Лексические игры "Живые и неживые предметы" для дошкольников 4-7 лет
Лексические игры "Живые и неживые предметы" для дошкольников
Автор: Жабина Ирина Владимировна Должность, место работы: воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево Описание материала: методическая разработка будет интересна воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Лексические игры рассчитаны на детей 4 – 7 лет.
Мы все хотим, чтобы наши дети говорили красиво и правильно, чтобы они хорошо учились. Поэтому речевому развитию ребенка необходимо уделять большое внимание уже в дошкольном возрасте, чтобы в начальной школе избежать трудностей в овладении русским языком. Для развития речи мы, педагоги, используем дидактические и лексические игры и упражнения. Такие игры развивают интерес к слову, к речи, расширяют словарный запас. Параллельно с развитием речи у ребенка совершенствуются и другие психические (познавательные) процессы: память, внимание, мышление, воображение. Хорошие результаты достигаются в процессе систематических речевых упражнений, для массовой организации которых сейчас очень удобно применять информационно – коммуникационные технологии. В настоящее время у педагогов появилась возможность использовать современные технические средства обучения, которые позволяют наглядно продемонстрировать иллюстративное сопровождение игр. Игр и упражнений для развития речи много. В данной методической разработке представлен небольшой лексический материал в картинках для двух игр, которые упражняют дошкольников в определении живых и неживых предметов. Эти игры не новые, хорошо известные и представлены в качестве образца по определению живых и неживых предметов.
В учебнике «Мир вокруг нас» (2 класс, учебно-методический комплект «Школа России) автор Плешаков А.А. предлагает учащимся проводить классификацию объектов живой и неживой природы при помощи цветных фишек, а в рабочей тетради – подчеркнуть карандашами разного цвета объекты живой и неживой природы. Мне показалось рациональным использовать этот прием для организации речевых игр и с дошкольниками. Такую работу, на мой взгляд, уже можно начинать проводить с детьми среднего дошкольного возраста (с 4-х лет). К играм прилагается презентационное сопровождение.
Презентация создана в программе PowerPoint 2007. Каждая иллюстрация на слайде появляется по щелчку мыши. По созданию презентации можно воспользоваться инструкциями из материалов в блоге Толстиковой Татьяны Александровны: /blogs/tatjana-aleksandrovna-tolstikova/oformlenie-fona-prezentacii-v-programe-powerpoint-2007-master-klas-s-poshagovym-foto.html /blogs/tatjana-aleksandrovna-tolstikova/oformlenie-rebusov-v-programe-powerpoint-2007-master-klas-s-poshagovym-foto.html
Цель: расширение знаний о живых и неживых предметах. Задачи: развивать речь, память, внимание, мышление, воображение;
учить правильно ставить вопрос;
совершенствовать умение определять живые и неживые предметы;
формировать навыки словообразования. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация. Предварительная работа: беседа о свойствах живых и неживых предметов; познакомить детей с понятиями «живое» и «неживое», рассматривая иллюстрации, обращая их внимание на предметы, которые окружают малышей каждый день дома, в детском саду и на улице. Обратить внимание родителей на то, чтобы они при активном речевом взаимодействии с детьми помогали им определять живые и неживые предметы. Рекомендации: если нет условий для показа презентации, то можно вырезать зеленые кружочки и синие треугольники из картона и предлагать детям накладывать их на картинки с живыми и неживыми предметами. Еще дети очень любят раскрашивать различные предметы, всегда стараются показать результат своего труда. После того, как они закончат раскрашивать, я им тоже предлагаю рядом обозначить предмет соответствующим знаком (нарисовать знак).
1) Лексическая игра «Кто это?», «Что это?»
Описание: объяснить детям (или напомнить им при условии, что они уже играли в подобную игру): если задаем вопрос «Кто это?», значит предмет живой. А если задаем вопрос «Что это?», значит предмет неживой. К каждой картинке на экране надо правильно поставить вопрос, то есть предложить детям подумать, как правильно спросить, например, про бабочку: «Кто это?» или «Что это?». Обсуждаем «живой» это предмет или «неживой». Далее предложить дошкольникам определить, каким знаком обозначим предмет: зеленым кружочком (если он живой) или синим треугольником (если предмет неживой).
2) Лексическая игра «Ласковые слова»
Описание: предложить детям вспомнить, как их ласково называют мамы или другие взрослые люди. Объяснить дошкольникам, что ласково их называют потому, что они еще маленькие. Предложить детям игру, в которой маленькие предметы мы будем называть ласково и определять, каким знаком обозначим предмет: зеленым кружочком (если он живой) или синим треугольником (если предмет неживой).
Презентация на тему: Лексические игры "Живые и неживые предметы"
Ирина Владимировна,здравствуйте! Лексические игры "Живые и неживые предметы" для дошкольников -интересно оформленный материал. Содержание соответствует возрасту детей. Прекрасная яркая презентация. Материал оформлен с учетом требований сайта, цель обозначена, задачи в процессе игры решаются. Думаю материал будет востребован. Творческих успехов!
Здравствуйте, Ирина Владимировна. Какое замечательное вступительное слово к работе.
Сама разработка интересна, прекрасное описание игр. Яркие картинки дополняют материал, что дети очень любят.
Творческих успехов и удачи.
Здравствуйте, уважаемая Ирина Владимировна! Предоставленный материал показывает, что лексические игры влияют на речевое развитие детей, в смысле развития внимания, мышления, памяти, а также интереса к слову. В разработке Вы совершенствуете уже хорошо известные игры, с помощью современной технологии. Применяете новые способы демонстрирования материала, в то же время рекомендуете и другие возможности (в отсутствии презентации). Любым образом игры, которые предлагаете, будут интересными и забавными для детей. С уважением к Вашей работе, посылаю свой голос!
Ирина Владимировна, здравствуйте! Ваши игры позволят закрепить и расширить знания детей о живой и неживой природе, способствуя при этом достижению и других не менее важных задач. Ребёнку будет интересно играть в такие игры, они привлекают своей яркостью, возможностью самому тут же проверить и убедиться в правильности ответа. Примите мой голос. Удачи Вам!
Спасибо за интересный и содержательный материал. Благодаря использованию игровых приёмов детям легче воспринимать материал. С удовольствием голосую! Творческих успехов!
Спасибо за приглашение. Давно знакомый материал вы преподнесли очень интересно, используя современные технологии. Я думаю детям такой вариант игры очень понравится Удачи Голос.