Развитие графомоторных навыковкак профилактика оптической дисграфии
Графика является разделом лингвистики и изучает систему отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также зрительный образ буквы, восприятие его, и сам процесс изображения буквы.
Исходя из определения, данного Н.Г. Агарковой
графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, написание их на бумаге и вместе с тем понимание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).
По мнению Н.Г. Агарковой графический навык вбирает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя написаниепрописных букв или печатных знаков букв.
Как отмечала И.Н. Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. К школьному возрасту участи коры головного мозга функционально и морфологически развиты не в полной мере, в частности лобные доли.В следствии чего затруднён процесс овладения письмом.
Недостатки письменной речи могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, а также запоздалым созреванием систем мозга и нарушением их функционирования.
У детей с нарушением письменной речи в значительном числе случаев не сформирована произвольная моторика, недостаточна слухомоторная координация и чувство ритма.
К тому моменту как ребенок идет в школу у него должна сформироваться литеральность, то есть определиться ведущее полушарие головного мозга. Практика показывает, что у большинства младших школьников этот процесс затягивается. В итого, в совокупности с неблагоприятными факторами (переутомление,частые соматические заболевания) осложняется обучение чтению и письму.
При первичной диагностике учитель-логопед должен обратить внимание:
• ребенок не определился в ведущей руке;
• поинтересоваться у родителей не переучивали он ребенка писать с левой руки на правую;
• есть ли в семье леворукие;
• встречается ли в письме зеркальное изображение букв.
Проанализировав письменные работы учеников, испытывающих зрительно-пространственные проблемы можно выделить следующие критерии:
• при ориентировке на тетрадном листе возникают проблемы с нахождением начала строки;
• с трудом удерживает строку при письме;
• неравномерность и колебание наклона и высо¬ты букв, элементы букв не соответствуютдруг другу;
• формирование графических и двигательных образов,
• замены зрительно похожих и близких по написанию букв;
• устойчивая зеркальность при написании букв
«е», «з», «с», замены букв
«д-б-в» и т.п.;
• пропускает и заменяет гласные, в том числе и ударные буквы в словах;
• нарушает порядок букв в словах;
• тенденция к фонетическому письму -
радсно–радостно.
Необходимо учитывать нарушение анализаторной системы, психических функций, несформированность операций письма осуществляется классификация нарушения письма, т.е. дисграфии.
О. А. Токарева выделяла 3 вида дисграфии:
акустическую, оптическую, моторную.
Более подробно я хотела остановиться на оптической форме дисграфии,
посколькуименно этот вид дисграфии воздействует на развитие графомоторных навыков.
Оптическая дисграфия (греч. - относящийся к зрению) - дисграфия которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме; к дисграфии оптической относят и зеркальное письмо.
Смешение при письме букв по оптическому и кинетическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии.
Специально подобрав игры и упражнения нужно помочь ученику не путать при письме буквы, которые сходны по кинетическому и оптическому признаку (б-д, п-т, о-а и т.д.).
При работе с оптической дисграфией нужно придерживаться таких основных коррекционных направлений:
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания цвета, формы, величины (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного.
2. Расширение объёма зрительной памяти;
3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Дифференциация смешиваемых при чтении и письме букв (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.
Вывод: При оптической дисграфии отмечается неустойчивое восприятие зрительного образа буквы, так же затрудненно образование связи междузрительным образом буквы и звуком, не четко сформирован зрительный образ буквы, из-за этого одна и та же буква может восприниматься по-разному.
Исходя из этого, главенствующей задачей будет- предупреждение и устранение нарушения письма.
Проведя обследования в заключении, учитель - логопед рекомендует родителям и педагогам упражнения, которые способствуют профилактике нарушения письма, и развивает графомоторный навык младшего школьника.
Коррекционно развивающая работа с этими детьми планируется совместно учителя-логопеда и педагогом психологом.
Начинать работу следует с развития зрительного гнозиса.
1.Развитие зрительного восприятия и узнавания цвета, формы, величины (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного.
