, в частности «НА».
6 задание
Раскрашивание и выделение только знакомой буквы.
Задача: Развитие зрительного анализа и синтеза. Желательно параллельно на занятиях по развитию речи уделять внимание упражнениям :- Назвать слова начинающиеся на звук…. .
7 задание
Добавить недостающий элемент. Игра «Буква поломалась».
Задача: Развивать пространственные отношения. Параллельно проводятся задания по развитию пространственного восприятия: верх-низ, лево-право, с боку, впереди и т.д.
8 задание
Вылепи, нарисуй, заштрихуй заданную букву.
Задача: Сформировать зрительное узнавание буквы. Параллельно проводятся занятия по лепке, рисованию ,штриховке, графические диктанты .

Предлагаемая методика апробирована в работе с дошкольниками (при подготовке к школе) и при коррекции-профилактики дисграфии в начальных классах. Динамика положительная! Занятия проходят всегда с интересом. Использование в работе данных заданий позволит родителям, воспитателям, учителям начальных классов, учителю-логопеду, репетиторам в течение года провести эффективную коррекционную и профилактическую работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Вьетнамская игра головоломка для дошкольников своими руками Развитие словаря у дошкольников в играх Логопедическое занятие по преодолению оптической дисграфии Развитие графомоторных навыков как профилактика оптической дисграфии
Логопедическое занятие по преодолению оптической дисграфии
Опубликовано: 3250 дней назад (29 января 2016)
Просмотров: 2605
0
Голосов: 0
Анна Владимировна Кутырова # 3 февраля 2016 в 19:40 0
Добрый вечер!
Благодаря вашему материалу обновила свои знания по дисграфии, хотя не работаю с этим направлением, т.е. я работаю в д/с и занимаюсь, в основном, профилактикой этого нарушения. Публикация ваша очень полезная, как для педагогов, так и для родителей. Думаю, будет полезно использовать даже с детьми у которых нет нарушений речи и письма.
Спасибо!