Использование речевых игр с дошкольниками своими руками
Автор: Утюжникова Светлана Сергеевна,учитель-логопед,МАДОУ д/с"Буратино",районный центр Кыра
Слово есть первый признак сознательной,разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.(К.С.Аксаков)
Успешное речевое развитие зависит от восприятия детьми окружающего мира и от предметной деятельности.Предлагаю речевые упражнения,которые будут полезны педагогам,детям,весь иллюстративный материал рисовали сами,с помощью акварели сделали цветным.В игровой форме дошкольники познакомятся со словообразованием,научатся образовывать новые слова,понимать значение и происхождение сложных слов,выделять родственные слова.Под
словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением.
Цель:развитие словарного запаса у детей;
Задачи:
-научить отличать "родственные" по смысловому значению слова;
-обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов;
-воспитать простейшие навыки словообразования;
Оборудование:предметные картинки своими руками;
Рассмотрим наиболее простые,доступные для детей способы образования новых слов.
Варианты игр с использованием картинок
Игра "Большой-маленький"
Цель:учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;
Ход игры:
Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами и по этим картинкам задаются вопросы,стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительными суффиксами.Подберите для каждого большого предмета такой же,но маленький.Назовите маленькие предметы ласково.
Например:
Вот это большой дом.А как сказать про маленький?(домик);
Дом-домик
На картинке большой шар.А как сказать про маленький?(шарик);
Шар-шарик
А про маленький гриб?(грибочек);
Гриб-грибочек
Игра"Найди родственников"
Цель игры: развитие у детей представлений о родственных связных слов,овладение навыком подбора родственных слов,уточнение и активизация словарного запаса;
Ход игры:
Разложите картинки.Предложите детям назвать картинки.Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку,которая называется родственным словом.Подберите пары слов по смыслу например:
Чай-чайник
Лист-листья
Хлеб-хлебница
Снег-снеговик
Море-моряк
Рыба-рыбак
Картинка поможет проверить выполнения задания.Для того чтобы установить родство слов,необходимо понимать их,уметь объяснять значения.Попросите детей составить предложения по картинкам.Можно придумать предложения по отдельным картинкам или используя пары родственных слов.
Игра "Словообразование"
Отгадай загадки.Найди и назови картинки-отгадки.
Объясни,из каких слов составлено каждое слово-отгадка.
Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?(самоЛЁТ)
Красивые колёсики
Там их обычно два.
Ещё на нём подножка есть.
Что это,детвора?(самоКАТ)
Руки в боки,как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита,и чайник-
Сам заварит,сам нальет.(самоВАР)
Есть у нас в квартире робот,-
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит,как лайнер:"Туу-у"
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет,не чихает...(пылеСОС)
Игра"Слова-братишки"
Рассмотри и назови картинки.
Где подберезовик?
Где подосиновик? Чем эти слова похожи друг на друга?
Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами-подосиновики,
Такие грибы красивые!
Березовые рощи нарядны и светлы,
Березки много света с собою принесли.
Березоньки красивы,растут в березняке,
А березняк тот светлый спускается к реке.
Таким образом,дети в игровой форме познакомились со словообразованием,развивали свой словарный запас,это было интересно,познавательно и увлекательно.
Рекомендуем посмотреть:
Игра - придумывание для старшей и подготовительной группы
Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет
Лексические игры "Живые и неживые предметы" для дошкольников 4-7 лет
Словесная игра для детей дошкольников на развитие фонематического слуха
Похожие статьи:
Игры на развитие восприятия и речи у детей 4-6 лет
Логопедические игры своими руками для дошкольников
Логопедические игры своими руками
Логопедическая игра для старших дошкольников
Логопедическая игра для детей 5 – 8 лет «Кто быстрее»