Работу нужно начинатьс развития предметного гнозиса предлагаются следующие задания:
• назвать предметы (рисунки с контурными изображениями предметов);
• назвать предметы с недорисованными частями;
• назвать контуры предметов наложенные друг на друга;
• назвать что неправильно нарисовал художник («Нелепица»);
• ранжировать предметы или изображения по величине;
• срисовать изображение предметов состоящие из геометрических фигур;
• дорисовать у контурнезаконченных фигур (круг, треугольник и д.р.)
Развитие буквенного гнозиса осуществляется с помощью следующие задания:
• найти в заданную букву (в ряду других букв);
• соотнеси буквы (одни и те же, написанные разным шрифтом);
• обведи буквы по контуру;
• допиши букву;
• напиши, затем назови буквы (наложенные друг на друга изображения букв);
• конструирование реконструирование заданной буквы:
а) добавь элементы, например, Б - В
б) уменьши количество элементов, например, Д-Л
в) измени пространственное расположение элементов, например, Р – Ь.
2.Расширение объёма зрительной памяти.
Развивая зрительную память, предлагаются следующие задания: запомнить от 5 до 6 изображений, потом отобрать их среду других 8-10 изображений
3.Формирование пространственного восприятия и представлений.
При развитии графомоторного навыкатакже, как и при устранении оптической дисграфии важно формировать пространственные представления. Ориентировка в пространстве включает в себя три вида, которые связаны между собой:
а) ориентировка в частях собственного тела, дифференциация права и лева;
б) ориентировка в макропространстве (окружающем пространстве);
в) ориентировка в микропространстве (на листе бумаги, в тетради).
4.Развитие зрительного анализа и синтеза.
Работа на этом этапе направлена на определение сходства и различия между схожими изображениями букв.
5.Дифференциация смешиваемых при чтении и письме букв (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.
• большое внимание про коррекции оптической дисграфии уделяется пониманию и употреблению предложных конструкций, наречий;
• соотнести букву с каким-либо сходным по форме предметом или изображением (Б с белкой; Д с дятлом; Ж с жуком и т.д.);
• определение на ощупь барельефов букв и узнавание их с закрытыми глазами.
Эти задания направлены на узнавание фигур предметов. Определение их местоположения в пространстве активизируя зрительное внимание. Учить ребенка находить сходства и различия букв. Это благотворно влияет на преодоление ошибок, сделанных по оптическому свойству буквы.
Решая поставленные задачи, учитель-логопед может проводить целенаправленную работу по развитию зрительного и буквенного гнозиса, пространственных представлений и их обозначений в речи, развивать зрительный анализ и синтез.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – М., 1986.
2. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии: В 2 тт. Т.II / Л.С. Волкова, В.И. Селивёрстов. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1997. – 656 с.: ил.
3. Ефименкова Л. Н. Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991
4. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы, Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 32с.
5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: - СПб.: ИД «МиМ», 1997
6. Логопедия в школе: Практический опыт/ под ред. В.С. Кукушина – М. ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004
7. Логопедия: Учеб. Для дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., - М.: ВЛАДОС, 2003. (Стр. 458 – 484).
8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. – СПб.: Дельта, 1998.-208с.
9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. / Р.И. Лалаева.– М.: Гуманит.изд. ВЛАДОС, 1999. – 224с.: ил.
10. Парамонова Л.Г. Упражнения на развитие письма для подготовки ребёнка к школе./ Л.Г. Парамонова. – М.: ООО «Аквариум – Принт», К.: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2005. – 192с.: ил.
11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие./ И.Н. Садовникова. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1997. – 256с.
12. Ивановская ОГ, Гадасина ЛЯ, Николаева ТВ, Савченко СФ Дисграфия и дизорфограия. С-П., 2008
13. Кувшинова Е.А. Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР. / Логопед. – 2005. - № 6. – с.4-11
14. Леонова С.В. Содержание и приёмы коррекционной работы при оптической дисграфии. / Логопед. – 2005. - №5. – с. 108 - 125
Рекомендуем посмотреть:
Логопедический конструктор
Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи
Логопедическое занятие по преодолению оптической дисграфии
Профилактика и коррекция оптико-кинетической дисграфии у старших дошкольников и младших школьников
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»